Звуковой анализ слов: «сыр», «нос»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 9.docx
Дата: 15.09.15 Урок 9 Тема:                                                                    Звуковой анализ слов: «сыр», «нос» Цели деятельности педагога:  Образовательные: 1)   ознакомить   со   схемами   звукового   состава   слов   «сыр»,   «нос»;   научить   проводить   звуковой   анализ   слова   и определять место звука в заданных словах, классифицировать предметы по определённому признаку (рыбы, насекомые);  Развивающие: 2)     развитие   познавательной   активности   учащихся;   умения   работать   дружно   и   сообща,   развивать   умение следовать  заданным  вербальным  инструкциям  учителя;  совершенствовать  мыслительные  операции:   анализа,  синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы:   память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:            3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности  при выполнении заданий, ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Познавательные: общеучебные ­ ознакомление со схемой звукового состава слова; логические ­ нахождение места звуков [у], [а] в словах (под ударением); выделение заданного звука в словах, определение его места в слове. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно­речевые действия, конст­ руктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Предметные:  умеют  проводить   звуковой   анализ   слова   и   определять   место   звука   в   заданных   словах, классифицировать предметы по определённому признаку (рыбы, насекомые); выполнять звуковой состав слов «сыр», «нос». Метапредметные   (критерии   сформированности/оценки   компонентов   универсальных   учебных   действий   – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :   общеучебные – ознакомление со схемами звукового состава слов; логические – классификация предметов по определённому признаку; выделение заданного звука в словах, определение его места в слове. Р е г у л я т и в н ы е :   принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие. К о м м у н и к а т и в н ы е :   уметь  формировать   коммуникативно­речевые   действия,   конструктивные   способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные:  высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других. I. Самоопределение к деятельности. – С добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень. На уроке не молчать, всем работать, отвечать! Х о д   у р о к а – Что значит быть готовым к уроку? II. Объявление темы и постановка учебной задачи. – Сегодня мы продолжим работу со звуками. Проведём звуковой анализ новых слов, поиграем в уже полюбившуюся игру «Живые звуки» и, как всегда, откроем для себя какую­то новую страницу знаний. 1– Откройте учебник,   определите,   чем конкретно будем заниматься?   (Учащиеся пробуют установить этапы урока, в сотрудничестве с учителем формулируют частные задачи и планируют способы их решения.) III. Открытие нового знания. 1. Звуковой анализ слова «сыр». Игра «Живые звуки». – Определите по схеме, сколько звуков в слове. – «Прочитайте» слово «сыр», соотнося произнесение с движением указки по схеме: «Раз, два, три – указка, звуки оживи!». – «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. – Произнесите только первый звук, обозначьте его фишкой жёлтого цвета. – «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. – Произнесите только второй звук, обозначьте его фишкой жёлтого цвета. – «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. – Произнесите только третий звук, обозначьте его фишкой жёлтого цвета. У доски работают учащиеся с фишками жёлтого цвета, обозначающими данные звуки. – Прочитайте слово. (Сыр.) – Прилетела колдунья и заколдовала звуки [ ы] , [ р] . Какой звук остался? Назовите. ([с].) 2. Определение звука [ ы]  в словах. – Рассмотрите схему слова «сыр». Какой звук отмечен стрелочкой? ([ы].) – Назовите предметы, изображённые в учебнике.  – В каких словах есть звук [ ы] ? (Дым, мышь.) – Положите на эти картинки фишки, обозначающие звук [ ы] . – Кто может привести свои примеры слов,  в которых есть звук  [ ы] ?  (Примеры учеников.) 3. Игра «Где чей нос?» (дифференцированная работа). Д л я   н е ч и т а ю щ и х   у ч а щ и х с я : – Какой из носов подойдет Бабе Яге, Буратино, лисе, Пятачку? Соедините стрелками. Д л я   ч и т а ю щ и х   у ч а щ и х с я : – Соотнесите слово, предмет и найдите нужный нос.  24. Работа по учебнику. Игра «Живые звуки» ([ н] , [ о] , [ с] ). – Рассмотрите схему слова «нос». Что можете по ней рассказать? Кто напомнит алгоритм проведения звукового анализа слова? – Выполним звуковой анализ слова «нос». – Назовите первый звук в слове «нос». – Назовите второй звук. – Назовите третий.  