Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников
Оценка 4.8

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
21.09.2022
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников
Glava 3.docx

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников

Критериями, определяющими уровень воспитания личности школьника, явились:

1) отношение к себе и окружающим, отношение к нему людей, общества, жизненные цели;

2) осознание человеческих прав, своей значимости, нравственности, моральных ценностей и уважения их в себе;

3) доброта, справедливость, взаимопомощь и взаимная поддержка, совесть, дружелюбие, любовь к Родине, любовь к ближнему и забота о близких.

Первый критерий - мера педагогического воздействия на личность школьника.

Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания школьников; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, ровность по отношению ко всем детям, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

Второй критерий - мера реализаций условий воспитания - связан с учетом особенностей среды. Он состоит из следующих показателей: морально-психологический климат коллективов; морально-психологическая атмосфера семей; круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг их неформального общения.

Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия. Мы выдвинули следующие его показатели: действенная реакция, эмоциональная реакция, словесная реакция.

Первая реакция, которая возникает у школьников - эмоциональная.

Действенная реакция особенно ценна тем, что она характеризует интериоризированный школьником результат педагогического воздействия, который проявляется на основе осмысления воздействия и выработки соответствующей установки.

Чем выше мера воздействия, тем адекватнее будет восприятие и тем эффективнее единичное взаимодействие и процесс духовно-нравственного воспитания в целом.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа на базе ГБОУ «Гимназия «Диалог».

Экспериментальная группа в количестве 20 человек была составлена из учащихся 3 «А» класса, контрольная группа в количестве 19 человек из учащихся 8 «А» класса.

1 этап - констатирующий эксперимент.

Цель данного этапа - выявить уровень сформированности духовно-нравственного воспитания.

2 этап - формирующий эксперимент.

Цель данного этапа - разработать методы и приемы, способствующие развитию духовно-нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности.

3 этап - контрольный эксперимент.

Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное отношение к труду и т.д. Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем её развитии, о высоком смысле её трудовой и общественной деятельности. Уровень духовно-нравственной воспитанности - это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки. Цель: выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Таблица 1 - Диагностика уровня духовно - нравственного воспитания по первой методике

Показатель

 

 

Методика

Уровни

Уровень сформированности нравственных понятий

Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся. (А.А. Савчук)

Высокий уровень – учащиеся демонстрируют полное понимание нравственных понятий, без затруднения способное объяснить значение слов. Средний уровень – поверхностное понимание нравственных понятий, затрудняются в определении того или иного понятия. Низкий уровень – не могут дать определение нравственным понятиям.

 

Таблица 2 - Диагностика уровня духовно - нравственного воспитания по второй методике

Показатель

 

 

Методика

Уровни

Нравственная самооценка

Диагностика нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева)

Высокий уровень нравственной самооценки от 34 до 40 баллов Средний уровень – от 16 до 33 баллов Низкий уровень – от 10 до 15 баллов

 

Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств осуществлялась в 3«А» и 8«А» классах на основе методик разработанных А.А.Савчук, Л.Н.Колмогорцева. Данные методики адаптированы для использования среди школьников. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся (Приложение 1) проводилась индивидуально.

В ходе проведения данной диагностики учащимся предлагалось дать определение следующим словам: добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, милосердие, долг, вина. Уровень сформированности нравственных понятий оценивался по балльной системе, за каждый правильный ответ ученик получал 1 балл. В результате проведенной диагностики уровня сформированности нравственных понятий были полученные данные, которые подверглись дальнейшей обработке и анализу. Результаты тестирования занесены в протокол (Приложение 1).

Анализ данного протокола позволил выявить уровни сформированности нравственных понятий у младших школьников. Количественные результаты данной диагностики представлены в таблице «Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у школьников».

Таблица 3 - Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество

%

количество

%

1

Высокий

5

25%

5

26%

2

Средний

12

60%

12

63%

3

Низкий

3

15%

2

11%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

У учащихся обеих групп высоким уровнем сформированности нравственных понятий обладает небольшое количество учащихся. Так в экспериментальной группе это составляет 25% учащихся, а в контрольной - 26%. Эти учащиеся продемонстрировали полное понимание нравственных понятий, без затруднения объяснили значение слов.

На среднем уровне сформированности нравственных понятий в экспериментальной группе находятся 60% учащихся, а в контрольной - 63%. В процессе ответов испытуемые продемонстрировали поверхностное понимание нравственных понятий, затруднения в определении того или иного понятия.

На низком уровне сформированности нравственных понятий в экспериментальной группе 15% учащихся, а в контрольной - 11%. Это говорит о том, что учащиеся с данным уровнем не могут дать определение нравственным понятиям.

Для диагностики уровня нравственной самооценки было проведено тестирование Л. Н. Колмогорцевой (Приложение 2). Учащимся было задано 15 вопросов и предложенные варианты ответов: всегда, часто, редко, никогда, после чего каждый ответ ученика сверялся с ключом.

