Цели: 1. Познакомить детей с соотношением между такими единицами площади, как 1 см2, 1 дм2, 1 м2.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (магические квадраты и ребусы).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
1. Организационный момент.
Н 3. 2. 5.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с изученными случаями сложения и вычитания, умножения и деления.
4. Фронтальная работа.
а) Математическая разминка.
– В субботу выставку посетило 36 человек, а в воскресенье 50 чело-
век. На сколько меньше человек посетило выставку в субботу, чем в
воскресенье?
– У хозяйки было 20 цыплят и 5 кур. На сколько цыплят больше, чем
кур?
– В доме проживает 98 взрослых жильцов и 35 детей. На сколько
взрослых больше, чем детей?
б) Определите порядок действий:
(а + b – c) · (d + m – n).
Математика
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Урок 121 (2. 83)
Тема: Арифметические действия над числами (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомить детей с соотношением между такими единицами площади, как 1 см2, 1 дм2, 1 м2.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (магические квадраты и ребусы).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 3. 2. 5.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с изученными случаями сложения и
вычитания, умножения и деления.
4. Фронтальная работа.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематических
рисунков, схем, кратких
ООО «Баласс» 2013 1а) Математическая разминка.
– В субботу выставку посетило 36 человек, а в воскресенье 50 чело
век. На сколько меньше человек посетило выставку в субботу, чем в
воскресенье?
– У хозяйки было 20 цыплят и 5 кур. На сколько цыплят больше, чем
кур?
– В доме проживает 98 взрослых жильцов и 35 детей. На сколько
взрослых больше, чем детей?
б) Определите порядок действий:
(а + b – c) ∙ (d + m – n).
II. Сообщение
нового знания.
П 1. 3. 3.
Работа с заданием учебника в оранжевой рамке.
Практическая работа по подсчёту числа квадратных сантиметров
в квадратном дециметре.
Какая это фигура?
Какова сторона квадрата?
Как узнать площадь данного квадрата?
Подсчитайте, сколько кв. см укладывается в 1 кв. дм?
Какое соотношение квадратных мер измерения поможет нам в
определении площади?
–
записей;
2. – составлять, понимать и
объяснять простейшие
алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным
заданием;
3.
строить
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
запись,
схематический
рисунок, схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать в
ООО «Баласс» 2013 2III.
Формулирование
темы и целей
урока.
IV. Первичное
закрепление
(применяем…).
Определите цель сегодняшнего урока.
Над чем ещё необходимо поработать?
Н 6. 2. 4.
Работа в парах.
Задание № 1, с. 64.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
V.
Систематизация и
повторение
(выбираем…).
Н 3. 3. 4.
1. Фронтальная работа.
Задание № 2, с. 64
2. Самостоятельная работа.
Задание № 3, с. 65 (по вариантам).
Задача № 4 (по выбору).
Проверка индивидуальная или у доски.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
обсуждениях, возникающих
на уроке;
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулировать
ответы на вопросы других
учеников и педагога;
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре;
ТОУУ
7. ясно формулировать
свои
затруднения,
возникшие при выполнении
задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
участвовать в их
обсуждении;
9. – работать
консультантом и
помощником для других
ребят;
ООО «Баласс» 2013 3– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
П 1. 2. 2.
Задание № 6, с. 65.
Фокус обязательно обсуждается и «разгадывается» в классе. Можно
предложить детям придумать похожий фокус (с другими числами).
Задание № 7*.
Ответ: поскольку сумма всех чисел от 1 до 12 равна 78, то сумма
чисел в каждой части равна 78 : 6 = 13.
VI. Итог урока.
Изображение на жёлтом поле.
Что подсчитывает Петя?
ТОУУ
– работать с
10.
консультантами
и
помощниками в своей
группе.
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания;
2. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании
алгоритма выполнения
конкретного задания
(составление плана
действий);
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке и
обсуждении полученного
результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать
ООО «Баласс» 2013 4Рефлексия
деятельности.
А что мы сегодня узнали?
В чём нам это поможет?
Возможна работа с дидактическими материалами или с. 7895.
Задания № 3, 4 (другой вариант).
VII.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
свой вклад в решение
общих задач;
2. – быть толерантным к
чужим ошибкам и другому
мнению;
3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.
Урок 122 (2. 84)
Тема: Алгоритм. Блоксхема (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомить детей с записью алгоритма действий в виде блоксхемы.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (магические квадраты и ребусы).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
ООО «Баласс» 2013 5I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 5. 2.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
4. Фронтальная работа.
а) Математическая разминка.
– 18 увеличьте на 72.
– Найдите сумму 62 и 19.
– Из какого числа надо вычесть 23, чтобы получить 17?
– Что больше и на сколько: сумма 29 и 35 или разность 87 и 9?
– На сколько 90 больше 34?
– Уменьшаемое 62, вычитаемое 27. Найдите разность.
– 17 увеличьте в два раза.
