Доклад на тему " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.07.2018
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления, здоровьесберегающий потенциал учебных программ.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые
для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Общая целевая установка Федерального государственного образовательного
стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова,
сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего
развития каждого ребенка». Стандарт и система развивающего обучения Л.В.
Занкова имеют общее психологопедагогическое основание.
Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда
каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта,
воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и
равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и
нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности
ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня
сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования» (личностные, метапредметные, предметные).
Методологическую основу требований Стандарта составляет системно
деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в
том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего
обучения Л.В. Занкова и Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдова и их реализации на
практике. Таким образом, на современном этапе развития образования совпали
важнейшие позиции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009
года: цель образования – развитие личности; понимание необходимости именно
общего, а не только интеллектуального развития детей с разными
возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством
организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова
является понятие «целостность». Целостность учебных комплектов достигается
тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры
трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения;
быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого
ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической
системы (многогранность,
вариантность),
обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения
учебного содержания.
процессуальность,
коллизии,
Предметное содержание отбирается и структурируется на основе
дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым
создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их
внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и
явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и
практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою
очередь, создает условия для реализации дидактического принципа – обучение
на высоком уровне трудности. Возникшую трудность ребенок преодолевает
благодаря реализации дидактического принципа – осознания принципа учения:
«Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется
учебноисследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе
которой активизируются личностные качества, формируется рефлексия,
включается мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание»,
поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению
проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от
намекающей, ориентировочной до прямой. Оперирование связями обеспечивает
разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их
обобщение, что и придает обучению быстрый темп.
словеснообразное,
нагляднообразное,
Разнообразие представления учебного содержания в учебниках системы
Л.В. Занкова позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно
действенное,
словеснологическое
(теоретическое); разные типы восприятия и обработки информации –
аудиальный, визуальный и кинестетический. Кроме того, вариативны способы
приобретения знания – каждый ребенок действует оптимальным для себя
способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном,
творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем;
письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы.
Интеграция учебных курсов системы Л.В. Занкова создает предпосылки для
духовнонравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в организации содержательного общения детей на уроке. Кроме того,
здоровьесберегающий характер обучения обеспечивается здоровьесберегающим
потенциалом учебных программ по данной развивающей системе обучения.
Чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих
разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого
ребенка. С этой целью разработана система оценки достижения планируемых
результатов освоения учебных программ.
Важным условием для реализации учебных программ по системе Л.В. Занкова
является создание комфортной развивающей образовательной среды. Для
изучения результативности учителю предлагаются материалы по диагностики
школьной зрелости, результативности формирования универсальных и
предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы.
Таким образом, учебные программы и учебнометодические комплекты,
разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью
соответствуют планируемым результатам, обозначенным в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Доклад на тему " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Доклад на тему " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Доклад на тему " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.