Каждый педагог, работающий в коррекционной школе, даже очень хорошо знающий индивидуальные психологические особенности детей, умеющий эффективно учитывать эти особенности при планировании своей работы (подборе средств и методов обучения), тем не менее постоянно сталкивается с определенными трудностями, которые непосредственно связаны со спецификой усвоения теоретических знаний. Нарушение познавательной деятельности, зачастую осложненное нарушениями отдельных анализаторов, приводит к ограничению возможности учащихся самостоятельно получать информацию, осваивать новые знания и умения
ДОКЛАД
Каждый педагог, работающий в коррекционной школе, даже очень хорошо
знающий индивидуальные психологические особенности детей, умеющий
эффективно учитывать эти особенности при планировании своей работы
(подборе средств и методов обучения), тем не менее постоянно сталкивается
с определенными трудностями, которые непосредственно связаны со
спецификой усвоения теоретических знаний. Нарушение познавательной
деятельности, зачастую осложненное нарушениями отдельных анализаторов,
приводит к ограничению возможности учащихся самостоятельно получать
информацию, осваивать новые знания и умения. Известно, что именно эти
способности служат залогом дальнейшей успешной социальной адаптации
ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, полностью
исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и
умение приобретать знания, использовать их в жизни реальная и посильная
задача. Важно, чтобы в учебном процесс е ребенок находился в активной
позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный
интерес это приближение к формированию познавательной активности
учащихся. Одним из эффективных средств, помогающих как ученику
самостоятельно закреплять полученные знания, так и учителю, получающему
в свое распоряжение еще один механизм коррекционного воздействия,
являются компьютерные технологии. Использование технических средств и
наглядных пособий занимает особое место при изучении такого предмета, как
швейное дело. Преподавание этой дисциплины невозможно без наглядных
средств обучения. Обучение труду требует широкого применения таких
пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный
материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации
имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного
материала. Эмоциональный настрой урока с использованием компьютера
совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий,
результативность изучения темы значительно повышается. Кроме того,
компьютерные наглядные пособия легко хранить и находить, они не
выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно
откорректировать. С помощью все того же компьютера несложно создать и
необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретного
класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей,
пропустивших урок или не усвоивших материал. Использование
информационных технологий в обучении швейному делу позволяет создать
условия для успешного приобретения учащимся знаний за счет:
1) прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;
2) реализации методики проблемного обучения с использованием ученических
программ;3) автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет
индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о
ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т. е. о его
достижениях в ходе занятия);
4) технических возможностей компьютера как дидактического средства
обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего
обучения;
5) развития способностей к творчеству и формирования психологической
готовности к самореализации.
С помощью программы PowerPoint я создаю презентации уроков.
мультимедийные учебные пособия с красочной графикой, видеосюжетами,
звуковым оформлением, анимацией. Использование презентации в качестве
наглядного пособия позволяет экономить время, более эстетично оформить
материал. Презентация используется в различных учебных ситуациях: в
процессе сообщения теоретических и техникотехнологических сведений, при
обобщении и закреплении пройденного материала. Демонстрация
мультимедийного пособия обязательно сочетается с анализом наглядного
образца изделия, с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений в
тетрадях, образцами поузловой обработки и т. п. Использование такого
методического приёма позволяет задействовать работу различных
анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Темп предъявления
информации с экрана устанавливаю в соответствии с возможностями
умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать
информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению
материала. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов,
дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать
имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока
сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При
возникновении ситуации затруднения есть возможность многократного
возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде
разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа
будет способствовать выполнению учащимися самопроверки. При
использовании электронного пособия с текстовым материалом
отрабатываются основные технологические понятия и словарные слова.
Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать
с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную
терминологию, школьники пополняют свой словарный запас. Разнообразная
работа по содержанию мультимедийной презентации проводится и после её
просмотра: описание по памяти понравившегося слайда; составление
вопросов к отдельным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы,
поставленные до, во время или после просмотра электронного пособия,
выполнение зарисовок и т.п. Учащимся при работе с мультимедийной учебной
презентацией отводится активная роль, которая не сводится только кпрослушиванию комментария учителя и к просмотру её содержания.
Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети под руководством
педагога учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать
обобщения. Таким образом, организуется единый процесс развития образного
восприятия и мыслительной деятельности учащихся.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономитьвремя и
сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить
большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться
графическими возможностями компьютера; способствуют развитию интереса
учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и
творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию
коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний,
качества усвоения материала учащимися.