. Романс «Я помню чудное мгновенье»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 6классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему Михаил Иванович Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нём так совершенно. Никогда ещё и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  6  класса               По программе  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,                    На тему­    Михаил Иванович Глинка. Романс «Я помню чудное  мгновенье» В вокальной лирике Михаила Ивановича Глинки важное место занимают  романсы на слова Пушкина. Среди них «Я помню чудное мгновенье» ­  жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гений  поэта и композитора. Трёхчастная форма романса соответствует содержанию  стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни  героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь  наступившего свидания. Мелодия романса глубоко впечатляет своей  плавностью и нежной грацией. Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство  композитора в нём так совершенно. Никогда ещё и никем до Пушкина и  Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства. В Петербург из ссылки вернулся Пушкин. Сразу будто повеяло свежим  воздухом. Глинка уже знал «Цыган», главы из «Евгения Онегина», «Послание  к декабристам», ходившее в списках. Они повстречались в Юсуповском саду.  Пушкин был не один. ­ Позвольте, Анна Петровна, представить вам доброго Глинку, ­ обратился он  к своей даме. ­ Мишель делил в Благородном пансионе один кров с моим  Лёвушкой. Дама дружелюбно кивнула. Её звали Анна Керн. Позже она прославится  бесценными воспоминаниями о Пушкине и его окружении. Не будет ею забыт  и Глинка: «Молодой человек небольшого роста, прекрасной наружности, с  выразительным взглядом весьма добрых, прекрасных темно­карих глаз... Глинка поклонился своим выразительным почтительным манером и сел за  рояль. Можно себе представить, но описать мудрено моё удивление и мой  восторг! Я никогда ничего подобного не слыхала. Такой мягкости и  плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у  кого не встречала!У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые  ими звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала  симпатия. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог  выразить всё, что хотел, и мудрено встретить человека, который бы не понял  того, что пели клавиши под ловкими пальчиками Глинки. В звуках импровизации слышались и народная мелодия, и свойственная  только Глинке нежность, и игривая весёлость, и задумчивое чувство, и мы  слушали её, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудесном  забытьи...» Прошли годы… Дом Глинки был похож на клуб, где всегда музицировали, декламировали  стихи, произносили тосты. Сюда захаживали художники Карл Брюллов и Иван Айвазовский. Сюда вообще мог заглянуть кто угодно, один или с компанией, в любое время суток. И Михаил Иванович, устав от этой шумной жизни,  переехал жить к сестре Маше. Она жила в казённой квартире при Смольном  институте, хозяйством которого управлял её муж. Как­то в квартиру зашла одна из институтских преподавательниц. Лицо её  показалось Глинке знакомым. Это была Екатерина Керн, дочь Анны Петровны Керн, к которой был неравнодушен Пушкин. В этой встрече Михаилу Ивановичу почудился знак судьбы. Екатерина  Ермолаевна не была красавицей. Но её природная мягкость, застенчивость,  добрая и печальная улыбка покорили композитора. Они часто виделись и уже скучали друг без друга, если разлука длилась более  дня. Глинка написал «Вальс­фантазию» и посвятил его Екатерине Ермолаевне. А  также романсы «Если встречусь с тобой» на стихи Кольцова и «Я помню  чудное мгновенье» на пушкинские стихи, адресованные поэтом Анне Керн. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Такой вдохновенной окрылённости, такого лучезарного гимна жизни и  счастью русский романс ещё не знал.Однажды к композитору подошла Анна Петровна Керн: ­ Михаил Иванович, буду откровенна с вами. Меня глубоко трогает ваша  нежная дружба с Катею. О лучшей партии для дочери я бы и не мечтала.  Однако вы женаты. ­ Анна Петровна, я намерен... ­ Не продолжайте, ­ вздохнула Керн. ­ Бракоразводный процесс затянется на  годы. А мне необходимо увезти дочь как можно скорее из Петербурга. ­ Как увезти? Куда?! ­ На Украину. Катя больна. Разрыв с Керн надолго остался незаживающей раной в душе Глинки. В  близости к ней он находил то главное, что привлекало его в эту трудную пору: духовное общение. «Для меня привязанность к ней ­ это сердечная  потребность, а раз сердце удовлетворено, то нечего бояться и страстей...» Впоследствии Е. Керн, выйдя замуж за юриста М. О. Шокальского, тщательно уничтожила всю переписку с Глинкой. Но многое о своих отношениях с ним  поведала сыну ­ известному учёному, географу Ю. М. Шокальскому. Связь Глинки с семьёй Керн в дальнейшем всё же не прерывалась.  Сохранившиеся письма композитора к Анне Петровне, написанные по­ французски, в тоне светской любезности, свидетельствуют о его заботливом  отношении к прежним друзьям, о желании помочь им в трудных жизненных  обстоятельствах. Но прежнее чувство ушло безвозвратно. И только  прекрасные страницы глинкинской лирики передают нам историю этой любви. Звуки музыки Если бы меня спросили, что я люблю больше ­ музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как  и  хорошая музыка. Очень люблю читать стихи вслух, пусть даже самой себе. Снимаю с полки томик стихов Пушкина и нахожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое знаменитое пушкинское стихотворение: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты...Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. Прочесть его, оказывается,  довольно трудно. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка Глинки,  и стихи эти хочется петь. Откладываю книжку и сажусь за рояль. Мелодия сделала пушкинский образ ещё пленительнее и прекраснее: Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Вслушайтесь в мелодию, пропойте её про себя, и вы почувствуете в ней эту  «мимолётность» видения, чистую красоту в её напеве, мягкую, светлую  грусть. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты... И музыка тоже становится мятежной, мятущейся, исчезают её ласковость,  нежность. Но тут же, словно после глубокого вздоха, она успокаивается: И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Теперь в ней только усталая покорность и печаль. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои... Преодолевая какое­то внутреннее препятствие, пытается подняться мелодия.  Это уже почти отчаяние... Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Поднялась и снова бессильно сникла. Но помните, как дальше у Пушкина? Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И музыка тоже пробуждается. Ей возвращена прежняя вдохновенная сила.  Снова она звучит светло, нежно, почти восторженно.И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Смиряя страстный порыв, звучат последние успокаивающие такты  аккомпанемента... Музыка кончилась. Да, очень трудно, почти невозможно представить себе теперь эти пушкинские  стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались  одновременно и даже одним и тем же человеком, ­ настолько неразрывно  связаны они друг с другом, настолько кажутся созданными друг для друга. А  между тем слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже  посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, ­ её взрослой дочери Екатерине. Это совершенное творение двух гениальных  художников часто называют «жемчужиной русского романса». Вопросы и задания: Послушайте романс М. Глинки. Какие чувства он пробуждает? Что вас  привлекает в этом музыкальном сочинении? Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные  эмоциональные состояния поэтического высказывания?