Анализ рассказа "Нигде" Надежды Тэффи в 11 классе на уроке литературы
Оценка 5

Анализ рассказа "Нигде" Надежды Тэффи в 11 классе на уроке литературы

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
20.12.2021
Анализ рассказа "Нигде" Надежды Тэффи в 11 классе на уроке литературы
Анализ рассказа Надежды Тэффи «Нигде» в поисках ответа на вечные вопросы. К уроку литературы в 11 классе.
Анализ рассказа Нигде.docx

Анализ рассказа Надежды Тэффи «Нигде» в поисках ответа на вечные вопросы. К уроку литературы в 11 классе.

 

Автор статьи: учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №408 г.Санкт-Петербурга Пушкинского района. 21.12.2021

   Приступая к изучению темы «Серебряный век» в 11 классе, есть рекомендация изучить малоизвестный рассказ Надежды Тэффи «Нигде», но ни в одном источнике не нашлось анализа данного рассказа. Именно об анализе рассказа «Нигде» из сборника собрания сочинений, пятого тома «Земная радуга» пойдёт речь в этой статье.

Сам автор высказалась однажды о своём творчестве: «Моя жизнь – анекдот, а значит – трагедия». Интересный факт из биографии Надежды Александровны Лохвицкой говорит сам за себя: государь Николай II, обсуждая, чьи произведения он хотел бы видеть в альбоме к 300-летию Дома Романовых, воскликнул: «Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!»

О причинах такой ошеломительной популярности остается только гадать. Возможно, атмосфера так накалилась, а неопределенность будущего была настолько гнетущей, что «разрядка» людям была просто физически необходима. Смех в таких случаях выручает как нельзя лучше. Возможно – наоборот – беззаботность общества достигла своего апогея, о сложных перипетиях внутренней и внешней политики думать не хотелось, а хотелось жить здесь и сейчас – и по возможности – как можно веселее.

Приступая к анализу рассказа «Нигде», необходимо отметить, что информация о годе написания рассказа отсутствует. Тема рассказа: «Мечта и поиск страны, которой не существует в реальности».


Композиция и ключевые эпизоды: рассказ состоит из трёх частей. Три истории людей, ищущих эту страну, но так и не находят, потому что существует «страна хрустальных кораблей» только в их воображении.

В первой истории рассказа действие происходит в канун Нового года. В зале украшена ёлка, дети томятся у запертой двери. Они «думают только о том, что их ждёт, когда раскроются двери». О чём же мечтают маленькие дети? Толстый мальчик, с обиженным лицом, говорит: «Подарили бы чего хорошего, чтоб не дрянь». Второй мечтает о живой лошади. Третий желает, чтобы «подарили бы мне рельсов! Хоть немножечко, да настоящих». И только худенькая девочка, мечтающая о жемчужном лебеде, говорит шёпотом: «Эти двери не откроются. Там ничего нет. Вот здесь стена откроется, там всё и будет».  Дети не верят ей и дразнят Катей-вратей, потому что она всегда врёт. Кульминацией первой истории служит то, что дети получают подарки, а эта маленькая девочка в одиночестве задумчиво прижимает носатого паяца, утверждая, что это и есть тот самый жемчужный из музыки. Эпилогом к первой истории служат слова автора: «Я знала эту девочку. Она потом всю жизнь искала страну хрустальных кораблей и каждого шута горохового принимала за жемчужного лебедя».

Вторая история переносит читателя уже в русский порт северного города, где на связке канатов сидит Худенький мальчик, он привык, что всем мешает, но упорно спрашивает о небывалых запахах, которые, видимо, из тех далёких земель, которых нет на свете. И только матрос-чудак рассказывает ему о том, что был на дне океана, где гуляют чудовища: одноглаз, осьминог, морской конь, петух-рыба, там всё не такое, как на земле. Там даже есть все погибшие моряки и средневековые рыцари с саблями в руках. Однако, когда мальчик спрашивает взрослых: «Где эта такая страна?»  Ему отвечают: «Отстань! Нигде». В эпилоге так же звучит грустный мотив о том, что мальчик вырос и всё думал, думал, пока не заболел, но и во снах он не перестаёт мечтать, представляя и тоскуя по ней.

Третья история знакомит нас с очень худым и бледным с грустными глазами путешественником, который в молодости пережил страшное нервное потрясение, «гуляя по юрам Швейцарии, сорвался в пропасть», но его вовремя успели спасти. От чего же рассказчик называет тот день катастрофой? Он признаётся, что был фантазёром и всё чего-то искал, пока ему не привиделась золотая арка из соединённых скал Бланшар и Гфраммон – ворота в страну Нигде. Услышав призывный звук трубы архангела, «он поднял руки и чувствовал, как дрожит в груди призывный трубный звон. И я закрыл глаза. Так кончился мой полёт в страну Нигде»