– Запишите число, в котором число единиц на 3 больше числа
десятков.
– От сложения каких равных однозначных чисел получится 16?
б) Решите задачи.
• Юннаты в первый день посадили 3 ряда деревьев, по 8 деревьев в
каждом ряду, а во второй день – 67 деревьев. Сколько деревьев по
садили юннаты за два дня?
• У дежурного по классу было 33 тетради. Он раздал по 2 тетради на
9 парт. Сколько тетрадей осталось раздать дежурному?
• Школьники сделали к празднику 45 ёлочных игрушек. 18 игрушек
они подарили детскому саду, а из остальных игрушек сделали 3
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематических
рисунков, схем, кратких
записей;
2. – составлять, понимать
и объяснять простейшие
алгоритмы (план
действий) при работе с
конкретным заданием;
3.
строить
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
запись,
схематический
рисунок,
схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
–
ООО «Баласс» 2013 6II. Открытие
нового знания
(узнаём новое…).
одинаковые гирлянды. Сколько игрушек было в каждой гирлянде?
• В книге 30 страниц. Ученик читал книгу 6 дней, по 4 страницы
каждый день. Сколько страниц осталось прочитать ученику?
в) Расскажите, в каком порядке выполняются действия. Вычислите.
2 д. + 3 д. + 4 д. – 1 д. + 2 д. 7 д. + 2 д. – 3 д. – 2 д. + 1 д.
Цель работы: актуализация знаний о способах записи алгоритмов
действий над числами.
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 66.
Цель работы: актуализация знаний о способах записи алгоритмов
действий над числами.
2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
Цель работы: сопоставить запись алгоритма, сделанного уже при
вычным нам способом (в виде цепочки) и новым (в виде блоксхемы).
Делаем вывод.
Как объяснить, что такое блоксхема?
III.
Формулирование
темы и целей
урока.
IV. Первичное
закрепление
Чем сегодня будем заниматься на уроке?
Определите тему.
Н 6. 2. 4.
Работа в парах.
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать в
обсуждениях,
возникающих на уроке;
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулировать
ответы на вопросы других
учеников и педагога;
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре;
7. ясно формулировать
затруднения,
свои
возникшие
при
выполнении задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
ООО «Баласс» 2013 7(применяем…).
Задание № 2, с. 66.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
V.
Систематизация и
повторение
(выбираем…).
Н 1. 2. 3. 4. 3.
1. Задание № 3 (с. 67)
Можно ли назвать обозначение порядка действий в выражении
одним из видов алгоритма?
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
Н 2. 3.
3. Задача № 4а, с. 67.
Прочитайте задачу.
Выделите числовые данные.
Установите взаимосвязи.
Выберите вспомогательную модель (схема либо краткая запись).
Составьте план решения задачи.
Решите задачу самостоятельно.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
участвовать в их
обсуждении;
ТОУУ
9. – работать
консультантом и
помощником для других
ребят;
– работать с
10.
консультантами
и
помощниками в своей
группе.
ТОУУ
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания;
2. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании
алгоритма выполнения
конкретного задания
(составление плана
действий);
ООО «Баласс» 2013 8– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
П 2. 2.
Задание № 6 (с. 67) – комбинаторная задача на установление числа
пар на множестве из 5 элементов. Решается с помощью графа.
Изображение на жёлтом поле.
Помогите Кате составить алгоритм действий в походе за грибами.
Возможна работа с дидактическими материалами или с. 7895.
Задача № 4б, с. 67.
Задание № 7, с. 67
VI. Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
VII.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке
и обсуждении
полученного результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать
свой вклад в решение
общих задач;
2. – быть толерантным к
чужим ошибкам и другому
мнению;
3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.
Урок 123 (2. 85)
Тема: Алгоритмы с условием (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомить детей с записью алгоритма действий в виде блоксхемы с ветвлением (условием).
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (магические квадраты и ребусы).
ООО «Баласс» 2013 9Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 5. 4.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
4. Фронтальная работа.
а) Закончите фразу.
– Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение…
– Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо…
– Чтобы найти уменьшаемое, надо…
– Чтобы найти вычитаемое, надо…
– Если делитель умножить на частное, то…
– Если делимое разделить на частное, то…
– От перестановки множителей…
– Алгоритм – это…
– Время – это…
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематических
рисунков, схем, кратких
записей;
2. – составлять, понимать и
объяснять простейшие
алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным
заданием;
3.
строить
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
–
ООО «Баласс» 2013 10– Углы бывают: …
– На нуль делить…
б) Решите задачу с помощью рисунка.
• Дима, Сеня, Настя и Анна сыграли в теннис несколько партий
каждый с каждым. Сколько было партий?
II. Открытие
нового знания
(узнаём…).
Н 1. 6.
Работа в парах.
1. Задания № 1–2, с. 68.
2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
III.
Формулирование
темы и целей
урока.
IV. Первичное
закрепление
(применяем…).
