Доклад
Медведевой А.Г. на ШМО учителей начальных классов по теме «Игровые технологии на уроках математики».
Дата: 10.01.2020 г.
«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Учителям необходимо овладевать современными педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одна из таких технологий – игровая.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:
-игровые формы обучения на уроках математики создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
-в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
-в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
-игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- включение в урок математики игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
-разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
-игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Главной целью применения игровых технологий на уроках математики является развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразие применения игр.
Хочу поделиться своим опытом по использованию игровых технологий на уроках математики.
Учитывая особенности класса, возрастные особенности детей и содержание программного курса математики провожу целенаправленную систематическую работу.
Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.
Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:
1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;
2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);
3) формирование умения решать задачи;
4) расширение представления о геометрических фигурах;
5) знакомство с логическими задачами.
Упражнения для устного счёта предъявлены обучающимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка».
Игровые моменты я использую на любом этапе урока. Если игра применяется во время объяснения нового материала, то в ней должны быть практические действия с предметами. На этапах закрепления материала важно использовать игры на воспроизведение вычислительных приёмов. Для активизации детей в игре применяю средства обратной связи: веера цифр, сигнальные карточки, знаки. Важно, чтобы все участвовали в игре.
Игре свойственны определённый ритм, темп; правила должны излагаться кратко; недопустимы замечания. Дети должны испытывать удовлетворение от своего участия в игре, своей самостоятельности и полноценности. Только тогда она достигнет своей обучающей, развивающей и воспитывающей цели.
На этапе проверки и подведения итогов игры можно использовать методы взаимо- и самопроверки результатов.
В игры полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения На необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет обучающимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. Нравятся ребятам игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?» и др.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Например: Один гном нашел в своей подземной пещере 75 изумрудов, а другой на 14 изумрудов меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?
В игровой форме проводятся такие уроки, как: Урок-сказка, Урок – КВН, Урок-кроссворд , Урок-смотр знаний.
Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов, продавцов. Очень интересны игры-путешествия. В этих играх ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья обучающихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Закончить доклад хочу словами американского математика У. У. Сойера: «Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума», а в этом нам помогут игровые технологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.