Человек на войне.
Оценка 4.8

Человек на войне.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история +2
9 кл—11 кл
31.05.2021
Человек на войне.
Назаренко_МБОУ СОШ4_ история_человек на войне.docx

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

человек на войне

 

 

 

 

 

                                                                                                    Подготовил учитель:

                                                                                                               Истории и обществознания

                                                                                          Назаренко Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радужный

2020

 

 

 

 

Урок История России XXвек

Учитель: Назаренко Светлана Николаевна

Урок по теме: «Человек на войне»

Цель: обогатить и углубить знания учащихся новой информацией, узнавая правду о войне.

-       Развивать навыки выбора и обработки научной информации, усвоения знаний нескольким источникам, синтезировать знания, строить умозаключения и аргументировать выводы. Развивать навыки публичных вступлений.

-       Прививать любовь к истории своего государства, формировать гражданскую позицию учащихся.

Проблема: Нужны ли нам знания о войне?

Стимул: 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачная формулировка: самостоятельность поиска информации: выбора главного материала, показать и донести знания до других учащихся; провести исследование истории своей семьи. Оценить работу одноклассников.

Источник информации: энциклопедический материал, исторические документы, Интернет, архив семьи. Художественные фильмы, песни и стихи военных лет, художественные произведения о Великой Отечественной войне.

Оформление доски:

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Сигнал  «Тревога»

Чтение стихотворения К. Симонова «если дорог тебе твой дом».

Вступительное слово учителя: задачи, цели урока, разъяснение работы с оценочными листами.

Эпиграф и проблема урока.

 

Слово учителя:

Начавшаяся великая отечественная война коренным образом изменила жизнь целого народа, поставила его в экстремальную ситуацию. В такой ситуации люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным образом. Кто-то становится героем, а кто-то- предателем. Слово учащимся, готовившим материал о трагедии плена.

 

Вопросы для обсуждения в учебной группе

Трагедия плена

 

1.     Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?

 

2.     Известны ли вам факты взятия в немецкий плен солдат и простых людей?

 

3.     Подтвердите выдержками из документов, художественной и научной литературы особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение? Обобщив свои знания, подготовьте краткое сообщение о жизни советского человека в условиях плена.    

 

4.     Война — экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Кто-то в плену становится героем, кто-то — предателем. А что значит «предать» в плену? Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего (от каких личных качеств, условий и т.д.) это зависит?

 

5.     Какую позицию заняло Советское правительство в отношении военнопленных? Оцените ее с точки зрения военной, идеологической, нравственной.

 

6.     Был ли кто-то из ваших родных в плену в годы войны? Какова их дальнейшая судьба?

 

 

7.     Известно, что война унесла более 27 млн. жизней советских людей. Выясните, сколько из них погибло в плену. 

 

Слово учителя:

Война тяжела и страшна, хоть ты и защищаешь правое дело, непоколебимо веришь в Победу и счастлив от того, что выиграл на поле боя. Но всё-таки поле боя- всегда печальное зрелище, даже когда это победное поле, даже когда оно уже почти заросло травой. А солдат- это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать.

В ту ночь готовясь умирать,

Навек забыли мы как лгать,

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим:

Хлеб пополам, кров пополам-

Так жизнь в ту ночь открылась нам.

                                                                                «Ночь под Вязьмой», 1943.

 

Солдат на фронте. Этот материал готовила вторая группа.

Вопросы для обсуждения в учебной группе

 

Человек на фронте

 

1.        Привлекая полученные ранее знания, опишите облик призывника 1941 г. (во что он был одет, чем и как вооружен; как обучен). Сопоставьте обустройство фронтового быта немецких солдат и солдат Красной Армии. Зависело ли, на ваш  взгляд, общее самочувствие солдат на фронте от организации их быта?

 

2.        Стремление идти на фронт было всеобщим. Насколько ваши сверстники осознавали, что такое война? А как бы вы поступили в тех условиях? Какие ваши личные качества могли помочь или помешать вам? А почему сегодня молодежь не стремится служить в армии? Только ли в мирных условиях причина?

 

3.        Солдатские письма… О чём они? Что волновало солдат? Вдохновляло и удивляло их? Кому адресованы эти письма? Прочтите их. Что в них вам кажется необычным? 

 

 

4.        Человек не мог постоянно воевать и страдать.  И в изнурительную жизнь входила радость. Чему могли быть рады солдаты? Как заполняли часы досуга?

