Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
МХК +1
11 кл
05.01.2017
Дидактическое планирование блока №2 модуля III по русской литературе для 12 класса. Тема: «Б.Л.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»».
В.Быков Сотников. Урок.docx

Дидактический проект блока уроков (4) по русской литературе для 12 класса.

Учитель: Сусан Елена Петровна учитель русского языка и литературы

Предмет: русская литература.

Тип: 1). Комбинированный; 2-4). урок-размышление

Вид: модульный

Форма: комбинированный.

Дидактическое обеспечение:

Субкомпетенции:

-Знание характерных черт развития русской литературы XX-го века;

- понимание специфики панорамного харак-тера литературного развития в его перспективе и ретроспективе;

- знание идеологическог монологизма офици-альной литературы социалистического реализма, художественное своеобразие «возвращенной» литературы;

-понимание преемственности и литературной эволюции как законов развития словесного искусства XX века;

-умение характеризовать творческий метод писателя, выявлять приметы его индивидуального стиля;

- умение осуществлять в итоге анализа художественного текста синтез ,создавая целостную интерпретацию литературного произведения.

-Умение соотносить литературные явления веков (метод, стиль, жанр, направление);

- навыки сравнивания произведения писателей литератур разных народов;

- способности обнаруживать литературные и общекультурные связи в историческом диалоге русского и молдавского народов;

-умения и навыки осуществлять комплексный анализ текстов;

-умение анализировать отдельные эпизоды в соответствии с целым произведением;

-навыки сопоставительного анализа произведений;

- умение определять особенности стиля разных писателей;

-умения и навыки реферировать критические и литературоведческие статьи, выступать с докладами.

 

Задачи:

1.      Развитие мышления учащихся, навыков сравнительного анализа.

2.      Воспитание нравственных ценностей через осознание идеи повести.

3.      Создание условий для глубокого аналитического прочтения текста.

Методы, техники, формы работы: эвристический, беседы, работа с книгой, презентация, анализ образа, анализ фрагмента, коллективная, индивидуальная работа.

 

№ п/п

Название дидакти-ческой единицы (урока)

Тип, форма, вид урока.

Цели

Количество часов

Дидактические стратегии обучения. Деятельность учителя. Деятельность ученика.

Дидактические стратегии оценивания

Дидактические ресурсы.

 

1

Биогра-фия писателя. Общая характе-ристика творчества.

комбинированный

Познакомить с биографией, творчеством писателя, его нравствен-ным кредо

 

1

Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя-

Великой Армии простой солдат.

                                             М.Исаковский

Вызов: прокомментировать эпиграф.

Ознакомление с биографией и творческим путём автора (сообщение учащихся, презентация учителя)

Умение комменти-ровать  выс-казывание; сообщения, выступле-ния школь-ников, пре-зентация.

Портрет писателя, эпиграф на доске, иллюстрации к тексту, презента-ция

 

2

 

 

«За всё на свете я отвечаю головой» Образ главного героя повести.

 

Тип: Урок-размышле-ние.

Вид: эврис-тическая беседа.

Форма: комбинированный.

Приблизи-ться к осоз-нанию нравствен-ного кредо В. Быкова, который ставит читателя перед важ-ным выбо-ром, цена которому – жизнь.

-Развитие мышления учащихся, навыков сравнительного анализа.

-Воспита-ние нрав-ственных ценностей через осоз-нание идеи повести.

 

 

 

 

 

1

«… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Вызов: прокомментировать эпиграф.

Слово учителя.

Работа с текстом:

-проверка знания текста;

-анализ образа главного героя:

      - отметьте его главные  нравственные качества;

     -как они гармонируют с его внешним обликом?

-каков выбор героя? Был ли у него другой путь? Почему он выбрал смерть? Прокомментируйте его выбор.

-А что бы выбрали Вы? Аргументируйте свой ответ.

Умение комменти-ровать  выс-казывание; сообщения,

Анализ фрагмента. Анализ  об-раза героя, определе-ние идейно-тематичес-кой направ-ленности, умение ис-пользовать различныхетехники

(ромашки Блума, 6 шляп и др.)

Эпиграф на доске, текст, иллюстрации к тексту.

