Доклад логопеда-дефектолога на шпнмк начальных классов
Оценка 5

Доклад логопеда-дефектолога на шпнмк начальных классов

Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
29.11.2020
Доклад логопеда-дефектолога на шпнмк начальных классов
Доклад на ШПНМК.docx



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на ШПНМК

учителей начальных классов:

 

 

«Логопедическое сопровождение детей

с нарушениями речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила логопед-дефектолог Сарахман Н.И.

 

 

 

 

                                                    2020 год

                                                      Торез

 

 

Речь - одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово - это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.
Мышление и речь - два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании - речевом мышлении или речемыслительной деятельности.
Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде.
Роль речи в жизни человека далеко не исчерпывается перечисленными факторами. Но их достаточно для вывода о том, что речевые отклонения в разной степени (в зависимости от причин и механизмов) отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Они затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения. Положение ребенка с речевыми отклонениями в школе осложняется еще и тем, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом.

Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха — необходимое условие развития ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с особенностями психофизического развития необходимы усилия ряда специалистов, и, прежде всего — учителя-логопеда .

Основными задачами логопедического сопровождения являются.

1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Направления коррекционной работы:

- развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);

- нормализация звукопроизношения;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;

-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.

- развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);

- развитие моторики, пространственно-временных представлений;

Формы работы:

• Объективная, развернутая, комплексная диагностика

• Составление, корректировка и реализация программ коррекционно-развивающего процесса.

• Проведение групповых и индивидуальных занятий.

• Консультационная работа с родителями.

• Консультационная работа с учителями.

Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.   

Нарушения речевого развития у учащихся носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

         Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.

Логопед является одной из ключевых фигур в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Междисциплинарное взаимодействие предполагает взаимодействие всех участников, реализующих диагностико-коррекционную программу развития ребенка. Обязательным является взаимодействие логопеда со специалистами: с врачом неврологом, отоларингологом, педиатром, психиатром; с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Наибольшая результативность логопедической работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Через участие в занятиях, через домашние задания происходит включение родителей в коррекционный процесс.

         В связи с этим в процессе обучения учащихся проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение. Оно является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы  школы.

         Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача – обеспечение качества необходимой помощи.
         I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Нарушение речи может касаться разных её сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, начиная со второго класса также обследуется чтение и письмо.

Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со школьным психологом. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. На I этапе на этом этапе психолог диагностирует психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Данный этап имеет временные рамки – это сентябрь (начало учебного года).

С октября по апрель осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый.

С целью повышения эффективности логопедического сопровождения на каждом занятии осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Урок начинается с речёвки, происходит эмоциональный настрой на предмет. Обязательно на каждом уроке по две паузы: одна на релаксацию, вторая – с речевым сопровождением на развитие общей моторики. Уроки произношения, обучения грамоте, чтения, музыки не обходятся без развития артикуляционной моторики. На каждом уроке происходит развитие словаря,  1 – 2 упражнения по развитию ВПФ ( Высшие психические функции) в соответствии с возрастными особенностями. Обязательно развиваются и корректируются пространственно-временные отношения.

В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая индивидуальная коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях (они вынесены за сетку часов). В центре внимания работы остается наиболее пострадавшее звено данного речевого нарушения. Так, например, при Фонетическом нарушении речи( ФНР) -это будет обучение звукопроизношению, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; при Общем недоразвитии речи (ОНР) – это активизация, расширение словаря; при Фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР) –формирование фонетически правильной речи.

В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. Начиная со второго класса происходит закрепление навыков правильного произношения, преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава, устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.

                 На втором этапе логопедического сопровождения осуществляется совместная работа всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе, а также родителей. Необходимо вовлекать их в процесс логопедического сопровождения. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдалённые, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекционной работы.

Формы логопедической работы:

Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю. Подгруппы из 2—5 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения.

- индивидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- логоритмика

- пальчиковая гимнастика

- артикуляционная гимнастики;

- методы по развитию темпа и ритма речи

- массаж мышц артикуляционного аппарата (традиционный );

- методики по формированию фонематического восприятия;

- лексико-грамматические упражнения;

- дыхательные упражнения;

- использование компьютера для коррекции нарушений письменной речи.

         Также процессу логопедического сопровождения способствует и распределение функциональных обязанностей в педагогическом коллективе.

