Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».
Оценка 4.6

Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
МХК +1
11 кл
05.01.2017
Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».
тест.док.doc

Литературовед Виктор Чалмаев пишет: «Мир в ХХ веке захлёстывала стихия жестокости, разрушения человеческой личности, её уничтожения и деградации…, но русские писатели и поэты не отвернулись от человека, не предали его».

 

   Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1.     В каком из произведений ХХ века, на ваш взгляд, «стихия жестокости, разрушения человеческой личности, её уничтожения и деградации» отразилась наиболее ярко? Аргументируйте.

 

 

2.     Опираясь на выбранное произведение, покажите, как автор «не отвернулся от человека, не предал его», увидел человеческое в человеке даже в самых жестоких обстоятельствах?

 

 

3.     Выскажите свою точку зрения по поводу мнения литературоведа

В. Чалмаева. Каким вы увидели ХХ  век на страницах прочитанных произведений?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Прочитайте рассуждения В. П. Астафьева: «Восприятие искусства – дело подчас нелёгкое. Литература ХХ века – это не только радость, удовольствие, это ещё и познание жизни, оно заставляет задуматься над её проблемами. А думать тоже надо учиться».

 

Опираясь на содержание рассуждения, дайте развернутые ответы на вопросы:

 

1.     Какое из произведений русской литературы ХХ века заставило вас задуматься над проблемами жизни? Какими? Аргументируйте.

 

2.     Можно ли, на ваш взгляд, научиться решать эти проблемы у героев названного вами произведения?

 

3.     Как вы думаете, почему именно литературу ХХ века воспринимать нелегко и не всегда она доставляет только радость и удовольствие? Аргументируйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте заметку из дневника русского композитора ХХ века Г. Свиридова:

«Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что принесла нравственной категории и  выдавать за неё нечто совсем другое».

 

Опираясь на содержание этой заметки, дайте развёрнутые ответы на вопросы:

 

1.     В каких произведениях ХХ века писатели поднимают проблемы совести? Аргументируйте.

 

2.     Встретили ли вы на страницах произведений русской литературы ХХ века совестливых героев? Чем они вам запомнились?

 

3.     Как вы считаете, почему «ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории»? К чему может привести компромисс с совестью? (При ответе опирайтесь на литературные произведения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писатель В. Н. Крупин признался, что "с годами обострённее воспринимается огромное счастье - принадлежать русской литературе...особенно в последнее время, когда нашествие бездуховности на сознание человека возрастает, когда голый расчёт, змеиное шуршание зелёного доллара глушат такие традиционные нравственные ценности, как жертвенность, сострадание, бескорыстие".

 

  Отвечая на вопросы, используйте  примеры из двух-трёх произведений (В. Распутин  "Прощание с Матерой", "Пожар";

В. Астафьев "Царь-рыба", "Людочка"; А. Солженицын "Матрёнин двор"; Ю. Трифонов "Обмен"; рассказы В. Шукшина и др.)

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Почему для писателя В. Крупина счастье состоит в том, что он принадлежит русской литературе?

 

 

2. В каких произведениях русской литературы ХХ века "нашествие бездуховности на сознание человека " отразилось особенно ярко?

 

 

3. Какие герои русской литературы ХХ века противостоят гибели традиционных нравственных ценностей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известный писатель В. Распутин говорил, что в последнее время "особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации - тех благ, которыми человека заманили как неразумное дитя, заменив  ему радость бытия радостью эгоистичных побед и достижений. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже душа, даже будущее: всё больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетёт нам сердце".

 

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

 

1. Можно ли согласиться с мнением В. Распутина? (Обоснуйте ответ).

 

 

2. Действительно ли "блага цивилизации ... заманили человека..., заменив ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений..."? Подтвердите или опровергните это на материале изученных произведений ХХ века.

 

 

3. Что, по мнению  писателей ХХ века, может противостоять омертвению души и сердца человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэт Вл. Соколов, говоря о литературе ХХ века, делает горький вывод:

 

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

    И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

 

1. От чего, на ваш взгляд, мог устать поэт в ХХ веке? Какие ещё писатели вслед за ним могли бы это повторить?

 

 

2. Почему вопрос прав человека всегда волновал человечество? В каких произведениях русской литературы ХХ века говорится о нарушении прав человека?

 

 

3. Согласны ли вы с мнением литературоведа В. Чалмаева, что "усталость" поэта не "знак отчуждения, а  свидетельство тревоги за судьбу родины и любви к ней"?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писатель и публицист Г. Балканов высказал такую мысль: "Все великие книги созданы страданием и любовью к людям.

И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое".

 

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Какие, на ваш взгляд, из произведений ХХ века созданы "страданием и любовью к людям"? Обоснуйте ответ.

