Разработка занятия в форме «веб-квеста» в рамках дистанционного обучения.
Автор-составитель:
Куксина Александра Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ №17», г. Усть-Илимск, Иркутской области.
Тема: Образы песен зарубежных композиторов (Ф. Шуберт).
Занятие имеет место в разделе «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (I полугодие, 6 класс, программа по музыке авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой).
Пояснение: данный рабочий лист заданий с активными ссылками прикрепляется в электронном дневнике для самостоятельного изучения материала обучающимися. Занятие было апробировано и имело хорошие результаты познания и изучения темы обучающимися.
Цель занятия: изучить творческое наследие композитора Ф. Шуберта, рассмотреть музыкальные образы его песен «В путь» и «Шарманщик».
Рабочий лист.
Добрый день, дорогие ребята! Мы вновь работаем в режиме дистанционного обучения, а это значит, что вам самостоятельно необходимо продолжить знакомство в творческим наследием композитора Ф. Шуберта. Весь музыкальный материал скиньте на рабочий стол для формирования собственной фонотеки, где можно в любое время прослушать любое произведение. Знакомясь с музыкальными произведениями, записывайте в тетрадь их названия, давай характеристику музыки и фиксируй определение новых понятий из словаря терминов, находящегося ниже заданий.
На прошлом уроке нам удалось определить, что творческое наследие австрийского композитора и основоположника эпохи романтизма Франца Шуберта многогранно: 9 симфоний, большое количество камерных и сольных фортепианных произведений, 10 опер, 6 месс и более 600 песен разных жанров, за что при жизни и после смерти композитора ценили как мелодиста - песенника.
Сегодня твоя задача - это сравнение содержания и настроения двух песен: "В путь" и "Шарманщик", (оба сборника на стихи Вильгельма Мюллера). Прослушай обе песни, следя за развитием по тексту. Определи смысловое содержание и дай характеристику музыки, заполнив таблицу.
Категории |
«В путь» |
«Шарманщик» |
Название сборника и время создания |
|
|
Настроение и ощущение, вызванное произведением |
|
|
Смысловое содержание текста |
|
|
Характеристика музыки (темп, лад, динамика) |
|
|
Значение музыкального сопровождения |
|
|
Вывод |
|
|
Прослушай по ссылкам песни Ф.Шуберта и определи какое настроение и душевное состояние передает каждая из песен. Ответ можешь сформулировать сам или выбрать подходящий вариант из предложенных: состояние тревоги, счастья, оптимизма, безысходности, радости, одиночества, лёгкости, печали и др.
«В путь»: 1. Текст: https://drive.google.com/file/d/1teajtHX0a_IFYT07lUV77q-xHuStI_cT/view?usp=sharing
2. Песня: https://drive.google.com/file/d/1JPJ18pCndpBsxF3jmHdM9xrX8RfG_JCf/view?usp=sharing
«Шарманщик»:
1. Текст песни: https://drive.google.com/file/d/1hQcyD-hQNLSHrZgi4a6_aqpE-F53qwaa/view?usp=sharing
2 Песня: https://drive.google.com/file/d/15Hh4Io6DYQFR1_m9hK-c5RckFJLZuABa/view?usp=sharing
Информация и вопросы для анализа песни «В путь».
Песня "В путь" открывает первый сборник песен "Прекрасная мельничиха", созданный композитором в 1823 году и содержит 20 песен. Кстати, песня прошлого занятия "Форель" тоже из этого сборника (вспомни, какого она настроения).
Задания.1. Определи смысловое содержание песни. Вариант выбери из предложенных ответов или укажи свой (показать движение мельницы, показать движение как источник жизни, показать источник неиссякаемой энергии или все варианты, возможен и свой собственный вариант).
2. Установи, какую изобразительную роль имеет музыкальный инструмент? Варианты: сопровождает пение, изображает движение мельницы, изображает движение воды, все варианты подходят или свой вариант ответа.
Информация и вопросы для анализа песни «Шарманщик».
Песня "Шарманщик" завершает второй сборник песен "Зимний путь", созданный автором в 1827 году и включает 12 песен.
Какое душевное состояние передает песня? (тревоги. Счастья, оптимизма. Безысходности, радости, одиночества
Задания. 1.Определи смысловое содержание песни. Вариант выбери из предложенных ответов или укажи свой (взаимоотношение человека с миром, увядание жизни, разочарование, трудность и проблемы человека или все варианты, возможен и свой собственный вариант).
2. Установи, какую изобразительную роль имеет музыкальный инструмент? Варианты: сопровождает пение, изображает звучание шарманки, изображает движение шарманщика все варианты или свой вариант ответа.
Подведи итог и сделай вывод тому, как изменилось душевное состояние композитора Ф.Шуберта за четыре года (1823-1827 гг.), разделяющих написание двух сборников со столь эмоционально противоположными названиями - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь".
В течение недели рекомендую ещё раз прослушать все произведения Ф,Шуберта, изученные на прошлых занятиях по ссылке в дневнике.ру за прошлый урок.
Словарь музыкальных терминов.
1. К выразительным средствам музыки относятся:
Ритм – сочетание длительностей звуков во времени.
Мелодия - представляет собой развитую одноголосную и законченную музыкальную мысль.
Лад – определяет настроение музыки (cуществует два его вида: мажор и минор).
Темп – скорость движения. В музыке различают: медленный, умеренный, быстрый, очень быстрый
Динамика – степень силы звучания, громкости и их изменения:громко, тихо, не очень тихо или не очень громко.
2.Шарма́нка (от фр. Charmante - «Прекрасная» - механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений. Изобретена итальянцем Барбьери. Представляет собой небольшой орган без клавиатуры - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, мехи и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Такие «кулачковые устройства» были известны ещё со времен античности: маленькие выступы - «кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике. Первоначально использовалась для обучения певчих птиц и называлась «чижовка» или «дроздовка».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.