Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»
Оценка 4.8

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
дефектология
5 кл—10 кл
17.02.2018
Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»
Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе» был опробирован на заседании МО учителей-предметников МОУ СКШИ г.Нерюнгри. БЛОК № 1: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль) БЛОК № 2: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей) Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь)
ДОКЛАД МО коррекционно-развивающие задачи.docx
«Коррекционно­развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе» Доклад Подготовила: Третьякова С.И. учитель русского языка и литературы высшая категория Задачи урока: образовательные, коррекционно­развивающие, воспитательные   (слайд  4) Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.  (слайд 5) Слайд 1, 2, 3 Коррекционно­развивающие задачи:  Развивать … через выполнение;  Коррегировать … путём выполнения;   Коррегировать и развивать … при работе с  …;  Развивать … на основе упражнений … Коррекционные задачи урока обычно имеют такое оформление: коррекция речи, памяти,  внимания, мышления, что практически невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока  одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет,  содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в  свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических  функций.  Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наи­ более активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация  и сравнения (коррекция аналитико­синтетической  деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого).  Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать  воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную  деятельность и мелкую моторику.  На уроке чтения (пересказ текста) от учащихся требуется умение запоминать текст и  воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения  вербальной памяти (коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании  слов). Урок чтения требует также хорошей работы зрительного и слухового анализаторов, т.к  через  них поступает основной объем информации (коррекция слухового восприятия на основе  упражнений в узнавании и соотнесении; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание).  На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит,  коррекционная работа может быть направлена на восприятие и зрительную память.  Урок  письма  предполагает   активную   работу   слухового,   зрительного   и   речедвигательных анализаторов.  Выделяется комплекс коррекционно­развивающих задач, который включает три основные блока: (слайд 6) БЛОК № 1: Коррекционно­развивающие задачи, направленные на формирование  (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль): ­ Формирование способности к дедуктивному мышлению (движение от частного к общему),   (продолжи числовой ряд 2,4,8... матрицы Равенна); ­ Формирование способностей к индуктивному мышлению (умение выстраивать и        пользоваться внутренней речью); ­       (пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и Развитие способности ученика устанавливать отношение между предметами всеобщего ); ­ Формирование способностей к классификации и обобщению, способности к         классификации образной информации (найди общее у 2,3,4­х предметов; найди          различие); ­ Формирование восприятия, узнавания, распознавания единицы образной информации, (узнавание  предметов по их частям (чей хвост, чьи лапы, какая буква поломалась, от какой геометрической  фигуры этот элемент)); Развитие способности использования хронологической последовательности;  Работа над развитием интуиции; ­    Формирование способности ученика выполнять в уме простые операции: устный  счет; ­ ­ ­     Развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности; ­ Формирование навыков соотнесения учебной и познавательной деятельности с        ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией поведения; ­ Формирование навыка ­ устанавливать существенные связи между предметами, процессами и  явлениями; Работа над развитием, совершенствованием анализирующего восприятия сюжетных изображений; ­ Учить выделять основные признаки и свойства предметов окружающей действительности; ­    Формирование, совершенствование наглядно­практического мышления; ­    Совершенствование мыслительной активности, воли, внимания; ­ ­ Формирование, совершенствование зрительного поиска элементов для создания        символического изображения (рисование, трудовая деятельность, работа с  трафаретами,  линейками, лекалами и т.д.); ­     Формирование, совершенствование зрительно­познавательной активности; ­     Стимулирование зрительно­познавательной активности; ­ Развитие, совершенствование логического мышления на основе решения вербально­логических  задач, на основе зрительно­воспринимаемой информации; ­ Формирование навыка различения, называния, сравнения предмета с изображением на  картине,  последовательно выделять основные признаки; ­ Формирование, совершенствование взаимосвязанных, систематизированных        математических представлений о счете (количество, пространственное         положение, время, движение, скорость, расстояние и т.