Конфликт, возникший в произведении является как внешним, где героев не понимает и даже высмеивает общество, так и внутренний: маленькая девочка всю жизнь принимает каждого шута горохового за жемчужного лебедя, так и не найдя достойного человека, кто бы оценил её тонкий, хрупкий мир идеала, рождённого еще в детстве, что все люди прекрасны, как лебеди; других не может быть, ведь они сделаны из музыки.  Худенький мальчик, поверив в небывалые рассказы матроса, не понимает, что наяву он всегда тоскует и думает о чём-то другом. Что же это: нежелание принять реальность, или наоборот выжить в неприглядной действительности, где нет места романтике и мечтам? Данный вопрос остаётся философским, ведь каждый человек мечтает о прекрасном и даже невозможном. Последний, третий герой, чуть не погиб, ослеплённый райской страной, сорвавшись в пропасть. Попытка обрести желаемое не увенчалась успехом, но герой с грустными глазами говорит о том, что «каждый шаг – не просто передвижение, а искание, и достижение, и пусть к цели неведомой. Так, по крайней мере, чувствуется, что идёшь».

 В данном рассказе нет имён у героев, что позволяет находить отдельные черты читателям в знакомых и даже самих себе. Система героев позволяет говорить о том, что все люди мечтают с детства, фантазируя, оживляя образы и веря в мечту, пусть даже несбыточную. Для них верить-значит идти вперед к цели, жить, готовые даже провести всю жизнь в поиске. 

Позиция автора выражается в сочувствии и понимании к таким разным героям: сильным и жалким, взрослым и юным, нелепым и героическим, праведным и грешным, ведь это истории о людях с редким даром яркого, непохожего воображения, в котором они остаются детьми с наивным представлением о том, что чудеса вокруг, по-другому и быть не может. Ведь каждый из нас, если не кривить душой, мечтает о чуде и ищет эту страну Нигде.  

Художественные средства, к которым прибегает автор-это антитеза, противопоставление реального мира и мира фантазии, где каждый себе художник. Тэффи подчёркивает трагизм героев, используя иронию: «и всё там не такое», «лебедь подарится мне», «и солнце там чёрное, от него бывает ночь». Также можно отметить метафоричность «ступени к высшему», «раскалённый янтарь заката», «ворота в небо», «труба архангела». Такие эпитеты как: «несовершенная красота», «восторженная заря», «золотые волны» резко контрастируют с «убогой человеческой душой», потому что, когда приходит понимание третьего героя о невозможности найти эту прекрасную страну, в нём погибает мечтатель, пилигрим и волшебник, что приводит к катастрофе, потому что отказ от мечты –это прекращение поисков «на каждом повороте нового».   Таким образом, мы приходим к выводу, что рассказ «Нигде», пожалуй, самый невесёлый и даже печальный среди юмористических рассказов Надежды Тэффи. Можно подметить триединство, как вера, надежда и любовь, ведь если у человека отнять надежду, значит отнять всё. Ключевая идея рассказа о несгибаемой, светлой вере человека в доброе, светлое, пусть несовершенное, но такое необходимое для поиска ответов на вопросы, для вечной мечты и стремлении к идеалу, который помогает сохранить в человеке детскость, а значит наивный, доверчивый взгляд на сложную и в то же время простую жизнь. Возможно, эту же мысль поддерживает поэт серебряного века Александр Блок в стихотворении

 «Мы всюду. Мы нигде»

Мы всюду. Мы нигде. Идем,

И зимний ветер нам навстречу.

В церквах и в сумерках и днем

Поет и задувает свечи.

И часто кажется — вдали,

У темных стен, у поворота,

Где мы пропели и прошли,

Еще поет и ходит Кто-то.

На ветер зимний я гляжу:

Боюсь понять и углубиться.

Бледнею. Жду. Но не скажу,

Кому пора пошевелиться.

Я знаю всё. Но мы — вдвоем.

Теперь не может быть и речи,

Что не одни мы здесь идем,

Что Кто-то задувает свечи.

 


 

Анализ рассказа Надежды Тэффи «Нигде» в поисках ответа на вечные вопросы

Анализ рассказа Надежды Тэффи «Нигде» в поисках ответа на вечные вопросы

Приступая к анализу рассказа «Нигде», необходимо отметить, что информация о годе написания рассказа отсутствует

Приступая к анализу рассказа «Нигде», необходимо отметить, что информация о годе написания рассказа отсутствует

Эпилогом к первой истории служат слова автора: «Я знала эту девочку

Эпилогом к первой истории служат слова автора: «Я знала эту девочку

Бланшар и Гфраммон – ворота в страну

Бланшар и Гфраммон – ворота в страну

В данном рассказе нет имён у героев, что позволяет находить отдельные черты читателям в знакомых и даже самих себе

В данном рассказе нет имён у героев, что позволяет находить отдельные черты читателям в знакомых и даже самих себе

Таким образом, мы приходим к выводу, что рассказ «Нигде», пожалуй, самый невесёлый и даже печальный среди юмористических рассказов

Таким образом, мы приходим к выводу, что рассказ «Нигде», пожалуй, самый невесёлый и даже печальный среди юмористических рассказов

Еще поет и ходит Кто-то. На ветер зимний я гляжу:

Еще поет и ходит Кто-то. На ветер зимний я гляжу:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021