Что добавилось в нашу блоксхему?
Чему будем учиться сегодня?
П 6.
Работа в парах.
Задание № 3, с. 68.
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
схематический
запись,
рисунок,
схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать в
обсуждениях, возникающих
на уроке;
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулировать
ответы на вопросы других
ООО «Баласс» 2013 11V.
Систематизация и
повторение
(выбираем…).
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
Н 2. 4.
1. Самостоятельная работа.
Задания № 4, 5, с. 69 ( по вариантам).
2. Фронтальная работа.
Задача № 6а, с. 69
Прочитайте задачу.
Выделите числовые данные.
Установите взаимосвязи.
Выберите вспомогательную модель (таблица).
Какие величины нужно сравнить для ответа на вопрос? (расход
ткани на 1 платье и на 1 костюм).
Какие данные помогут найти эту величину?
Составьте план решения задачи.
Решите задачу самостоятельно.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
учеников и педагога;
ТОУУ
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре;
7. ясно формулировать
свои
затруднения,
возникшие при выполнении
задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
участвовать в их
обсуждении;
9. – работать
консультантом и
помощником для других
ребят;
10.
с
консультантами
и
помощниками в своей
группе.
ТОУУ
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
– работать
ООО «Баласс» 2013 12VI. Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
Изображение на жёлтом поле.
Помогите Вове выбрать дорожку.
От чего это будет зависеть?
VII.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
По усмотрению учителя.
Задания № 4, 5 (другой вариант).
Задача № 6б.
Задания № 7,8, с. 69.
Ответ:
Возможна работа с дидактическими материалами или с. 7895.
4 малых и 1 большой
формулировании цели
конкретного задания;
2. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании
алгоритма выполнения
конкретного задания
(составление плана
действий);
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке и
обсуждении полученного
результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать
свой вклад в решение
общих задач;
2. – быть толерантным к
чужим ошибкам и другому
мнению;
3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.
ООО «Баласс» 2013 13Урок 124 (2. 86)
Тема: Арифметические действия над числами
Цели: 1. Развивать умения выполнять вычисления по алгоритмам действий в виде блоксхемы с ветвлением (условием).
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (магические квадраты и ребусы).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 2. 5.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
4. Математический диктант.
– Какие два числа надо перемножить, чтобы получить 18?
– Сколько будет, если взять 3 раза по 5?
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематических
рисунков, схем, кратких
записей;
2. – составлять, понимать и
ООО «Баласс» 2013 14II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III.
Систематизация и
повторение
(выбираем…).
– Чему равна сумма шести троек?
– Запишите число, которое меньше 12 на 6.
– Запишите число, которое меньше 12 в 6 раз.
– Сколько пятёрок в числе 15?
– Сколько семёрок в числе 14?
– 3 умножьте на 4.
– В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в трёх таких
стручках?
Окиньте взглядом разворот учебника.
Чем будем сегодня заниматься?
На что надо обратить внимание?
Давайте выберем задания для тренировки наших умений.
П 1. 2. 3. 9.
1. Работа в парах.
Задание № 1, с. 70.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
Н 3. 1. 2.
2. Фронтальная работа.
Задания № 2, 3, с. 70
–
объяснять простейшие
алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным
заданием;
строить
3.
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
запись,
схематический
рисунок, схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
ТОУУ
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать в
ООО «Баласс» 2013 153. Самостоятельная работа.
Задание № 4, с. 70 (по вариантам).
Н 6. 3. 4.
4. Работа в парах.
Решение задач № 5 по выбору.
Прочитайте задачу.
Выделите числовые данные.
Установите взаимосвязи.
Выберите вспомогательную модель (таблица, схема).
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
Изображение на жёлтом поле.
обсуждениях, возникающих
на уроке;
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулировать
ответы на вопросы других
учеников и педагога;
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре;
ТОУУ
7. ясно формулировать
свои
затруднения,
возникшие при выполнении
задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
участвовать в их
обсуждении;
9. – работать
консультантом и
помощником для других
ребят;
10.
– работать
с
ООО «Баласс» 2013 16Рефлексия
деятельности.
Какое задание вам напоминает игра Вовы?
Вова старается попасть в цель. Вы тоже сможете выполнить задание
№ 8, если будете соблюдать определённые условия.
Чему мы сегодня учились?
Что получалось лучше, хуже?
Чему ещё надо учиться?
Возможна работа с дидактическими материалами или с. 7895
Задания № 5(оставшиеся задачи), № 6, 7, 8.
V.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
консультантами
и
помощниками в своей
группе.
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания;
2. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании
алгоритма выполнения
конкретного задания
(составление плана
действий);
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке и
обсуждении полученного
результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать
свой вклад в решение
общих задач;
2. – быть толерантным к
ООО «Баласс» 2013 17чужим ошибкам и другому
мнению;
3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.
ООО «Баласс» 2013 18