Авторская разработка занятия в технологии «педагогическая мастерская» на тему «Сила музыкальной миниатюры» - 6 класс.
Тема в рамках темы «Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории».
Цель: на примере жанров музыкальной миниатюры показать, как в музыкальных произведениях отразилось напряжение революционного времени.
Задачи: 1.Знакомство с творческим наследием русского композитора А. Скрябина и польского - Ф. Шопена, музыкальным жанром - этюд, понятиями: миниатюра, камерная музыка;
2. Расширение музыкального кругозора, аналитических и музыкальных способностей учащихся;
3. Воспитывать уважительное отношение к музыке классиков.
Тип: изучение нового материала.
Жанр: тематический.
Вид : мастерская по построению знаний.
Оборудование: портреты композиторов: А. Скрябина и Ф. Шопена (приложение № 4); экспозиция фото на темы: «Этюды в изобразительном искусстве»- (приложение № 5.), «Разнообразие состояний моря» - (приложение № 6) и «Ощущение музыки» - (приложение № 7); распечатки биографических сведений композиторов (приложение № 2) и высказываний известных людей о них (приложение №3), теоретических понятий: миниатюра и этюд (приложение №1); текста песни «Интернационал» (приложение № 8).
Музыкальный ряд: 1. Этюд № 12 А. Скрябина.
2. Этюд № 12 Ф. Шопена.
3. Интернационал – сл. Эжена Потье, муз. Пьера Дегейтера.
Структура мастерской:
1.Организационный момент. Определение темы занятия.
2.Работа над терминами «миниатюра», «музыкальная миниатюра».
3.Объяснение понятия «этюд» через просмотр фотографий, изучение печатной информации.
4.Первичное прослушивание и анализ выразительных средств музыкальных произведений по принципу сходства и контраста.
5.Составить схему эмоционального содержания каждого этюда.
6.Знакомство с биографиями композиторов, с заполнение таблицы.
7.Повторное прослушивание и анализ этюдов (установление соотношения музыки и фото).
8.Обобщение материала. Вывод.
9. Вокально-хоровая работа.
10.Рефлексия - продолжить фразу: «Сегодня на мастерской я узнал (ла)….».
Ход мастерской.
1.Индукция. Мотивация на процесс познания. Организационный момент. Приветствие.
-Приветствую всех в мастерской по построению знаний, где каждый имеет право голоса на высказывание своих предположений, мыслей, суждений по теме мастерской.
Индуктор. Рассматривая на занятиях силу воздействия музыки на человека в различных жизненных обстоятельствах (тема прошлого урока «Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории», способствовало рассмотрению силы воздействия революционных песен: «Смело, товарищи, в ногу», «Марсельеза» и «Интернационал»), я предлагаю обратить сегодня внимание на силу воздействия музыкальных миниатюр. Тема нашей мастерской звучит так: «Сила музыкальной миниатюры».
2. Самоактуализация. Прошу высказать свои ассоциации, вызванные словосочетанием «музыкальная миниатюра» и словом «миниатюра» в широком понимании его значения (запись слов разместить в левой стороне доски). Индивидуальные ответы учащихся.
3, Самоконструкция. Как о «миниатюре» сказано в Большой энциклопедии и что можно считать жанрами музыкальной миниатюры, узнаем из распечаток (приложение №1 - миниатюра).
- Изучите информацию самостоятельно, обсудите её в группе по алгоритму и дайте краткое объяснение .
4. Социализация. – Назовите жанры музыкальной миниатюры (песни, романсы, баллады, пьесы лиричес-кого плана - ноктюрны и этюды) и сквозной жанр, встречающийся во всех областях искусства (этюд).
5.Самоактуализация. – Расскажите всё, что вам знакомо о таком понятии, как – ЭТЮД (запись слова разместить в левой стороне доски). Индивидуальное осмысление понятия, ответы учащихся.
6. – Рассмотрите фотографии и определите общие черты, характерные для этюда (не чёткость прорисовки деталей, игра цвета, минимальный сюжет). Приложение № 1 - этюд. Ответы кратко разместить в левой стороне доски – это внешняя сторона этюдов.
6. Самоконструкция. Предлагаю вновь обратиться к информационным источникам – энциклопедии и посмотреть, что об этюдах сказано в ней. Изучите распечатки текста и выявите главную содержательную мысль жанра – этюда ( подготовительный материал в качестве упражнений, где разрабатываются технические приёмы исполнения в разных областях искусства).
