Разработка занятия в форме «веб-квеста» в рамках дистанционного обучения.
Автор-составитель:
Куксина Александра Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ №17», г. Усть-Илимск, Иркутской области.
Тема: Стиль «Романтизм»
Занятие имеет место в разделе «Музыкальный стиль – камертон эпохи» (II полугодие, 8 класс, программа по музыке авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой).
Пояснение: данный рабочий лист заданий с активными ссылками прикрепляется в электронном дневнике для самостоятельного изучения материала обучающимися. Занятие было апробировано и имело хорошие результаты познания и изучения темы обучающимися.
Цель занятия: изучить влияние общественных событий эпохи «Романтизма» на развитие искусства данного периода и выявить характерные признаки музыкального «романтизма» на слушании произведений композиторов-романтиков.
Рабочий лист
В рамках первого задания дистанционного обучения тебе предстоит самостоятельно изучить информацию эпохи «Романтизм», представленной в 4-х параграфах, кратко зафиксировать в тетрадь информацию параграфа в виде плана: 1…., 2…., 3 и т.д. Задание 2.
Ответь на вопросы теста с записью правильного выбора ответа в тетрадь:
1. Какова основа стиля "Романтизм"?
Ответы: обращение к разуму человека, обращение к чувствам человека, обращение к телу чело человека, обращение к духу человека, обращение к окружению человека.
2.Какова идея стиля?
Ответы: дисгармония человека с окружающим миром, гармония человеком с окружающим миром, превосходство человека над окружающим миром, проблема взаимодействия человека с Богом, красота и гармония природы, искусства и человеческого тела.
3. Какие черты характерны для романтизма?
Вариантов ответа может быть несколько. Определи какие: гармония человека с природой, высказывание человеком своих убеждений, суждения о бессмертии человеческой души, борьба человека со злом за свободу, выражение богатства внутреннего мира человека, идеализация сильной личности.
Задание 3. Запиши в тетрадь фамилии композиторов-романтиков и названия их произведений. Три (на твой выбор) лучших примера их творчества послушай в оригинале. Музыкальный материал подкреплён вместе с этим рабочим листом в домашнем задании электронного дневника.
Музыкальный ряд: «Аве Мария», «Лесной царь» и «Серенада» -Ф.Шуберт, Вальс № 10-Ф.Шопен; «В пещере горного короля», «Песня Сольвейнг» - Э Григ, Венгерская рапсодия №2 - Ф.Лист, Венгерский танец №5 - И.Брамс, Каприс №24 - .Н.Паганини, Ноктюрн №9 -Ф. Шопен, Свадебный марш - Мендельсон Ф., Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и увертюра к опере «Руслан и Людмила» - М.Глинка, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» -П.И.Чайковский.
Теоретический материал для изучения эпохи «Романтизм».
1 параграф « Основная характеристика эпохи».
«Романтизм» (18-19 вв.), фр. «странное», «нереальное». Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. В романтизме нашло отражение разочарования передовых умов общества в итогах Француз. революции конца 18 в. и в идеологии Просвещения. Выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство! Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного и естественного в человеке изменив социальный и политический строй, нравственный идеал. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, олицетворяя единство человека и природы. Реальности жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения».
2 параграф «Культура и искусство. Литература».
Предвестник романтизма в литературе - сентиментализм. Поэзия признаётся самостоятельной и серьёзной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека. Романтизм в литературе возник в Германии Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам (творчество братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана). Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют пафос борьбы и протеста против современного мира, воспевание природы, простых, естественных чувств – любви, переживаний. Представитель - Байрон, Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка. Романтизм во Франции: Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд; в США - Фенимор Купер. В России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма, показывающие страдания и одиночество главного героя. Поэты-романтики: К.И.Батюшков, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, А.С.Пушкин (ранняя поэзия). Вершина русского романтизма - поэзии М. Ю. Лермонтова. Завершение рус. романтизма - философская лирика Ф. И. Тютчева.
3 параграф «Культура и искусство». Живопись и театр.
Основная сущность эпохи – борьба со сторонниками классицизма мастеров, давших волю своей фантазии, вставших на путь творческих экспериментов. В живописи романтики старались увести зрителя от «тусклой повседневности» и застывших образов через игру воображения. Развивается живопись с эмоциональным накалом, интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; О.Кипренский, Сильвестр Щедрин, К.П. Брюллов, А.А. Иванов в России).
Истоком романтизма в театре принято считать эстетическое движение «Бури и натиска» (представитель Ф.Шиллер: «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь») и И.В. Гёте). Появляется жанр трагедии, героем которой становится сильная личность, восстающая против законов общества. Впервые в истории актерского искусства основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, героический пафос, сильные и глубокие чувства. Сопереживание вернулось в зрительные залы. Главная цель театрального искусства - достижение катарсиса (удовольствия).
4 параграф «Музыка композиторов-романтиков».
Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности в её конфликте с окружающим миром. Тема одиночества героя — самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры: романс, серенада, баллада. Господствующее положение приобретает лирика в образах любви, темы природы, сказки и фантастики.
Для эпохи романтизма было характерно распространение домашнего музицирования, для которого композиторы-романтики писали небольшие пьесы. Появление новых инструментов и усовершенствование старых способствовали увеличению оркестров. Модификация традиционных инструментов дала возможность солистам демонстрировать невероятную виртуозность. XIX век стал веком балета и оперы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.