Доклад на ШПНМК
учителей начальных классов:
«Логопедическое сопровождение детей
с нарушениями речи»
Подготовила логопед-дефектолог Сарахман Н.И.
2020 год
Торез
Речь
- одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет
ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово -
это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей
мышления.
Мышление и речь - два различных процесса, которые возникают независимо друг от
друга, но потом объединяются в качественно новом образовании - речевом мышлении
или речемыслительной деятельности.
Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью
которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В
процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение,
приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для
планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде.
Роль речи в жизни человека далеко не исчерпывается перечисленными факторами. Но
их достаточно для вывода о том, что речевые отклонения в разной степени (в
зависимости от причин и механизмов) отрицательно влияют на все составляющие
психического развития. Они затрудняют построение отношений в социуме и особенно
болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной
деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения.
Положение ребенка с речевыми отклонениями в школе осложняется еще и тем, что не
устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и
на письме и разрушаются с трудом.
Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха —
необходимое условие развития ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с
особенностями психофизического развития необходимы усилия ряда специалистов, и,
прежде всего — учителя-логопеда .
Основными задачами логопедического сопровождения являются.
1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Направления коррекционной работы:
- развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);
- нормализация звукопроизношения;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
- развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);
- развитие моторики, пространственно-временных представлений;
Формы работы:
• Объективная, развернутая, комплексная диагностика
• Составление, корректировка и реализация программ коррекционно-развивающего процесса.
• Проведение групповых и индивидуальных занятий.
• Консультационная работа с родителями.
• Консультационная работа с учителями.
Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Нарушения речевого развития у учащихся носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
Логопед является одной из ключевых фигур в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Междисциплинарное взаимодействие предполагает взаимодействие всех участников, реализующих диагностико-коррекционную программу развития ребенка. Обязательным является взаимодействие логопеда со специалистами: с врачом неврологом, отоларингологом, педиатром, психиатром; с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Наибольшая результативность логопедической работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Через участие в занятиях, через домашние задания происходит включение родителей в коррекционный процесс.
В связи с этим в процессе обучения учащихся проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение. Оно является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы школы.
Логопедическое
сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и
осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача – обеспечение
качества необходимой помощи.
I этап
логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи
ребенка. Нарушение речи может касаться разных её сторон: фонетики, лексики,
грамматики. Это значит что обследование должно быть разносторонним, должно
выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас,
грамматический строй, начиная со второго класса также обследуется чтение и
письмо.
Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со школьным психологом. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. На I этапе на этом этапе психолог диагностирует психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Данный этап имеет временные рамки – это сентябрь (начало учебного года).
С октября по апрель осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый.
С целью повышения эффективности логопедического сопровождения на каждом занятии осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Урок начинается с речёвки, происходит эмоциональный настрой на предмет. Обязательно на каждом уроке по две паузы: одна на релаксацию, вторая – с речевым сопровождением на развитие общей моторики. Уроки произношения, обучения грамоте, чтения, музыки не обходятся без развития артикуляционной моторики. На каждом уроке происходит развитие словаря, 1 – 2 упражнения по развитию ВПФ ( Высшие психические функции) в соответствии с возрастными особенностями. Обязательно развиваются и корректируются пространственно-временные отношения.
В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая индивидуальная коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях (они вынесены за сетку часов). В центре внимания работы остается наиболее пострадавшее звено данного речевого нарушения. Так, например, при Фонетическом нарушении речи( ФНР) -это будет обучение звукопроизношению, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; при Общем недоразвитии речи (ОНР) – это активизация, расширение словаря; при Фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР) –формирование фонетически правильной речи.
В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. Начиная со второго класса происходит закрепление навыков правильного произношения, преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава, устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.
На втором этапе логопедического сопровождения осуществляется совместная работа всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе, а также родителей. Необходимо вовлекать их в процесс логопедического сопровождения. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдалённые, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекционной работы.
Формы логопедической работы:
Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю. Подгруппы из 2—5 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения.
- индивидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- логоритмика
- пальчиковая гимнастика
- артикуляционная гимнастики;
- методы по развитию темпа и ритма речи
- массаж мышц артикуляционного аппарата (традиционный );
- методики по формированию фонематического восприятия;
- лексико-грамматические упражнения;
- дыхательные упражнения;
- использование компьютера для коррекции нарушений письменной речи.
Также процессу логопедического сопровождения способствует и распределение функциональных обязанностей в педагогическом коллективе.
Например, при коррекции звукопроизноошения (1 – 2 кл.) логопед занимает ведущую роль: ставит звуки, автоматизирует, дифференцирует. В свою очередь учитель контролирует правильность звукопроизношения, подбирает лексический материал с учетом особенностей произносительной стороны всего класса и отдельных учащихся.
К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем в школе разработана система мероприятий – это:
1) Постоянный контроль за произношением учащихся.
Он осуществляется на всех уроках, занятиях и во внеурочное время. Все ошибки допущенные учеником, должны быть обязательно исправлены работниками школы. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ученика, а что еще не в его возможностях. Большое значение имеет тактичность взрослого, чтобы не вызвать у ученика негативной реакции. Также разработаны формы контроля.
2) На уроках, занятиях осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала.
3) Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах.
4) Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью - 1/3 времени – это речь взрослого и 2/3 – речь детей.
Основные направления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.
1. Развитие речи:
развитие понимания обращенной речи;
развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
работа над дыханием и голосом;
работа над темпом и ритмом речи.
2. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
2. Подготовка к обучению грамоте.
3. Физическое развитие.
4. Работа с родителями
5. Социальная адаптация: формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками, формирование представлений о самом себе.
Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «ФНР», «ОНР» (нарушение звукопроизношения):
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика (коррекция артикуляционного праксиса посредством развития мелкой моторики).
2. Постановка звуков:
- артикуляционные упражнения
- по подражанию;
- используя приемы речедвигательной ритмики.
3. Автоматизация поставленных звуков:
- в слогах;
- в словах;
- во фразах;
- в связной речи.
4. Дифференциация поставленных звуков:
- смешиваемых по артикуляционному сходству;
- смешиваемых по акустическому сходству.
Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дисграфия» (нарушение письма):
1. Коррекционная работа на фонематическом уровне:
- формирование фонематического восприятия;
- дифференциация гласных звуков;
- дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство;
- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
2. Коррекционная работа на лексическом уровне:
- расширение и активизация словарного запаса;
- слоговой анализ и синтез слов;
- работа по словообразованию.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне (коррекция грамматического строя речи):
- работа на уровне словосочетания;
- работа на уровне предложения.
Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дислексия» (нарушение чтения):
- Расширение и активизация словаря;
- Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- Формирование фонематического анализа;
- Коррекция зрительного восприятия;
- Коррекция пространственного гнозиса.
- Работа над скоростью и выразительностью чтения.
Динамика устранения речевых дефектов длительная и сложная. Дети-логопаты легко утомляются, у них наблюдается склонность к охранному торможению, в то же время они легко возбудимы, очень подвижны и трудно управляемы или, наоборот, они вялые, апатичные, не проявляют интереса к занятиям, играм, чтению. Для достижения положительной динамики в работе с этими детьми необходимо, прежде всего, создавать на занятии благоприятный психологический климат. Занятия в группах проводятся с использованием различного игрового материала, речевого и наглядного. Занятия планируются как комплексные, включающие упражнения на развитие различных компонентов речи.
Вся работа по логопедическому сопровождению ребенка направлена в первую очередь на достижение его социальной адаптации.
Согласно составленным речевым картам и заключению логопеда были составлены программы логопедического сопровождения. В мой план логопеда включены следующие формы взаимодействия в работе учителя-логопеда-классного руководителя:
Сообщить результаты обследования учащихся учителям и родителям в личной беседе.
Оформить логопедический журнал посещаемости.
Завести рабочие тетради ученикам (для домашних заданий).
Сообщать в личной беседе о продвижении в работе с логопатами.
Вести диагностику устной и письменной речи ( контрольные диктанты), сообщать о результатах классному руководителю.
Пропагандировать логопедические знания среди учителей, родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.