 

 

 

2. К какому из героев этих произведений вы испытываете сострадание, сочувствие? Почему?

 

 

 

3. Согласны ли вы с тем, что боль, причиняемая подобными произведениями, может быть исцеляющей? От чего она исцеляет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэт Б. Пастернак в одной из статей писал о том, что "книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего. Без неё духовный род не имел бы продолжения."

 

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Какие, на ваш взгляд, из прочитанных произведений ХХ века подтверждают эту мысль? Почему название произведения стали "куском горячей, дымящейся совести"?

 

 

 

2. Какие вопросы ставит перед нами автор?

 

 

 

3. Какие герои произведения не позволяют прекратиться "духовному роду" человечества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известный литературовед В. Г. Маранцман утверждал: "Конец ХIХ и начало ХХ века были временем кризиса цивилизации, напряжённым поединком веры в человека, в Бога, в общественный прогресс и пессимистическим утверждениям конца света, бессилия человека, неизменности его природы, запутанности в тупиках времени".

 

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Согласны ли вы с мнением В. Г. Маранцмана? В каких произведениях русской литературы ХХ века отразился "кризис цивилизаций", "бессилие человека"?

 

 

2. Какие герои русской литературы ХХ века "запутались в тупиках времени"?

 

 

3. Какой образ ХХ века возникает на страницах русской литературы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературовед А. И. Хватов, говоря о романе М. Шолохова "Тихий Дон", утверждает: "В Григории таился громадный резерв нравственных сил, необходимых в созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды не обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми".

 

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Что даёт право учённому утверждать, что "в Григории таился громадный резерв нравственных сил"? Какие поступки, по вашему мнению, свидетельствуют в пользу такого утверждения?

 

 

 

2. Какие "неверные решения" принимает Григорий? Аргументируйте.

 

 

3. Согласны ли вы с тем, что "Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми"? Подтвердите это примерами из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание", -

 писал К. Г. Паустовский.

 

 Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Опираясь на произведения И. Бунина и А. Куприна, покажите многообразие "аспектов любви".

 

 

 

2. Как " свет" и "печаль" любви отразились в этих произведениях? Аргументируйте.

 

 

 

3. Чей взгляд на это чувство вам ближе - купринский или бунинский? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литературовед А. Бочаров писал: "Для военной прозы имеет особое значение взгляд на войну через призму отдельной человеческой судьбы, благодаря ему удаётся увидеть и всю глубину героизма: вдумчивое, пристальное изображение противоречивых чувств передаёт накал внутренней борьбы, победу человеческой воли над страхом, над инстинктом самосохранения, помогает исследовать нравственный потенциал человека, познавать, почему в одинаковых обстоятельствах люди проявляют себя по-разному".

 

    Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

   

   1. Какие книги помогли вам взглянуть на Великую Отечественную войну "через призму отдельной человеческой судьбы"?

 

 

   2. Как авторы сумели показать "победу человеческой воли над страхом, над инстинктом самосохранения", помогли понять, почему

"в одинаковых обстоятельствах люди проявляют себя по-разному"?

 

 

 

   3. Волнуют ли книги о войне ваше поколение, что именно заставляет задуматься? Аргументируйте.

 

 

 

 

 

 

 

 Известный словесник из Санкт-Петербурга Е. И. Ильин высказал мысль о том, что "живое пульсирующее тепло есененской поэзии согревает нас. Поэтому хочется всё принять, примирить, благословить..."

 

   Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

 

  1. Почему, читая стихи С. Есенина, "хочется всё принять, примирить, благословить"? Какие стихи рождают такие желания?

 

 

  2. Какие стихотворения Сергея Есенина "согревают вас"? Почему от них становится тепло на душе? Аргументируйте.

 

 

  3. Кажется ли вам верным утверждение писателя М. Осоргина, что "на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин"? Приведите примеры из его поэзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писатель Н. Коняев сказал о стихах Н. Рубцова: "...читаешь их, и словно бы твои самые главные чистые чувства, отражаясь, возвращаются к тебе, и замирает сердце, узнавая их".

 

      Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Кто из русских поэтов ХХ века пробуждает ваши "самые главные и самые чистые чувства"?

 

 

 

2. Каковы основные черты художественного мира вашего любимого поэта? Аргументируйте.

 

 

 

3. Какие ваши сокровенные чувства, отражаясь, возвращаются к вам, когда вы читаете стихи этого поэта?

(Покажите на примере 1-2 стихотворений.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  А. Фадеев заявлял: "В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё неспособное к настоящей революционной борьбе..., отсеивается, а всё поднявшееся из подлинных корней революции..., закаляется, растёт, развивается в этой борьбе".

