Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Оценка 4.6
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
01.03.2017
В связи с реализацией ФГОС мы все больше внимания уделяем формированию универсальных учебных действий. Но можно ли все УУД отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Педагоги нашего учебного образовательного учреждения, работая по новым стандартам в пилотном режиме с 2010 года, использовали для диагностики УУД различные методики. Но остановили свой выбор на Мониторинге метапредметных универсальных учебных действий «Учимся Учиться и Действовать» (авторы: М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая).
Мониторинг УУД.docx
Тема: «Мониторинг
универсальных
учебных действий
в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 9»
г. Усолье Сибирское
Дубовик Светлана
Александровна
1 В связи с реализацией ФГОС мы все больше внимания уделяем
формированию универсальных учебных действий.
(фрагмент видеофильма «Что такое УУД?»)
В стандарте дано два определения этого понятия: широкое – УУД – это
умение учиться. И рабочий термин означает универсальные способы
действий. Поэтому если я, как профессионал, формирую у детей УУД, то
моя задача – сделать для ребенка эти действия осознанными.
Слайд 2.
Развитие УУД рассматривается в начальной школе как процесс,
проходящий в три основных этапа:
1й этап «Представление» – выполнение учебного действия по
образцу. На этапе представления ученику предлагается образец выполнения.
2й этап «Способ» – осуществление способа действия при выполнении
учебной задачи. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он
должен ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо
сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения); 2. По каким
признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3. Есть ли
сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих
предметов? (Сопоставление); 4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод).
3й этап «УУД» – применение способа в контексте учебной
деятельности, ее этапа. На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и
применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной
деятельности, этап ее реализации.
Слайд 3.
Согласно требованиям ФГОС, к концу четвертого класса необходимо
подвести детей к достижению на третьем уровне сформированности целого
ряда метапредметных умений.
Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть
выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от первого к
третьему уровню.
Очень важно, чтобы наши дети могли сказать: "Я умею и знаю как...
составлять целое из частей;
делать выводы на основе примеров;
объединять предметы в группы;
...работать в группе;
...оценивать свою работу.
Если соотнести с названием УУД в стандарте, то получаем:
2 составлять целое из частей это анализ;
делать выводы на основе примеров это индукция;
объединять предметы в группы это классификация;
...работать в группе целый ряд коммуникативных умений;
...оценивать свою работу оценивание.
Подходы к измерению.
Возникает закономерный вопрос: можно ли все УУД отследить и
измерить привычными способами контроля и оценки? Для проверки уровня
владения предметными умениями разработаны и хорошо себя
зарекомендовали различные учебные задачи.
А как измерить метапредметный результат? Или еще сложнее –
личностные образовательные достижения учащихся? Годятся ли старые и
хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний для
измерения универсальных учебных действий? Вопрос почти риторический:
очевидно, что не годятся.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий
нужен свой инструмент.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и
оценки процесса развития универсальных учебных действий является
мониторинг.
Слайд 4, 5
Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и
распространения информации,
которая ориентирована на
информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии
объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его
развития.
Слайд 6
У мониторинга могут быть следующие функции:
Функции психологопедагогического мониторинга:
1 Диагностическая
Определение уровня развития того или иного умения.
Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по
показателям и в целом.
2 Оценочная
3 Оценка результатов развития и динамика с точки зрения уровня и
нормативных требований.
3. Контрольная
Оценка эффективности деятельности специалистов по достижению
результатов.
Слайд 7, 8
Педагоги нашего учебного образовательного учреждения, работая по новым
стандартам в пилотном режиме с 2010 года, использовали для диагностики
УУД различные методики. Была составлена циклограмма мероприятий по
сбору и анализу информации по развитию УУД в каждом классе.
Слайд 9
Но остановили свой выбор на Мониторинге метапредметных
универсальных учебных действий «Учимся Учиться и Действовать» (авторы:
М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая). Мониторинг представлен
комплектами рабочих тетрадей и методическими рекомендациями к ним и
электронным вариантом обработки результатов.
Слайд 10
Мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного
года с 1 по 4 класс. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в
сентябре и в апреле. Работа по формированию УУД начинается с самого
начала 1 класса.
Слайд 11
На 34 неделе обучения первоклассников проводится педагогическая
диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
с помощью комплекта «Школьный старт».
«Школьный старт» – это возможность для учителя понять причины
успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно
работать над формированием универсальных учебных действий.
Кроме того, без стартовой диагностики невозможно правильно оценить
результаты, полученные в конце первого класса при изучении УУД.
Задания выполняются ребенком в личной рабочей тетради под
руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические
рекомендации. Они предоставляют всю необходимую для проведения
информацию: цель задания, инструкция, время выполнения, описывают
4 действия учителя в тех или иных непредвиденных ситуациях, возможные
ответы на вопросы детей, оценка и анализ результатов.
Слайд 12
Своевременная диагностика таких умений, как «Наблюдательность»,
«Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные
умения» и «Личностная готовность» позволяет учителю «настроить» учебный
процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в
целом, с первых дней обучения создают комфортные условия для достижения
образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины
успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно
работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио
каждого ребенка.
Слайд 1315
В первом классе учитель получает возможность изучить уровень
сформированности важнейших универсальных учебных действий. Их оценка
производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале
школьного пути. Во втором классе к этим 8 универсальным учебным
действиям добавятся еще 5. А в третьем и четвертом их количество еще
увеличивается.
Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты диагностики
«Школьный старт», проведённой в сентябре, и результаты мониторинга в
апреле. Если ребёнок с хорошими стартовыми показателями справился с
заданиями апрельского мониторинга на уровне ниже базового, это не может
не вызвать обеспокоенности учителя. Были на то какието причины. Значит,
такому ученику нужна комплексная педагогическая помощь. И напротив,
если ребёнок с низкими показателями по «Школьному старту» показывает
базовый или очень близкий к базовому уровень сформированности
метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося.
Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики,
но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны.
Нужно точно воспроизводить инструкции, не нарушая порядка и
предложенного регламента, чтобы не исказить процедуру и, соответственно
результаты.
5 Слайд 1625
Все задания мониторинга выполняются в рабочей тетради
Задания объединены в единый игровой сюжет
Тетради представлены в двух вариантах
Условные обозначения
Перед выполнением
заданий проходит тренировка выполнения
инструкций
Общие принципы проведения мониторинга слайд 22
Проверка. Обработка результатов
Анализ индивидуальных результатов
Дает ответы на следующие вопросы:
1) Какого рода задания вызывают у ребенка трудности (Задание на
выполнение по образцу и на ориентацию в способе действия или на
описание способа)?
2) Какие умения развиты лучше, а какие хуже (рейтинг умений)
3) Успевает ли он работать наравне с классом?
4) Есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких
специалистов, как психолог и дефектолог?
5) Какова динамика развития учебных умений ребенка
Анализ результатов по классу дает учителю возможность
1) Грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с
учетом уровня развития отдельных умений
2) Мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению
Самое главное, что у вас есть ориентир, потому что вы знаете свою цель. И
вместе с мониторингом можно уверено сказать «Я знаю цель, я вижу
ориентир». Результаты мониторинга – это те ориентиры, которые облегчат
нам задачу и помогут эффективнее работать по формированию
метапредметных результатов.
Но все эти усилия окупаются. Педагог впервые получает в руки инструмент,
позволяющий измерять результат его воздействия на развитие ученика – не
6 его знания, а его способности! Это совершенно новый шаг в развитии нашей
профессии и, надеюсь, каждого из нас как человека и профессионала
Но все эти усилия окупаются. Ведь мы отслеживаем не только
продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем
эффективность собственной работы.
7
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.