Трое учащихся, изображающие звуки, образуют слово «нос». – «Прочитайте» по схеме на доске первое слово, которое образовали «живые звуки». (Сыр.) – «Прочитайте» второе слово. (Нос.) – Что заметили? (Звук [с] был первым, стал последним.) – Задание для «живых звуков»: «звуки» первый и последний, поменяйтесь местами! 3– Назовите теперь звуки последовательно. ([с], [о], [н].) – Сделайте вывод. (Получилось новое слово, новый смысл.) 5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать». 6. Различение звуков [ л]  – [ р] . Интонационное выделение звуков в словах. Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и й  с выделением звуков [ л] , [ р]  в словах. МУХОМОР Возле леса на опушке,  Украшая темный бор,  Вырос пёстрый, как Петрушка,  Ядовитый мухомор. Вышли волки на охоту,  Бродят стаей по болоту. Между прочим, говорят,  Волки ягоды едят.  ВОЛКИ                  Е. Александрова                                  Е. Алексеев 7. Работа по учебнику. Игра «Назови слово» со звуком [р] или [р’]. –  Назовите   предметы,   расположенные   на   первой   строчке,   интонационно   выделяя   первый   звук.  (Рррак,   рррысь, ррракета.) – Какой первый звук в этих словах? ([р].) – У нас есть уже такой «живой звук».  Встаёт ученик с фишкой жёлтого цвета, который показывал звук [р] в слове «сыр». –   Это   слово   может   быть   следующим?   Почему?  (Звук   [р]   должен   быть   первым,   а   он   был   в   слове   «сыр» последним.) – Назовите, какие слова могут продолжить первую строчу. (Радуга, рука, рыба, руль, рынок и др.) – Назовите предметы, расположенные на второй строчке, интонационно выделяя первый звук. – Какой первый звук в этих словах? ([р’].) – У нас есть такой «живой звук»? (Нет.) Учитель назначает ученика, который выступает в роли звука [р’]. – Какие слова будут дружить с этим звуком, то есть начинаться на звук [ р’] ? (Рельсы, рис, ребус, ремень и др.) 8. Классификация предметов (рыбы, насекомые). – Рассмотрите иллюстрацию. – Кто это? Назовите одним словом. (Рыбы.) – Кто может назвать, какие рыбы изображены? (Сом, щука, окунь.) – Что вы о них знаете? О к у н ь  – очень прожорливая рыба, хищник. На спине острые плавники, которые защищают его от врагов – щук. Щ у к а  – эта рыба движется с быстротой летящей стрелы. Водится в озёрах, прудах, реках. С о м  – крупная пресноводная рыба с усиками около рта. – Кто ещё изображён на иллюстрации? Назовите одним словом. (Насекомые.) Хорошо читающие учащиеся  ч и т а ю т   з а г а д к и  (индивидуальные карточки). Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела.) На цветке – цветок, Пьёт цветочный сок. (Бабочка.)                                               В. Кремнев Над цветком порой замрёт Разноцветный самолёт.  На былинке посидит, Вдруг вспорхнёт – и полетит. (Стрекоза.) 4            В. Кремнев– Каких насекомых можно увидеть на лесной полянке? (Бабочки, кузнечики, стрекозы.) – Некоторых насекомых называют жалящими. Почему? (У них есть жало.) – Назовите таких насекомых. (Шершень, комар, пчела, оса, шмель.) – Рыбы и насекомые – это представители животного мира, который очень разнообразен. – Какие группы животных вы можете назвать? (Звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.) – Что нужно животным для жизни? – Какую пользу приносят животные? IV. Итог урока. Рефлексия. – Какие «живые звуки» с нами играли сегодня? (Учащиеся называют, игроки выходят к доске: [с], [ы], [р], [р’], [о], [н].) – Какие слова могут образовать эти звуки? («Живые звуки» строятся – учащиеся читают: сыр, нос.) – Какой звук остался? ([р’].) – Звук [ р’]  подумал и улетел на стрекозе. Объясните, почему именно на ней? – «Прочитайте» слово «стрекоза», интонационно выделяя звук [ р’] . – На что это было похоже? (На шум моторчика.) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Я. Акима «Планета – дом». Есть одна планета­сад                          Ландыши в траве зелёной, В этом космосе холодном.                  И стрекозы только тут Только здесь леса шумят,                    В речку смотрят удивленно. Птиц скликая перелётных,                   Береги свою планету – Лишь на ней одной цветут                   Ведь другой, похожей, нету. – Чему учит нас это стихотворение? 5