Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"
Оценка 4.9

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
биология
11 кл
05.06.2017
Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"
доклад эко. воспитание.docx
Экологическое образование школьников – приоритетная задача общества.            Шамилова  Лилиана  Шамиловна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 7 Г.Минеральные Воды Ставропольского края        В повседневной суете будней мы думаем о том, чем накормить семью, бежим на  работу, смотрим новости по телевидению… И все меньше времени остается задуматься над смыслом своей жизни, своим предназначеньем на этом свете.                 Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради  чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается  длинный путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь.                 В природе все мудро продумано и устроено, каждый должен заниматься своим  делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Не делай того, что осуждает  твоя совесть, и не твори  того, что не согласно с  природой. Соблюдай это самое важное, и  ты выполнишь всю задачу своей жизни, она будет заполнена смыслом.  Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения  человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в  жизни человека?   Люди должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. С одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их  желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие  устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти  принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно  поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в  области окружающей среды. Основные положения концепции «устойчивого развития»  были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио­де­Жанейро. Основная идея «устойчивого развития» — сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим  на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида,  существующего на нашей планете наравне с другими видами. Кроме того,  люди должны  понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем.      И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых  подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического  образования.            В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат негативную информацию, катастрофизм. Распространено представление о том,  что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для  ребенка, тем эффективнее окажется результат. Уже в пятилетнем возрасте детям  рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю» («страшный дождик,  опасный и ядовитый», после которого «...пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна»), об «отравленном воздухе», «воде, которую  невозможно пить». Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об  исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых  человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» . Результат «тревожного»  подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и  воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские рисунки, плакаты, на  которых природа, будущее людей изображаются исключительно в темных, мрачных тонах,  а надписи пестрят словами «тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая  катастрофа».  Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем. Задачи же  экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» —  вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду  обитания, красоту окружающего мира.                 Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты,  явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской  деятельности, на примерах местности, в которой проживает.  Наиболее эффективным  представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда  «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из  предыдущего».                                                          Экологическое образование школьников  на уроках биологии  должно стать одним из  приоритетных. При этом применяется на практике федеральная  целевая  программа  «Экологическое образование населения России”.          Наиболее популярные  методы  экологического просвещения и образования в школе  должны быть: 1. На уроках в процессе изучения программного материала по биологии.  В процессе усвоения школьниками экологических знаний осуществляется их ценностная ориентация,  выделяется не только материальная, но и эстетическая ценность видов растений и жи­ вотных, природных ландшафтов, их воздействие на чувства человека, на его душевное  состояние, на пробуждение у человека чувства радости, успокоения. При обучении  биологии отрабатывается система норм и правил поведения в природной среде.  2. Экологические экспедиции и экологический туризм. Сознанию материальных и  эстетических ценностей, правил поведения в природе способствуют экскурсии в  естественные биогеоценозы при изучении сезонных изменений в природе, растительных и  природных сообществ, вопросов дарвинизма и экологии, а также в агроценозы с целью  ознакомления учащихся с успехами селекции. Осознание ценности природы происходит  на экскурсии не путем словесного назидания,  а на основе  установления учащимися  взаимосвязей в природе, осознания  своего места в ней. Учащиеся видят красоту  неповрежденной Природы и делают вывод, что ее можно легко нарушить, если каждый  приходящий в лес человек будет ломать ветви деревьев, рвать цветы, вытаптывать подрост  и травяной покров, пугать животных.  В. А. Сухомлинский отмечал «Заботливое отношение к природе формируется лишь  тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом». Поэтому важное  значение приобретают участие детей в детских городских праздниках,  в городских  фестивалях театральных коллективов и экологических агитбригад,  в  конкурсах детских  рисунков и поделок «Сохраним живую планету», регулярные выставки книг   экологической и природоохранной тематики в библиотеках, весенние акции­месячники  «День птиц», выпуск стенгазет экологической тематики.  Особое место занимает   проектная деятельность творческой группы учащихся. Проектная деятельность учащихся  по изучению проблемы саморегуляции в биогеоценозе и биосфере служит основой для  привития школьникам активной жизненной позиции в выработке отношения к деятельности человека, в результате которой происходит загрязнение воздуха, воды   или почвы,  отрицательно  влияющее  на  живую  природу. Учащиеся осознают, что восстановительные  силы природы не беспредельны, что в результате загрязнения может быть нарушено  равновесие в природе, поэтому каждый человек должен соблюдать законы об охране  природы, записанные в Конституции России. Развитие системы образования, просвещения и информации создают предпосылки  для формирования экологической культуры, в рамках которой взаимоотношения человека  и природы предстают как духовно­нравственная проблема. Экологическая культура каждого человека  составляет базу для ответственного отношения к природной среде,  осознания необходимости бережного и рационального использования богатств природы  человечеством, которая представляет собой бесценное общественное достояние.

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"

Доклад на педсовете "Экологическое воспитание школьников - приоритетная задача общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017