д.). (Слайд 7 ) БЛОК № 2:  Коррекционно­развивающие задачи, направленные на формирование  (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения,  психических состояний, личностных особенностей): ­     Совершенствовать ориентацию в микро­ и макро – пространстве; ­ Совершенствовать основные сенсорные эталоны (яркости, контраста, контура, цвета, формы,  ­ величины); Развивать связь восприятия с прошлым опытом. Совершенствовать влияние  накопленного  зрительного опыта на процессы восприятия; ­ Формировать смысловую память (способность запоминать связную по смыслу информацию);  ­ Формировать кратковременную память на образцы букв, фигур, предметов; ­ Формировать кратковременную память на символы (т.е. способность ученика запоминать бессмысленную информацию для него); ­ Формировать гибкость восприятия речевой информации (изменения темпа, тембра, ритма речи); ­     Развивать гибкость восприятия, способность ученика находить определенные предметы в группе  других (лабиринт, наложенные предметы, буквы, геометрические фигуры); ­ Развивать константность восприятия, т.е. способность узнавать объект в    незнакомом ракурсе,  независимо от изменяющихся условий (конструктор, разный шрифт); ­    Формировать (совершенствовать, развивать) избирательность восприятия, т. е. выделять среди  многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание (корректурная таблица, подчеркнуть заданный элемент, фигуру, букву); ­ Формировать способность пространственной визуализации на символах  (буквах): топор ­ ропот,  чтение с перевернутого листа; ­ Формировать ассоциативную память. Способность ученика запоминать         символьную  информации; ­ Совершенствовать избирательность восприятия; ­ Продолжать работу по формированию долговременной памяти; ­ ­     Обеспечить психологическую, информационную подготовку к восприятию Работать над развитием оперативной памяти; учебного материала (чтению художественного произведения), нового учебного предмета; ­    Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием        коммуникации; ­    Учить осмыслению и сопереживанию происходящему; ­    Формировать творческое восприятие и воображение; ­    Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени  сложности; ­    Пополнять опыт чувственной ориентации; ­    Расширять опыт межличностного общения в урочной деятельности; ­ Развивать, совершенствовать смысловую сторону деятельности через –ритмическую стройность  формы, цвета, гармонии, ритма, симметрии,  цветосочетания; Развивать, формировать, совершенствовать восприятие формы формообразующих элементов,  имеющих образовательную и эстетическую ценность; ­ ­    Формировать умение приводить в единство мировоззрение, чувствознание, эстетический вкус,  личный и общественный идеал; ­    Обогащать сенсорный опыт, конкретизировать представления; ­    Формирование, совершенствование изобретательских умений; ­    Формирование, развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, быть  организованным, обладать навыками планирования трудовых действий и действовать в  соответствии с планом; ­    Формировать, совершенствовать навык привлечения накопленного сенсорного опыта и применение ранее приобретенных знаний и навыков; ­    Создавать благоприятные условия для развития и обучения ребенка, для усвоения учебной  программы с учетом его психофизического развития, «зоны ближайшего развития»; ­    Формировать у школьников компенсаторные способы познавательной и трудовой деятельности; ­    Формировать, совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти, наблюдательности; ­    Формировать у детей зрительные способности обследования предметов окружающей  действительности (зрительное восприятие); ­    Учить соотносить изображение с реальными объектами по силуэтному и контурному изображению; ­    Закреплять умения ориентироваться в пространстве (улице, площадке, проспекте. . .) с помощью  зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств; ­    Формировать навык овладения сенсорными эталонами различного вида:зрительными,  осязательными, двигательными и т.д.;  ­ Формировать,  совершенствовать зрительно­моторные координации;  ­ Формировать навыки цветоощущения. (Слайд 8) БЛОК № 3: Коррекционно­развивающие задачи, направленные на формирование  (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь): ­ Формировать способность ученика подбирать слова по заданному формальному        признаку  ­ Формировать способность понимать смысл  незнакомых  слов; ­ Формировать способность называть предметы своими именам ­ Формировать способность человека выражать разными словами одну и ту же мысль (описание  картинки, изложение, сочинение, пересказ текста с запретом использования из него речевых  оборотов, перескажи текст на молодежном слэнге, «по фене», составление полного описания  предмета «кратко, но полно», например: спичка, расческа; ­    Систематически работать над расширением терминологического словаря по предмету; ­     Проводить совместные с учащимися наблюдения над семантикой слова; ­     Формировать языковую интуицию; ­     