 

3

Пробле-ма чести и бесчес-тия в повести. История одного преда-тельства.

 

1

«…Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так:
«Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств?
На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны?»

Вызов: комментарий эпиграфа.

Работа с текстом, анализ текста, ответы на вопросы.

 

 

4

Идейно-тематическое направленность.

 

1

Слово учителя.

-Предложите свой эпиграф.

- Определите тематико-идейную направленность повести. Докажите свои выводы текстом  произведения.

Каково  Ваше мнение?

Эссе: Цена нравственного выбора.

Ответы на вопросы, анализ текста.

Текст, иллюстрации к тексту.

 

Оформление доски:

«Цена жизни…» (Урок-размышление по повести В. Быкова «Сотников»)
Портрет В. Быкова

«…Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так:
«Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств?
На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны?»

Иллюстрация старой церкви

Ход урока

Слово учителя: Белорусский писатель Василий Владимирович Быков – человек обостренного нравственного сознания. От его книг веет болью. Они будто жгутся, и сами сгорают в своем нетерпении немедленного разрешения ситуации. Он ставит своих героев, да и нас с вами, перед ВЫБОРОМ, когда ЦЕНУ ЖИЗНИ определяет не час, не минута, а уже мгновение. И твой выбор подготовлен всей прежней жизнью.

– Расскажите сюжет (Учащиеся кратко рассказывают сюжет).

– Действительно, кратко. Значит, для автора важно что-то другое. А что?

Сам автор определяет это так

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

– На эти вопросы попытаемся ответить и мы с вами.

– До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку? (Из двух героев сначала нам больше нравится Рыбак).

– Какие качества характера располагают к нему? (Энергия, он не злой, проявляет внимание к Сотникову, дает ему своё полотенце вместо шарфа, делится едой, 3 года был старшиной).

– Что нравилось ему и в армии, и в партизанском отряде? (Не надо думать: приказывают – и иди).

– В какой момент по отношению к Рыбаку у нас появляется настороженность? (И тут мы начинаем присматриваться к Сотникову. Он не любил слабых, больных, тех, кто не умел того, что умел он).

Учитель: Обратите внимание: В. Быков использует интересный композиционный прием – мы можем оценивать одно и то же событие глазами то Сотникова, то Рыбака. И мы видим, как постепенно расходятся их дороги…

И определенными вехами на этом пути станут следующие события

1) Перестрелка

– Почему во время перестрелки Рыбак не оставил Сотникова? Какие чувства им владели? («Что скажут партизаны…»)

– А почему до последнего отстреливался Сотников? («Спасти Рыбака»)

2) Арест в доме Дёмчихи

– Что тревожит Рыбака?

– А Сотникова? (Подвёл, лучше бы отозвался, отвел бы немцев на себя).

3) Допрос

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса? (Пётр: «Звери». Рыбак: Что это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают)

Учитель: Мы с вами до этого момента говорили больше о Рыбаке. Но ведь роман называется «Сотников».

– Почему?

Учитель: Мы видим, как уже разошлись пути Сотникова и Рыбака.

– Что чувствует Сотников, когда понимает неотвратимость смерти?

– Чтение эпизода текста…

Учитель: Любую цену за возможность выжить Сотников не принимает.

– Скажите, этот нравственный выбор, эта ситуация, это противостояние героев может выразиться только в условиях войны? (Это вне времени)

Учитель: Обратите внимание, как меняется лексика героя. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. И в его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

Зачитайте: «совесть – мерило поступков», «милость», «терпеть», «совесть», «нравственность», «Библия» отца.

Имя «Пётр» – апостол Христа.

Учитель: Нет слов «Бог», не звучит молитва, но они прочитываются в семантике текста.

– Звучат слова пророка Исаии:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

Учитель: Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты? (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь. Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

Учитель: В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)


 

Дидактический проект блока уроков (4) по русской литературе для 12 класса

Дидактический проект блока уроков (4) по русской литературе для 12 класса

Название дидакти-ческой единицы (урока)

Название дидакти-ческой единицы (урока)

За всё на свете я отвечаю головой»

За всё на свете я отвечаю головой»

В какой момент по отношению к

В какой момент по отношению к

Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда…

Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда…
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации:
сегодня на курсы переподготовки
для учителей