Например, при коррекции звукопроизноошения (1 – 2 кл.) логопед занимает ведущую роль: ставит звуки, автоматизирует, дифференцирует. В свою очередь учитель контролирует правильность звукопроизношения, подбирает лексический материал с учетом особенностей произносительной стороны всего класса и отдельных учащихся.

К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем в школе разработана система мероприятий – это:

1)     Постоянный контроль за произношением учащихся.

Он осуществляется на всех уроках, занятиях и во внеурочное время. Все ошибки допущенные учеником, должны быть обязательно исправлены работниками школы. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ученика, а что еще не в его возможностях. Большое значение имеет тактичность взрослого, чтобы не вызвать у ученика негативной реакции. Также разработаны формы контроля.

2)     На уроках, занятиях осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала.

3)     Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах.

4)     Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью  -  1/3  времени – это речь взрослого и 2/3 – речь детей.

    

Основные направления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

1. Развитие речи:

развитие понимания обращенной речи;

развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

работа над дыханием и голосом;

работа над темпом и ритмом речи.

2. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

2. Подготовка к обучению грамоте.

3. Физическое развитие.

4. Работа с родителями

5. Социальная адаптация: формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками, формирование представлений о самом себе.

 

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «ФНР», «ОНР» (нарушение звукопроизношения):

 

1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков:

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика (коррекция артикуляционного праксиса посредством развития мелкой моторики).

2. Постановка звуков:

- артикуляционные упражнения

- по подражанию;

- используя приемы речедвигательной ритмики.

3. Автоматизация поставленных звуков:

- в слогах;

- в словах;

- во фразах;

- в связной речи.

4. Дифференциация поставленных звуков:

- смешиваемых по артикуляционному сходству;

- смешиваемых по акустическому сходству.

 

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дисграфия» (нарушение письма):

1. Коррекционная работа на фонематическом уровне:

- формирование фонематического восприятия;

- дифференциация гласных звуков;

- дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство;

- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

2. Коррекционная работа на лексическом уровне:

- расширение и активизация словарного запаса;

- слоговой анализ и синтез слов;

- работа по словообразованию.

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне (коррекция грамматического строя речи):

- работа на уровне словосочетания;

- работа на уровне предложения.

 

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дислексия» (нарушение чтения):

- Расширение и активизация словаря;

- Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);

- Формирование фонематического анализа;

- Коррекция зрительного восприятия;

- Коррекция пространственного гнозиса.

- Работа над скоростью и выразительностью чтения.

 

 Динамика устранения речевых дефектов длительная и сложная. Дети-логопаты легко утомляются, у них наблюдается склонность к охранному торможению, в то же время они легко возбудимы, очень подвижны и трудно управляемы или, наоборот, они вялые, апатичные, не проявляют интереса к занятиям, играм, чтению. Для достижения положительной динамики в работе с этими детьми необходимо, прежде всего, создавать на занятии благоприятный психологический климат. Занятия в группах проводятся с использованием различного игрового материала, речевого и наглядного. Занятия планируются как комплексные, включающие упражнения на развитие различных компонентов речи.

 

Вся работа по логопедическому сопровождению ребенка направлена в первую очередь на достижение его социальной адаптации.

 

Согласно составленным речевым картам и заключению логопеда были составлены  программы логопедического сопровождения.  В мой план логопеда включены следующие формы взаимодействия в работе учителя-логопеда-классного  руководителя:

 

Сообщить результаты обследования учащихся учителям и родителям в личной беседе.

Оформить логопедический  журнал посещаемости.

Завести рабочие тетради ученикам (для домашних заданий).

Сообщать в личной беседе о продвижении в работе с логопатами.

Вести диагностику устной и письменной речи ( контрольные диктанты), сообщать о результатах классному руководителю.

Пропагандировать логопедические знания среди учителей, родителей.


 

Доклад на ШПНМК учителей начальных классов: «

Доклад на ШПНМК учителей начальных классов: «

Речь - одна из важнейших психических функций человека

Речь - одна из важнейших психических функций человека

Формы работы: • Объективная, развернутая, комплексная диагностика •

Формы работы: • Объективная, развернутая, комплексная диагностика •

Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте

Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте

Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю

Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю

Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности

Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности

Коррекционная работа на синтаксическом уровне (коррекция грамматического строя речи): - работа на уровне словосочетания; - работа на уровне предложения

Коррекционная работа на синтаксическом уровне (коррекция грамматического строя речи): - работа на уровне словосочетания; - работа на уровне предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020