Рефлексия, как обязательный элемент урока в рамках реализации ФГОС. Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование и саморазвитие.. И то и другое невозможно без рефлексии. При этом учитель играет роль организатора, а ученик-главное действующее лицо.
Рефлексия в условиях реализации ФГОС.doc
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации
ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и
саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных
интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на
рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.
При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими
лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно
оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения
становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без
рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно поразному: это элементы рефлексии
на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;
постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека,
которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость,
конкурентоспособность. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик,
анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор,
определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь
и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые
цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других, действует
в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что
у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления
трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых
успехов значительно короче.
Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть,
что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что
рефлексия — это, то новое, к чему стремится современная педагогика: учить
не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать
пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать
полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со
стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал
популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и
учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный
на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии.
Зная
классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы,
включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и
письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение
ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя
уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла
или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая,
фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду
работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем —
выборочно опрашивать учащихся.
Это подготовит учащихся к
самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ
человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств
и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование
представлений человека о его интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной
сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле
различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии.
Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности
сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий,
связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать
предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в
зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии,
отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1)
2)
3)
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,
какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя,
4)
других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть,
как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь
письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом
мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2)
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная
рефлексия);
3)
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоциональнохудожественное оформление
музыкальный
фрагмент).
(картина,
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно
нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка,
пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить
характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,
восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое
состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это
беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к
разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего
запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я
на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… Теперь я знаю…);
прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием
пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме,
соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание
изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать,
какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими
необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе
можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт»,
«Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент»,
«Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и
др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить,
насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника
планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу
саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления
способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого
вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого
на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной
ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки
личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная
лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио,
«Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что
узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение
выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по
очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было
интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс
минусинтересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо
ответить на вопросы, используя «плюсминус»: Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,
которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих
уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей
работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических
фигур:
Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
Квадрат – «хорошо»;
Круг – «плохо»;
Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников
работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно.
Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему
алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивнооценочная деятельность на уроке
позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить
собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления
будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и
оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые
подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с
целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.