 

5.        Изучите Приказы № 270 и 227. Когда и в связи с какими условиями они были приняты? Всегда ли есть смысл защищать позицию до последней капли крови? А может быть, лучше разумно отступить? Чем обернулся принцип «Мы за ценой не постоим» на практике? Дайте моральную оценку этим приказам. Выскажите свое отношение к штрафным батальонам и заградительным отрядам. 

 

6.        С 1941 г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война — «мужское дело»? Приведите известные вам примеры героизма женщин в годы войны. Были ли среди воевавших женщин ваши родные?     

 

7.        Кто из ваших родных воевал? В каких операциях участвовал? Чем награжден? Как сложилась их дальнейшая судьба?

 

Слово учителя:

В годы войны потребовалась перестройка сознания, воспитания, чтобы понять так трагически изменившуюся действительность. Наш народ многонационален и привык, что все люди- братья. В первые месяцы войны были даже сочувствующие немцам, осуждавшие отступление наших солдат. Но война расставила все на свои места и люди поняли, что такое новый фашистский порядок. Слово группе, готовившей материал о человеке на оккупированной территории.

 

Вопросы для обсуждения в учебной группе

 

На оккупированных Территориях

 

1.               Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.

 

 

2.               Как вы думаете, чем была вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям Советского Союза? Какие цели преследовала политика - оккупантов, граничащая с геноцидом?

 

3.               Почему, на ваш взгляд, тотальному уничтожению подвергалось прежде всего еврейское население? Что вы знаете о массовом уничтожении евреев в годы Второй мировой войны?

 

 

4.               Какова роль оккупированных территорий в экономике третьего рейха? Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию?

 

5.               Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы, на ваш взгляд, двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение? Чем вы можете объяснить причины массового   размаха партизанского движения в нашей стране в годы войны? 

 

6.               Кто из ваших родных был в оккупации? Как сложилась их судьба?

 

Слово учителя:

Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг», «Все для фронта!», «Все для победы!»  А что это значило для тех людей, которые трудились на Победу?

Почему многие люди говорят: «Несмотря ни на что, мы были счастливы?» можно ли было чувствовать себя счастливым в то время?

Да, все делали всё для одного- для Победы. Люди испытали на себе войну, они сумели себя сохранить как Человека. Каждый хотел внести хотя бы маленькую лепту в общее правое дело. Отомстить за отца, мать, брата, сестру. Они там на фронте, а я здесь в тылу им помощник. Люди были счастливы, что они в тылу, как на фронте добывали Победу вместе со всеми.

Слово группе учащихся, которые готовили материал о трудовом подвиге советских людей.

Вопросы для обсуждения в учебной группе

 

Человек в тылу

 

1.     Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в повсеместных трудностях быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?

 

2.      Л. Н. Толстой справедливо считал, что решает участь сражения не количество пушек, а та неуловимая сила, которая называется духом воюющих. Как вы считаете, присутствовал ли этот фактор в тылу? Если да, то в чем он проявлялся?

 

3.     Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился?

 

 

 

 

4.     Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем?

 

5.     Как работа в тылу отразилась на здоровье людей? Какой вклад внесли подростки?

 

6.     Кто из ваших родных работал в тылу? В чем заключалась их работа?

 

 

7.     Выясните, в каких условиях живут сегодня эти люди, вынесшие на себе всю

            тяжесть войны. Чем вы можете им помочь?

 

Слово учителя:

Война обнажила Человека. Она затронула самые большие проблемы: судьбу родины, близких людей. Она стерла возрастную иерархию, различия поколений. Наступил период всеобщности переживаемых испытаний.

В эти тяжелые дни в людях обнаруживалось то, что следовало бы всеми силами сохранить, удержать на будущее- это справедливость, подвижничество, душевная щедрость. Одухотворенность. Сберечь память о том, какими были в войну, на что были способны, какой полной и самозабвенной жили жизнью.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».

Обращение к словам Г.К. Жукова

Рефлексия:

Группы оценивают работу друг друга и своих участников, сопоставляют оценки с оценками учителя.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Урок История России XX век Учитель:

Урок История России XX век Учитель:

Ход урока: Сигнал «Тревога»

Ход урока: Сигнал «Тревога»

Известно, что война унесла более 27 млн

Известно, что война унесла более 27 млн

Человек не мог постоянно воевать и страдать

Человек не мог постоянно воевать и страдать

Какова роль оккупированных территорий в экономике третьего рейха?

Какова роль оккупированных территорий в экономике третьего рейха?

Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем? 2

Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021