Таблица 4 - Уровень нравственной самооценки у школьников

Уровень

Количество полученных баллов

Характеристика

Высокий уровень

От 34 до 40

Полная уверенность в своей и правоте; «существует два мнения - мое и неправильное»

Средний уровень

От 16 до 33

Человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Низкий уровень

До 15

Зажатость в общении. Излишняя жажда понравится всем и каждому. Небрежность во внешнем виде. Сутулость. Грустная мимика.

 

В результате проведенного тестирования были получены данные, которые подверглись дальнейшей обработке и анализу. Результаты тестирования занесены в протокол (Приложение 2). Анализ данного протокола позволил выявить уровни нравственной самооценки младших школьников. Количественные результаты данного тестирования представлены в таблице «Результаты диагностики уровней нравственной самооценки у школьников».

 

 

Таблица 5 - Результаты диагностики уровней нравственной самооценки у школьников

№ п/п

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество

%

количество

%

1

Высокий

10

50%

12

63%

2

Средний

10

50%

7

37%

3

Низкий

0

0%

0

0%


Рисунок 2 - Результаты диагностики уровней нравственной самооценки у школьников на констатирующем этапе.

На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что в контрольной группе 63% учащихся находятся на высоком уровне. В экспериментальной группе на высоком уровне нравственной самооценки находятся 50% учащихся. У некоторых детей нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением учащихся.

Низкого уровня нравственной самооценки школьников ни в контрольном, ни в экспериментальном классах не обнаружено.

Исходя из результатов эксперимента выявлено, что в экспериментальном классе произошла положительная динамика духовно-нравственного воспитания. В 3 «А» классе значительно увеличился высокий уровень духовно-нравственного воспитания (с девяти человек до четырнадцати), что составляет 70%, уменьшился средний уровень навыков взаимодействия (с десяти человек до шести) - это 30%, а также пропал низкий уровень.

В контрольной группе все результаты остались без изменения.

Таким образом, при сравнении результатов духовно - нравственного воспитания можно сделать вывод о том, что разработанная методика, направленная на развитие духовно - нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, себя оправдала. По всем проведенным диагностикам показатели в экспериментальной группе увеличились, а в контрольной группе показатели остались без изменений.

Нравственное воспитание школьников - это одна из самых сложных задач учителя. Для ее решения учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, а еще и умение направлять свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы духовно - нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда очень часто можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Нравственное воспитание ориентировано на воспитание нравственных ценностей и рассматривается в педагогике в качестве важнейшей цели воспитания на основе развития, воспитания, осмысление усилиями самого воспитанника и его саморазвития жизненного опыта. В разные периоды развития в обществе складываются многообразные нравственные ценности, которые объединяет то, что они обращены к человеческому началу и основаны на личностном. Человек, у которого сформированы нравственные ценности, может определить ценностные нравственные ориентиры, может стремиться к идеалу.

Проведенное нами исследование показало, формирующий этап эксперимента способствовал повышению уровня духовно - нравственной воспитанности школьников: сократился до 0 показатель низкого уровень духовно - нравственного развития, количество учеников у которых на момент констатирующего этапа был средний уровень развития духовно - нравственного воспитания с 11 учеников (55%) упал до 6 (30%),а также на 7 увеличилось количество учащихся с высоким уровнем, что составило 14 человек (70%). Следовательно, можно сделать следующий вывод, что теоретические знания у ребят преобладают над практическими умениями и стала явной необходимость продолжения работы по формированию нравственной воспитанности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Благоприятны для развития духовно - нравственного воспитания школьников характерны следующие особенности деятельности: активность, добровольность участия и самостоятельность детей, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов и т.д.

В подтверждение теоретических положений нами был проведен формирующий эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы.

Эффективность воспитания духовно - нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.

Проведенные мероприятия дали динамику развития духовно - нравственного воспитания школьников в сторону увеличения.

Этой работой мы подтвердили «закономерность духовно - нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей».

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика №1. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.

Анкета «Нравственные понятия»

Задание: Как ты понимаешь следующие слова?

Добро Зло

Мудрость Мужество

Умеренность Справедливость

Счастье Дружба

Милосердие Долг

Вина

Учащимся класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в таблицах 1-2.(см. приложение)

Итак, учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.

Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.

 

 

 

 

Приложение 2

Методика №2. Диагностика уровня нравственной самооценки.

Инструкция:

– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);

– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);

– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);

– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

8. Мне приятно делать людям радость.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

60

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Статистика ответов учащихся представлена в таблицах 3-4.(см. приложение)

Таблица 1 - Ответы учащихся 3 «А» класса

Понятия

 

 

 

Фамилия, имя

Добро

Зло

Мудрость

Мужество

Умеренность

Справедливость

Счастье

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Бекоева Аида

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Бибоева Ева

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Бязров Давид

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

Валиев Ибрагим

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Варзиев Сослан

 

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

Гаева Фабиана

 

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

Гобозов Самир

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Губаева Алиса

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Дзагоева Аделина

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Дзанагов Тимур

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Дзбоев Георгий

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

Зозырева София

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

Каражаев Артур

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

+

Кесаев Барсаг

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Кисиева Алина

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Кочиев Владимир

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Кудухов Николай

 

