Дистанционное обучение как современный формат преподавания химии и биологии в школе.
Оценка 5

Дистанционное обучение как современный формат преподавания химии и биологии в школе.

Оценка 5
Педсоветы
doc
биология
27.03.2021
Дистанционное обучение как современный формат преподавания химии и биологии в школе.
Доклад
Автор.doc

Автор - Баянова Ирина Анатольевна, учитель биологии и химии МКОУ ЮСОШ

 

 Дистанционное обучение как современный формат преподавания химии и биологии в школе.

 

            Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке.  В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования  положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения.

               Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе являся обучение с использованием дистанционных технологий, которое  уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.

             Дистанционное обучение (ДО) – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися.  Технология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.

               Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий  предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания.  Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.

               Особенностью содержания обучения с ипользованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет  значительно расширить потенциальную образовательную среду -  ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них.

               Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

              Использование в биологии и химии дистанционных образовательных технологий я применяю  в урочной и внеурочной деятельности:

·        при планировании и проведении уроков;

·        в проектно-исследовательской деятельности;

·        в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

·        в работе с одаренными детьми;

·        в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок (на соревнования или в санатории);

·        в проведении консультаций при подготовке к ГИА и ЕГЭ;

·        во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета;

·        при проведении дистанционных курсов.

Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений системно-деятельностного подхода в образовании. Она гармонично дополняет классно-урочную систему, тесно связана с практикой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, саморазвиваться и самореализоваться. Например, при проведении экскурсии по теме «Природа живая и неживая (пришкольный двор)», после проведения инструктажа класс делится на группы по 4-5 человек, каждая группа получает задание и свой участок школьного двора, на котором она работает. Отчет по экскурсии ребята создают в электронном виде с использованием фотографий места проведения экскурсии, растений, животных, элементов неживой природы, встречающихся на участке и краткого описания растения или животного. При оформлении отчета ребята общаются друг с другом и со мной через электронную почту или социальную сеть «одноклассники.ру». Я показываю, как прикрепить и отправить файл с отчетом по электронной почте, если есть недоработки, вместе с детьми редактируем работу. Выполнение такого проекта требует много времени, т.к. у детей нет еще навыков работы с компьютером и сетью Интернет. Однако это позволяет развивать у ребят коммуникативную и информационную компетентности, что является очень важным в рамках  современной школы.

В  старших классах ребята занимаются индивидуальными проектами по различным темам биолого-химической направленности. Очень популярны мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам: «Акулы. Скаты. Химеры», «Аквариумные рыбки», «Бабочки», «Двоякодышащие рыбы», «Воробьинообразные», «Непарнокопытные», «Витамины», «Закаливание и его значение», «Влияние курения на здоровье», «Работы Мичурина по селекции», «История развития генетики», «Химические волокна», «Полисахариды», «Каучук», «Белки» и другие. Если ребенок работает в данном направлении в системе, то к старшей ступени образования у него практически не возникают трудности в поиске информационных источников, оформления презентации и представления своего проекта.

    Дистанционные уроки включают в себя лекционный материал, видеоролики, флеш-анимации, интерактивные задания, виртуальные практические работы, тесты в системе of-line и  on-line. По окончании четверти или полугодия проводится контрольное тестирование, на которое дается только одна попытка. Выполнение домашнего задания связано с отправкой не только электронного файла, но и бумажного носителя через сканирование и прикрепление его к заданию. Если задание выполнено с ошибками или не полностью, то ребенок после проверки и замечаний учителя может отредактировать и отправить повторно свою работу.          

              Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, обеспечить освоение ими основной общеобразовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования в полном объеме.

               При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

              Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении биологии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не  обучение готовым фактам и действиям, а ориентации в биологическом материале, в первую очередь с помощью публикаций научного и научно-популярного характера, энциклопедической литературы. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором. Спецификой такого обучения биологии является опора на средства наглядности, акцент на изучение первоисточников – биологических трудов, статистических, фотографических, справочных материалов.

          Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа, которая позволяет углубить предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью в предметные недели проводятся интеллектуальные игры, КВНы, блиц-турниры, экологические беседы и акции при подготовке и организации  которых используются дистанционные технологии.  Среди мероприятий, проведенных в рамках предметных недель хочется отметить следующие:  «Правильное питание – залог здоровья» - урок-КВН, «Курение – польза или вред?» - лекция-беседа, «Алкоголизм и наркомания – это привычка или заболевание?» - конференция, «Выбираем здоровый образ жизни» - репортаж и другие.

           Использование дистанционных образовательных технологий перспективно для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, консультаций по подготовке к ГИА и ЕГЭ, обеспечивает учащихся разнообразными современными средствами обучения:

·        компьютерные обучающие программы

·        электронные учебные пособия

·        компьютерные системы тестирования и контроля знаний

·        электронные справочники

·        учебные аудио и видеоматериалы.

           Хочу отметить преимущества дистанционного обучения и использования в работе дистанционных образовательных технологий:

·       во-первых, это более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых,  и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;

·       во-вторых, это повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование компьютерных обучающих образовательных программ, электронных пособий и тестирующих систем;

·       в-третьих, это оперативное обновление и пополнение методического обеспечения учебного процесса;

·       в-четвертых, это доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;

·       в-пятых, это возможность редактировать выполнение практических и контрольных заданий для достижения высокого результата, умение лучше, разумнее планировать свое время в процессе обучения;

·       в-шестых, это повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

·       в-седьмых, это  практичность обучения, т.к. обучающиеся могут напрямую общаться друг с другом при выполнении групповых проектов, а так же с преподавателем и задавать ему вопросы, возникающие в процессе обучения. 

            Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Литература

1. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.

2. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

3. Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006

 


Скачано с www.znanio.ru

Автор - Баянова Ирина Анатольевна, учитель биологии и химии

Автор - Баянова Ирина Анатольевна, учитель биологии и химии

ГИА и ЕГЭ; · во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета; · при проведении дистанционных курсов

ГИА и ЕГЭ; · во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета; · при проведении дистанционных курсов

Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении биологии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не обучение готовым фактам и действиям,…

Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении биологии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не обучение готовым фактам и действиям,…

Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения

Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2021