Работать над совершенствованием используемых грамматических конструкций; ­     Работать над совершенствованием навыков скорописи и скорочтения; ­     Формировать навык сопоставления и сравнения языковых явлений; ­     Формировать слуховое восприятие текста; ­     Формировать, совершенствовать у учащихся навык с помощью графических знаков описывать многие предметы и явления окружающей действительности; ­    Формировать, совершенствовать, систематически расширять словарь (понятийный, пассивный, активный, специальный по изучаемой теме); ­    Учить детей конструировать предложения различной степени сложности и употреблять их в связной речи; ­    Формировать у уч­ся совокупность речевых умений, которые позволяют воспринимать  высказывание, передавать его содержимое и создавать свое собственное; ­    Формировать навык получения информации для высказывания, раскрывать тему и главную мысль в изложении и сочинении; ­    Формировать, совершенствовать навык правильного построения текста, выделение частей в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части  текста; ­    Формирование адекватного использования языковых средств, соответствующих          целям высказывания, его типу и стилю; ­    Формировать навык редактирования текста с целью совершенствования его содержания,  структуры и речевого оформления; ­    Формировать у уч­ся умения словесно обозначать пространственные положения на микро ­ и  макро ­ плоскости. (Слайд 9) КОРРЕКЦИЯ   ВНИМАНИЯ:   (произвольное,   непроизвольное,   устойчивое,   переключение внимания,   увеличение   объема   внимания,   слуховое   внимание,   зрительное   внимание, избирательность, развитие наблюдательности, концентрация…) путем выполнения… Формировать навыки самоконтроля. Приучатъ обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью,  перечитывать прочитанное и т. д.). Развивать быструю переключаемость внимания. Учить распределению внимания. Увеличивать объём внимания. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей). Воспитывать устойчивое внимание. (Слайд 10) КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ:   коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция; фонетическая, грамматическая, лексическая, выразительная сторона; орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь; функции общения, импрессивной (понимание   обращенной   речи),   экспрессивной   окраски речи; плавность, последовательность речи;  ) через выполнение…;   (самостоятельной   речи);   эмоциональной  коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением,   изложением,   творческим   диктантом);   сознательного   чтения,   ритма,   темпа, выразительности чтения; читательской самостоятельности; графических навыков… Развивать фонематический слух. Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. Развивать функции фонематического анализа. Преодоление речевого негатива. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить пониманию слов различной меры общности. Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения. Вырабатывать привычку слухового контроля. Вырабатывать качество чтения. Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный) (Слайд 11) КОРРЕКЦИЯ   ПАМЯТИ:  коррекция   и   развитие   памяти   (запоминание,   сохранение, воспроизведение; вербальную (словесную), образную (зрительную), моторную  (двигательную), эмоциональную; кратковременную, долговременную, оперативную,  Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия. Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту. Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ. Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно­  следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим. Развивать словесно­логическую память. Тренировать образную память. Развивать зрительную память. (Слайд 12) КОРРЕКЦИЯ   ВОСПРИЯТИЯ   целостность, быстрота, объем, зрительное, слуховое, тактильное, фонематическое)    И   ОЩУЩЕНИЙ:  (осмысленность,   обобщенность, коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; узнавание и называние предмета (положение в пространстве)… (Слайд 13) КОРРЕКЦИЯ   МОТОРИКИ:  (общая,   мелкая,   артикуляционная;   координация   движений (произвольность,   удержание равновесия; быстрота двигательной реакции; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук   (формирование   ручной   умелости,   развитие   ритмичности,   плавности   движений, соразмерности движений)…   пространственная   ориентировка;   целенаправленность); (Слайд 14) КОРРЕКЦИЯ   МЫШЛЕНИЯ:   коррекция   и   развитие  мыслительной   деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения;  выявление главной мысли, установление логических и причинно­следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою   деятельность,   контролировать   свою   деятельность,   виды   :   наглядно­действенное, наглядно­образное, словесно­логическое)…;   Учить выделять главное, существенное. Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с  образом. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение группировать предметы. Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей. Работать над пониманием нового правила или понятия. Учить делать выводы. Учить применять правила при выполнении упражнения. Развивать умение сравнивать анализировать. Преодолевать инертность психических процессов. Развивать мыслительную и творческую деятельность. Развивать целенаправленность в работе. Учить выделять сходства и различия понятий. Учить обобщать, анализировать. Учить строить умозаключения. (Слайд 15) КОРРЕКЦИЯ   ЛИЧНОСТНЫХ   КАЧЕСТВ,   ЭМОЦИОНАЛЬНО­ВОЛЕВОЙ:  (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства; адекватная оценка своих   и   чужих   действий;   преодоление   неуверенности;   развитие   коммуникабельности; преодоление   навязчивости,   замкнутости,   эгоизма;   развитие   терпения,   эстетического   вкуса, чувства   сострадания   и   милосердия;   культуры   поведения,   чистоплотности,   трудолюбия, порядочности,   дружелюбия,;   привитие   опрятности,   обязательности,   приучение   к   порядку, взаимовыручки)  совершенствование коммуникативных умений; умение отвечать на вопрос; умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; повышение культуры и техники общения; умение проявлять и выражать интерес к окружающему; тренировка процессов возбуждения и торможения; развитие адаптивности (быстрота и гибкость переключения); расширение кругозора; обогащение чувственного опыта; (Слайд 16) КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность  занимать достойное место среди других людей. Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки. Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль. Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом. Воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на  замечания (флегматичность, обидчивость) КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ ПАМЯТКА Формировать навыки самоконтроля. Приучать обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью,  перечитывать прочитанное и т. д.). Развивать быструю переключаемость внимания. Учить распределению внимания. Увеличивать объём внимания. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей). Воспитывать устойчивое внимание. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ Развивать фонематический слух. Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. Развивать функции фонематического анализа. Преодоление речевого негатива. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить пониманию слов различной меры общности. Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения. Вырабатывать привычку слухового контроля. Вырабатывать качество чтения. Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный) КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия. Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту. Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ. Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно­  следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим. Развивать словесно­логическую память. Тренировать образную память. Развивать зрительную память. КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ  И ОЩУЩЕНИЙ коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; узнавание и называние предмета (положение в пространстве)… КОРРЕКЦИЯ МОТОРИКИ: (общая, мелкая, артикуляционная; координация движений  (произвольность, целенаправленность); пространственная ориентировка; удержание  равновесия; быстрота двигательной реакции; коррекция и развитие мелкой моторики кистей  рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений,  соразмерности движений)… КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ Учить выделять главное, существенное. Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с  образом. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение группировать предметы. Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей. Работать над пониманием нового правила или понятия. Учить делать выводы. Учить применять правила при выполнении упражнения. Развивать умение сравнивать анализировать. Преодолевать инертность психических процессов. Развивать мыслительную и творческую деятельность. Развивать целенаправленность в работе. Учить выделять сходства и различия понятий. Учить обобщать, анализировать. Учить строить умозаключения. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ совершенствование коммуникативных умений; умение отвечать на вопрос; умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; повышение культуры и техники общения; умение проявлять и выражать интерес к окружающему; тренировка процессов возбуждения и торможения; развитие адаптивности (быстрота и гибкость переключения); расширение кругозора; обогащение чувственного опыта; КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность  занимать достойное место среди других людей. Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки. Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль. Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом. Воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на  замечания (флегматичность, обидчивость)

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»

Доклад «Коррекционно-развивающие задачи урока в специальной (коррекционной) школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018