7.Социализация. Межгрупповой обмен изученного материала.
8. Самоактуализация. – Познакомившись теоретически с этюдом, перейдём к практической части – слуша-нию музыки. Вашему вниманию предлагаются два этюда разных авторов, но под одним номером - №12. Прослушав произведения, обсудите в группе ассоциации, вызванные каждым произведением.
9. Самоконструкция. Установите сходства и отличия этюдов, запишите их в тетрадь в виде схемы.
10.Социализация. Озвучьте варианты ваших предположений другим группам (межгрупповое взаимодействие).
11.- Чтобы понять правильность наших суждений, нужно познакомиться с авторами этих этюдов через знакомство с информацией в распечатках (приложение № - биографии композиторов). Каждая группа получает распечатку только одного автора – или А. Скрябина или Ф. Шопена.
12. Самоконструкция. Индивидуальное изучение материала.
13. Обсуждение информации внутри группы по алгоритму, с заполнением одной из двух колонок таблицы
«Биография композитора».
14. Социализация. Межгрупповая деятельность по заполнению второй колонки таблицы «Биография композитора» по алгоритму, аналогично заполнению первой, тем самым, получился сравнительный анализ творческого пути композиторов – А. Скрябина и Ф. Шопена (использовать фотографии из приложения № 2 . Для более глубокого знакомства с авторами, предлагаю узнать, что о них говорили знаменитые люди (количество высказываний должно делиться на число групп - приложение № 3 ).
15. Самоактуализация. Зная теперь полную информацию о жанре – этюд, о стилевых особенностях творчества композиторов и причинах возникновения данных этюдов по № 12 в их творчестве, предлагаю ещё раз прослушать эти музыкальные произведения и установить авторство. Все слова, произнесённые детьми в процессе обсуждения характера музыки, фиксировать в правой стороне доски.
16. Самоконструкция. – Обсудите варианты ваших ответов в группе.
17. Социализация. Поделитесь своим мнением с другими группами.
18. Самоконструкция . Определите из экспозиции фотографий на тему «Разные состояния моря», ( в правой стороне доски), те, которые отображают характер, настроение, содержание данных этюдов.
19. Социализация. Озвучьте ваши варианты. Аргументированно докажите свою точку зрения.
20.Вывод. Предлагаю подвести итог всему сказанному, услышанному, увиденному, а главное – прочувствованному в рамках сегодняшней мастерской на тему «Сила музыкальной миниатюры». Обратите внимание на то, что наше занятие началось с разбора понятия миниатюра (обратить внимание детей на левую сторону доски), где мы поняли, что это….продолжите начатую мною фразу. Следовательно, ми-ниатюра, а в нашем случае – это этюд, - это произведение малых масштабов, не продолжительного по времени звучания, первоначально играющего функцию технического упражнения. Всё это можно отнес-ти к внешней стороне миниатюра. Однако, обратите внимание на правую сторону доски, где разместились фото, отражающие внутреннее содержание этих этюдов. Выскажите свои мысли по данному поводу, затрагивая тему занятия. Определите предназначение данных этюдов: а) упражнения;
б) подготовительный материал при работе с крупным произведением;
в) самостоятельно - художественные произведение.
21. Этюд – это короткое по продолжительности звучания музыкальное произведение, предназначенное, как упражнение, для развития беглости пальцев, несёт очень глубокий, объёмный, смысл – борьбы, страдания, тревоги, волнения, героизма. Этюды, звучащие на занятии, принадлежат к числу высокохудожественных, духовных концертных произведений. Именно в эпоху Шопена этюд приобрел новое значение и продолжал развиваться в творчестве других композиторов - Листа, Рахманинова, Скрябина.
22. Самоактуализация. В заключении мастерской, я предлагаю исполнить песню, которую необходимо узнать по мелодии (наиграть мелодию песни «Интернационал»). Раздать текст песни в распечатках.
23. –Установите соотношение исполненной песни с темой нашей мастерской (революционная песня Франции с глубоким содержанием, призывного настроения, строгого характера).
24.Рефлексия. Устно продолжить фразу: «Сегодня на мастерской я узнал (ла)….».
25.Рефлексия учителя. А я узнала, что музыка переломных моментов истории, к примеру – революция, вызвала (не вызвала) у вас особый интерес. Тому свидетельствовал показатель вашей активности в процессе занятия, чему я очень рада (огорчена). Благодарю всех за внимание, до новых встреч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.