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

Кулаева Кира

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

Лалиева Даниэла

 

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

Мамиев Георгий

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Таблица 2 - Ответы учащихся 8 «А» класса

Понятия

 

 

 

Фамилия, имя

Добро

Зло

Мудрость

Мужество

Умеренность

Справедливость

Счастье

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Абдуризаева Радмила

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ахундова Аиша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Булацев Георгий

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

Газаева София

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Газданов Александр

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

Галачиев Азамат

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

Гацоева Милана

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Голубченко Анастасия

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Губаев Артур

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Ерохин Арсений

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Зокоева Милена

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

Калашинская Яна

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

Каргаев Владимир

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

+

Касаев Альберт

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Касаев Марик

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Касаева Валерия

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Касоев Вячеслав

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

Кастуев Эрик

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Ответы учащихся 3 «А» класса

№ вопроса Фамилия, имя

Ответы детей

1

2

3

4

5

Бекоева Аида

+

+

+

+

+

Бибоева Ева

+

+

+

+

+

Бязров Давид

+

+

+

+

-

Валиев Ибрагим

+

+

+

+

+

Варзиев Сослан

 

+

-

+

-

+

Гаева Фабиана

 

+

+

+

-

+

Гобозов Самир

+

+

+

+

+

Губаева Алиса

+

+

+

-

+

Дзагоева Аделина

-

+

+

-

+

Дзанагов Тимур

+

+

+

+

+

Дзбоев Георгий

+

-

+

-

+

Зозырева София

+

+

+

+

+

Каражаев Артур

-

+

-

-

+

Кесаев Барсаг

+

+

-

+

+

Кисиева Алина

+

+

+

+

+

Кочиев Владимир

+

+

+

+

-

Кудухов Николай

 

-

-

+

+

+

Кулаева Кира

+

+

-

+

+

Лалиева Даниэла

 

+

+

+

+

+

Мамиев Георгий

+

+

+

-

+

 

Таблица 4 - Ответы учащихся 8 «А» класса

№ вопроса Фамилия, имя

Ответы детей

1

2

3

4

5

Абдуризаева Радмила

+

+

+

+

+

Ахундова Аиша

+

+

+

+

+

Булацев Георгий

+

-

-

+

-

Газаева София

+

+

+

+

+

Газданов Александр

+

-

+

-

+

Галачиев Азамат

+

+

+

-

+

Гацоева Милана

+

+

+

+

+

Голубченко Анастасия

+

+

+

-

+

Губаев Артур

-

+

+

-

+

Ерохин Арсений

+

+

+

+

+

Зокоева Милена

+

-

+

-

-

Калашинская Яна

+

+

+

+

+

Каргаев Владимир

-

+

-

-

+

Касаев Альберт

+

+

-

+

+

Касаев Марик

+

+

+

+

+

Касаева Валерия

+

+

+

+

-

Касоев Вячеслав

-

-

+

+

+

Кастуев Эрик

+

+

-

+

+

 


 

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников

Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия

Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия

Готовя школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к

Готовя школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к

Уровень сформированности нравственных понятий

Уровень сформированности нравственных понятий

В результате проведенной диагностики уровня сформированности нравственных понятий были полученные данные, которые подверглись дальнейшей обработке и анализу

В результате проведенной диагностики уровня сформированности нравственных понятий были полученные данные, которые подверглись дальнейшей обработке и анализу

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 4 - Уровень нравственной самооценки у школьников

Таблица 4 - Уровень нравственной самооценки у школьников

Таблица 5 - Результаты диагностики уровней нравственной самооценки у школьников № п/п

Таблица 5 - Результаты диагностики уровней нравственной самооценки у школьников № п/п

В контрольной группе все результаты остались без изменения

В контрольной группе все результаты остались без изменения

Проведенное нами исследование показало, формирующий этап эксперимента способствовал повышению уровня духовно - нравственной воспитанности школьников: сократился до 0 показатель низкого уровень духовно - нравственного развития,…

Проведенное нами исследование показало, формирующий этап эксперимента способствовал повышению уровня духовно - нравственной воспитанности школьников: сократился до 0 показатель низкого уровень духовно - нравственного развития,…

Заключение Формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности)

Заключение Формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности)

Приложение 1 Методика №1. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся

Приложение 1 Методика №1. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся

Приложение 2 Методика №2. Диагностика уровня нравственной самооценки

Приложение 2 Методика №2. Диагностика уровня нравственной самооценки

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

Статистика ответов учащихся представлена в таблицах 3-4

Статистика ответов учащихся представлена в таблицах 3-4

София + + + + - + + + - + +

София + + + + - + + + - + +

Булацев Георгий + + + + - + + + + - +

Булацев Георгий + + + + - + + + + - +

Таблица 3 - Ответы учащихся 3 «А» класса № вопроса

Таблица 3 - Ответы учащихся 3 «А» класса № вопроса

Лалиева Даниэла + + + + +

Лалиева Даниэла + + + + +

Касоев Вячеслав - - + + +

Касоев Вячеслав - - + + +
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2022