Цель деятельности
учителя Способствовать развитию умений применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения
и деления, выделять фигуру с наибольшей площадью, решать составные задачи
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые
образовательные
результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деления, определять фигуру наибольшей площади, периметр большей фигуры, давать общее название геометрическим фигурам.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира
У р о к 53
ДЕЛЕНИЕ ВИДА а : а, 0 : а
(учебник, с. 84; рабочая тетрадь, с. 60–61; диск)
Цель деятельности
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
етоды и формы
обучения
Образовательные
Оборудование
Основные понятия
и термины
Способствовать развитию умений применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения
и деления, выделять фигуру с наибольшей площадью, решать составные задачи
Изучение новых знаний и способов действий
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять частные случаи деления
на основе взаимосвязи умножения и деления, определять фигуру наибольшей площади, периметр большей
фигуры, давать общее название геометрическим фигурам.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CDROM); http://www.developkinder.com/client/forumsuhoi/indexforma10114.html
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деленияО р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы
Мотиваци
к учебной
деятель
Актуализа
Обучающие
и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
2
Эмоциональна
я,
психологичес
кая
и
мотивационна
я под
готовка
к усвоению
изучаемого
материала
1. Проверка
домашнего
задания.
2.
Целеполагани
е.
3. Устный
счет.
Формы
органи
зации
совзаимо
дей
ствия
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
4
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку,
организуют рабочее
место
3
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на учебную
деятельность.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
Озвучивает тему и цель урока.
Показывают
выполненную домашнюю
работу.
Внимательно слушают.
Фронталь
ная,
индивиду
альная
– Заполните таблицу.
Выполняют задания
Формируемые умения
Промежу
(универсальные
учебные действия)
контроль
6
К – планируют учебное
сотрудничество
с учителем и сверст
никами.
Л – понимают значение
знаний для человека;
имеют желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету
Наблюде
ние
учите
ля за
организа
цией
рабо
чего
места
П – делают выводы
по аналогии и прове
ряют эти выводы;
извлекают необходимую
информацию
из текстов; подводят
под понятие.
Р – ориентируются
в учебнике; контро
Устные
ответы,
наблюде
ния
учителя,
выполне
нные
задания2
3
4
5
6
Продолжение табл.
36
36
28
18
38
46 46
74 84 74 64 54
Слагаемо
е
Слагаемо
е
Сумма
А р и ф м е т и ч е с к и й д и к т а н т
(в быстром темпе).
8 ∙ 7 5 ∙ 9 54 : 9 62 : 7
48 : 6 40 : 8 8 ∙ 8 4 ∙ 9
7 ∙ 4 45 : 5 42 : 6 6 ∙ 8
– Сережа поднимается по лестнице.
Каждый раз он перепрыгивает через одну
ступеньку. Сейчас он на третьей
ступеньке.
На какой ступеньке он окажется,
сделав три своих «шага»?
a) 9; б) 8; в) 6; г) 5.
– Сравните геометрические фигуры
в задании № 6
лируют учебные
действия.
К – принимают участие
в обсуждении
математических
фактов, стратегии
успешной
математической игры;
высказывают свое
мнение; могут работать
в коллективе; уважают
мнение других
участников
образовательного
процесса.
Л – способны адекватно
рассуждать о причинах
своего успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями, трудо
любием
– Вспомните известный прием
нахождения частного на основе связи
деления с умножением: 35 : 7 = c.
– Значит, 5 : 5 = 1, 5 : 1 = 5.
– Нужно узнать, на какое
число надо умножить 7,
чтобы получилось 35. Это
число 5, значит,
35 : 7 = 5.
3
4
5
6
Продолжение табл.
– Откройте учебник на с. 84, прочитайте
правило.
1 ∙ 13 = 13
13 : 13 = c
13 : 1 = c
c
1 ∙ 27 =
27 : 27 = c
27 : 1 = c
– При решении примеров вида 7 : 7
частное равно единице, при решении
примеров вида 7 : 1 частное равно
Читают по учебнику
соответствующие
объяснения.
Внимательно слушают.
4.
Арифметичес
кая задача на
стра
тегию
«Считаем сту
пеньки».
5. Работа
с
геометрическ
им мате
риалом
1. Подгото
вительная
работа.
2
2. Чтение
правила
в учебнике.
3. Знакомство
с частными
случаями
деления.
Изучение
материаладелимому.
– Закончите выводы, помещенные
в задании 1, объясните их на конкретных
примерах.
– Обратите внимание на то, что,
составляя и решая примеры, в которых
делимое равно делителю (вида 8 : 8),
пример 0 : 0 включать нельзя. Почему?
Организует проведение
физкультминутки
Физкультмин
утка
Выполняют задание:
– При делении числа
на то же самое число
получается единица.
При делении числа
на 1 получается то же
самое число.
– На 0 делить нельзя.
Выполняют упражнения
согласно инструкции
учителяПродолжение табл.
2
1. Решение
задач.
3
№ 2 (под руководством учителя).
Совместно записывают на доске
краткое условие.
Практичес
деятельно
№ 3.
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
4
Составляют краткую
запись, план решения
задачи.
Самостоятельно запи
сывают решение
и ответ задачи:
1) 36 – 27 = 9 (в.) –
взрослых.
2) 36 : 9 = 4 (раза).
О т в е т : в 4 раза меньше.
Решают совместно
с учителем.
1) 10 + 20 = 30 (мин) – пешком.
2) 30 : 10 = 3 (раза).
О т в е т : в 3 раза больше.
Раздает учащимся карточки для са
мостоятельной работы.
Решают примеры.
– В рабочей тетради выполните задания
№ 162, 165, с. 60
Выполняют задания
2.
Самостоятель
ная
работа по
карточкам.
3. Работа
в тетради
на печатной
основе.
Устные
ответы,
записи
в тет
ради
6
П – осуществляют
логические действия,
поиск необходимой
информации; исполь
зуют знаковосимво
лические средства;
моделируют и пре
образовывают модели
разных типов (схемы,
знаки и т. д.); осознанно
и произвольно
строят речевые
высказывания.
Р – проводят
пошаговый контроль
под
руководством учителя,
а в некоторых случаях –
самостоятельно.
К – адекватно
используют речевые
средства для решения
коммуникативных задач2
4*. Задания
из
электронного
при
ложения
к учебнику
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключительн
ая беседа.
Выставление
оценок
Инструктаж
по
выполнению
домашнего
задания
V. Итоги
Рефлекси
я деятель
Домашнее
3
4
5
6
Окончание табл.
– Что нового мы сегодня узнали
на уроке?
– Какие правила деления мы узнали?
– Что мы повторяли сегодня на уроке?
– Какое задание на уроке понравилось
вам больше всего? Какое – меньше?
– Как оцениваете свою деятельность на
уроке?
Отвечают на вопросы.
Делают выводы и
обобщения
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Учебник, с. 84, № 5.
Рабочая тетрадь, с. 61, № 166, 168
Задают уточняющие
вопросы
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Устные
ответы
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают
собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету
Р – принимают
и сохраняют учебные
задачи