Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Подготовила:
Жданкина И.Н.,
2023 г.
В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе. Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, содержание образования усложняется, акцентируется внимание на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Приоритетными становятся практико-ориентированный, действенный характер содержания образования.
Проблема полноценного включения ребёнка, с нарушением интеллекта, в образовательную деятельность требует от педагога перехода от традиционной передачи учащимся готовых знаний, к организации деятельности, где дети сами смогли бы «додуматься» до решения основных задач урока. А также внедрения таких педагогической технологий , при которых действия учеников станут более активными , творческими, самостоятельными, а роль учителя будет сводиться к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности.
Одним из важнейших результатов развития детей с нарушением интеллекта является формирование у них речемыслительной деятельности, как единого процесса порождения мысли и речи, и составляющего материальную базу общения. Понятие «речемыслительная деятельность» определяется как процесс обобщенного отражения существенных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями.
Она необходима для преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентируется на достижение цели в зависимости от потребностей человека, и является средством общения, обслуживает различные стороны человеческой деятельности.
Развитие речи и мышления в детском возрасте является взаимосвязанным и взаимообусловленным процессом, на что указывают исследования специалистов как в области детской психологии Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, так и в области изучения детской речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин и др.
Речемыслительная деятельность является чрезвычайно сложным и ранимым новообразованием детского возраста, в связи с чем её формирование нарушается при всех видах отклоняющегося развития.
Расстройства речемыслительной деятельности занимают различное место в структуре дефекта отклоняющегося развития. Так, при интеллектуальной недостаточности и задержке психического развития нарушения смыслообразования занимают центральное место, выступая в качестве первичных, ведущих расстройств. При тяжёлых нарушениях речи (алалии, общем недоразвитии речи) расстройства речемыслительной деятельности также носят вторичный характер и возникают вследствие дефицита языковых обобщений и речевого общения. Особое место нарушения речемыслительной деятельности занимают и в структуре раннего детского аутизма, при котором, вследствие отрешённости ребёнка от окружающего мира, склонности к стереотипии, возникает фрагментарность представлений об окружающей действительности, нарушение контактов с взрослыми и сверстниками.
Все обозначенные выше варианты отклоняющегося развития у детей требуют комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.
В связи с тем, что наша работа связана с учащимися УО (ИН), у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболее эффективных педагогических технологий служат игровые технологии.
Игровые технологии, применяемые при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, – это неотъемлемый метод взаимодействия учителя с учащимися, используемый для создания качественного процесса обучения и воспитания. Ведь часто, только через игру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а также поставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительной и речевой деятельности.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной, познавательной и социальной деятельности.
Погружаясь в мир игры дети, с интеллектуальными нарушениями, заряжаются положительной, эмоционально-окрашенной целью. А монотонно скучная деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации перерастает в веселое и занимательное игровое действие, активизируя все психические, физические процессы и функции.
Основополагающие принципы игры: доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
1) обучающая;
2) воспитательная;
3) коррекционно-развивающая;
4) психотехническая;
5) коммуникативная;
6) развлекательная;
7) релаксационная.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Существуют различные классификации игр: по направленности, содержанию, степени регулирования и управления и т.д.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения.(Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях). Примеры игр-упражнений:
- анаграммы – это слова из одних и тех же букв, но обозначающие названия разных предметов;
метаграммы – это загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова;
- кроссворды - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов;
- ребусы – это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв или знаков;
- шарады – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих, в свою очередь, отдельное слово;
Игры-путешествия. (Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий.)
Игры-соревнования, игры-эстафеты (Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.)
Правила организации и проведения игр:
1) простота и доступность правил
2) вовлечение каждого ребёнка в активное участие
3) обеспечение безопасности при проведении игры
4) равные условия для всех участников, с учетом психологических и физических данных участников.
5) игра не должна унижать достоинства играющих.