 

 

         Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

 

1. Кажется ли вам правомерным такое мнение о гражданской войне? Можно ли назвать людей "человеческим материалом"?

 

 

 

2. Какие герои вызывают у вас больше симпатий: Михаил Кошевой ("Тихий Дон" М. Шолохова), Левинсон ("Разгром" А. Фадеева), поднявшиеся "из подлинных корней революции", или страдающие, ищущие свой путь, как Григорий Мелехов, Кирилл Лютов?

 

 

 

3. Какие произведения о гражданской войне отразили боль и ужас авторов от происходящего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Говоря о романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита", литературовед В. Маранцман отметил, что "на протяжении всего романа идёт борьба пушкинского (лирического) и гоголевского (иронического) взглядов на жизнь".

 

 

         Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

  1. Как отразилась в романе М. Булгакова эта борьба?

 

 

  2. Какой взгляд - пушкинский или гоголевский - побеждает?

 

 

  3. Какое начало - лирическое или ироническое - вам ближе? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литературовед Виктор Чалмаев заявляет, что "главный социально-философский нерв пьесы "На дне" - это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека: жалость или истина?"

 

 

      Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

 1. Опираясь на текст пьесы М. Горького "На дне", выскажите свою точку зрения по поводу основной идеи ("нерва") пьесы.

 

 

 

 2. Кто из героев пьесы выполняет идею жалости, а кто - истины?

 

 

 

 3. Что, на ваш взгляд, спасительней для человека: жалость или истина?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Замечательный русский поэт ХХ века Н. Рыленков писал в одном из стихотворений:

 

 

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоёмы в озёрах,

А в лесу - древесины запас.

 

 

      Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

 

 

 1. Раскройте мысль поэта о потребительском отношении к природе, опираясь на произведения В. Распутина "Прощание с Матерой",

В. Астафьева "Царь-рыба" и другие.

 

 

 

2. Действительно ли разрушение природы влечёт за собой разрушение нравственности человека? Как это связано?

 

 

 

 3. Почему вопрос о сохранении природы так остро встаёт в произведениях писателей второй половины ХХ века? Возможно ли его решение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литературовед Виктор Чалмаев пишет: «Мир в

Литературовед Виктор Чалмаев пишет: «Мир в

Прочитайте рассуждения В. П. Астафьева: «Восприятие искусства – дело подчас нелёгкое

Прочитайте рассуждения В. П. Астафьева: «Восприятие искусства – дело подчас нелёгкое

Прочитайте заметку из дневника русского композитора

Прочитайте заметку из дневника русского композитора

Писатель В. Н. Крупин признался, что "с годами обострённее воспринимается огромное счастье - принадлежать русской литературе

Писатель В. Н. Крупин признался, что "с годами обострённее воспринимается огромное счастье - принадлежать русской литературе

Известный писатель В. Распутин говорил, что в последнее время "особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации - тех благ, которыми человека заманили как неразумное дитя, заменив…

Известный писатель В. Распутин говорил, что в последнее время "особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации - тех благ, которыми человека заманили как неразумное дитя, заменив…

Поэт Вл. Соколов, говоря о литературе

Поэт Вл. Соколов, говоря о литературе

Писатель и публицист Г. Балканов высказал такую мысль: "

Писатель и публицист Г. Балканов высказал такую мысль: "

Поэт Б. Пастернак в одной из статей писал о том, что "книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего

Поэт Б. Пастернак в одной из статей писал о том, что "книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего

Известный литературовед В. Г. Маранцман утверждал: "Конец

Известный литературовед В. Г. Маранцман утверждал: "Конец

Литературовед А. И. Хватов, говоря о романе

Литературовед А. И. Хватов, говоря о романе

У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание", - писал

У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание", - писал

Литературовед А. Бочаров писал: "

Литературовед А. Бочаров писал: "

Известный словесник из Санкт-Петербурга

Известный словесник из Санкт-Петербурга

Писатель Н. Коняев сказал о стихах

Писатель Н. Коняев сказал о стихах

А. Фадеев заявлял: "В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё неспособное к настоящей революционной борьбе

А. Фадеев заявлял: "В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё неспособное к настоящей революционной борьбе

Говоря о романе М. Булгакова "Мастер и

Говоря о романе М. Булгакова "Мастер и

Литературовед Виктор Чалмаев заявляет, что "главный социально-философский нерв пьесы "На дне" - это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека:…

Литературовед Виктор Чалмаев заявляет, что "главный социально-философский нерв пьесы "На дне" - это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека:…

Замечательный русский поэт ХХ века

Замечательный русский поэт ХХ века

Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».

Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017