Так же при подборе игр для детей с УО (ИН) следует учитывать следующие требования:
- Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
-Учет структуры дефекта;
-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
-Соответствие коррекционной цели занятия;
-Учет принципа смены видов деятельности;
-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
-Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнении игрового задания свои знания, умения и навыки. Что же такое дидактическая игра?
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактические игры позволяют:
-проводить уроки в нетрадиционной форме;
-развивать коммуникативные навыки учащихся;
-обеспечивать свободный обмен мнениями;
-организовывать процесс обучения в форме состязания;
-облегчать решение учебной задачи;
-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
-практически закреплять полученные знания.
Нужно помнить о том, что:
- игра должна быть понятной, доступной, добровольной;
- правила игры должны быть точными, немногочисленными;
- подбор учебного материала должен соответствовать программе;
- легкие и трудные игры должны чередоваться;
- Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.
При включении в урок игровых и занимательных упражнений нужно руководствоваться методическими указаниями к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках.
В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает привлекательную форму. Новое рождается почти на каждом уроке. Часто дети сами подсказывают тему игры или ситуации. Фразу “Давайте поиграем” они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить служат показателем заинтересованности.
С помощью игры развиваются навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности обучающихся, она заставляет их волноваться и переживать. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, выиграть.
Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Проведение игры предполагает выстраивание доверительных взаимоотношений между ведущим и участниками. В основе доверительных отношений находится диалог. В процессе диалога решается задача не только «быть услышанным», но задача «уметь слушать». Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка, не зависимо оттого, правильный он или неправильный, например, в игре «Герои сказок» мальчики называют сказочных героев, а девочки - сказочных героинь. Педагог должен повторить за каждым ребенком имя названного им персонажа. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.
Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания; это своеобразный тестовый контроль, проверка усвоения изученного материала, навыков говорения. Безусловно, использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами.
Также значимыми являются требования к педагогу, реализующему игровую деятельность. Внешний вид педагога должен соответствовать содержанию деятельности. Педагог внешне должен быть аккуратен и эстетичен. Высокие требования предъявляются к его культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Речь педагога имеет важнейшее значение для решения задач обучения и воспитания. Особенности речи педагога передается и ребенку, речь ребенка становится образной и живой, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства в повседневной жизни.
Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит тоже через игру. Игра, дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Игра выступает как форма социализации ребёнка, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра формирует самостоятельность ребенка. Использование игры как средства обучения и воспитания, позволяет ребенку не бояться ошибиться, дает возможность внести коррективы в свое решение, поведение, тем самым создаются комфортные условия для обучения и воспитания.
Таким образом, различная направленность игр способствует развитию речемыслительной деятельности, коммуникационных способностей и возможностей детей с УО (ИН).
Учет и совершенствование методических рекомендаций по применению игровых технологий при работе с обучающимися УО (ИН), позволяют практическим работникам образовательной среды решать проблемы обучения, воспитания и коррекции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глинкова, А.А. Активизация речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ через игры и игровые приёмы /А. А. Глинкова.
2. Бардышевская, М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /М.К. Бардышевская. В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов. – Выпуск 4. – М.: ТОО «СИМС», 1995. – 64 с.
3. Баранов, П.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности/ П.В. Баранов – Текст: изд. 2-ое. - М.: Прогресс, 1989.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И.Божович
5. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика /С.Ю. Бородулина – Текст: Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -356 с.
6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения /Г.М. Бреслав - М.: Педагогика,1990.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966.
8. Дьячкова, Т.В. Инклюзивный подход при обучении на уроках окружающего мира, детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием игр и упражнений коррекционно-развивающего характера /Т. В. Дьячкова, М. В. Баканов, О. А. Завальцева.
9. Иванова, В.П. Игровые технологий на уроках письма и развития речи в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС / В. П. Иванова .
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. М.- СПб.: Питер, 2002 — 752с.
11. Киреева, Н.М. Игровые технологии, как средство стимулирования речемыслительной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. М. Киреева.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.