Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Оценка 4.6

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Оценка 4.6
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
01.03.2017
Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
В связи с реализацией ФГОС мы все больше внимания уделяем формированию универсальных учебных действий. Но можно ли все УУД отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Педагоги нашего учебного образовательного учреждения, работая по новым стандартам в пилотном режиме с 2010 года, использовали для диагностики УУД различные методики. Но остановили свой выбор на Мониторинге метапредметных универсальных учебных действий «Учимся Учиться и Действовать» (авторы: М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая).
Мониторинг УУД.docx
Тема:  «Мониторинг                   универсальных            учебных действий           в начальной школе»                                                Автор: учитель начальных классов                                                             МБОУ «Гимназия № 9»                                                             г. Усолье­ Сибирское                                                             Дубовик  Светлана                                                                     Александровна 1 В   связи   с   реализацией   ФГОС   мы   все   больше   внимания   уделяем формированию универсальных учебных действий. (фрагмент видеофильма «Что такое УУД?») В стандарте дано два определения этого понятия:  широкое – УУД – это умение   учиться.   И     рабочий   термин     означает   универсальные   способы действий. Поэтому  если я, как профессионал,  формирую у детей УУД, то моя задача – сделать для ребенка эти действия осознанными.  Слайд 2. Развитие   УУД     рассматривается   в   начальной   школе   как   процесс, проходящий в три основных этапа: 1­й   этап   «Представление»  –   выполнение   учебного   действия   по образцу.  На этапе представления ученику предлагается образец выполнения. 2­й этап «Способ»  – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен   ответить   себе   на   следующие   вопросы:   1.   Зачем   мне   необходимо сравнивать   эти   предметы?   (Цель   и   объекты   сравнения);   2.   По   каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление); 4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод). 3­й   этап   «УУД»  –   применение   способа   в   контексте   учебной деятельности, ее этапа.  На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять   тот  или  иной  способ,  ориентируясь  на  цель  и условия  учебной деятельности, этап ее реализации.  Слайд 3. Согласно требованиям ФГОС, к концу четвертого класса необходимо подвести детей к достижению на третьем уровне сформированности  целого ряда метапредметных умений.  Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от первого к третьему уровню. Очень важно, чтобы наши дети могли сказать: "Я умею и знаю как... ­составлять целое из частей; ­делать выводы на основе примеров; ­объединять предметы в группы; ­...работать в группе; ­...оценивать свою работу. Если соотнести с названием УУД в стандарте, то получаем: 2 составлять целое из частей ­ это анализ; ­делать выводы на основе примеров ­ это индукция; ­объединять предметы в группы ­ это классификация; ­...работать в группе ­ целый ряд коммуникативных умений; ­...оценивать свою работу ­ оценивание. Подходы к измерению. Возникает   закономерный   вопрос:   можно   ли   все   УУД   отследить   и измерить привычными способами контроля и оценки? Для проверки уровня владения   предметными   умениями   разработаны   и   хорошо   себя зарекомендовали различные учебные задачи.  А   как   измерить   метапредметный   результат?   Или   еще   сложнее   – личностные   образовательные   достижения   учащихся?   Годятся   ли   старые   и хорошо   знакомые   нам   формы   контроля   качества   предметных   знаний   для измерения   универсальных   учебных   действий?   Вопрос   почти   риторический: очевидно, что не годятся.  Для   изучения   процесса   развития   универсальных   учебных   действий нужен свой инструмент.  Наиболее   точным   измерительным   инструментом   для   отслеживания   и оценки   процесса   развития   универсальных   учебных   действий   является мониторинг.  Слайд 4, 5 Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения   информации,   которая   ориентирована   на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта   в   любой   момент   времени   и   может   обеспечить   прогноз   его развития.  Слайд 6 У мониторинга  могут быть следующие функции:  Функции психолого­педагогического мониторинга: 1     Диагностическая   Определение уровня развития того или иного умения.   Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям  и в целом.  2          Оценочная  3  Оценка   результатов   развития   и   динамика   с   точки   зрения   уровня   и нормативных требований. 3.    Контрольная   Оценка эффективности деятельности специалистов по достижению результатов.  Слайд 7, 8 Педагоги нашего учебного образовательного учреждения, работая по новым стандартам в пилотном режиме с 2010 года,   использовали для диагностики УУД различные методики. Была составлена циклограмма   мероприятий по сбору и анализу информации по развитию УУД в каждом классе. Слайд 9 Но   остановили   свой   выбор   на   Мониторинге   метапредметных универсальных учебных действий «Учимся Учиться и Действовать» (авторы: М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая). Мониторинг представлен комплектами рабочих тетрадей и методическими рекомендациями к ним и электронным вариантом обработки результатов. Слайд 10 Мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля  каждого учебного года с 1 по 4 класс. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в апреле.   Работа по формированию УУД начинается с самого начала 1 класса.  Слайд 11 На  3­4 неделе  обучения  первоклассников  проводится  педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе с помощью  комплекта «Школьный старт».  «Школьный   старт»   –   это   возможность   для   учителя   понять   причины успеха и неудач его учеников и с первых дней  осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.  Кроме того, без стартовой диагностики невозможно правильно оценить результаты, полученные в конце первого класса при изучении УУД.  Задания   выполняются   ребенком   в   личной   рабочей   тетради   под руководством   учителя.   В   помощь   учителю   разработаны   методические рекомендации.   Они   предоставляют   всю   необходимую   для   проведения информацию:   цель   задания,   инструкция,   время   выполнения,     описывают 4 действия   учителя   в   тех   или   иных   непредвиденных   ситуациях,   возможные ответы на вопросы детей, оценка и анализ результатов.  Слайд 12 Своевременная   диагностика   таких   умений,   как   «Наблюдательность», «Мыслительные   способности»,   «Контрольные   умения»,   «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность» позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом, с первых дней обучения создают комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.  «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.  Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Слайд 13­15 В   первом   классе   учитель   получает   возможность   изучить   уровень сформированности  важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного   пути.   Во   втором   классе   к   этим   8   универсальным   учебным действиям   добавятся   еще   5.  А   в  третьем   и  четвертом   их   количество   еще увеличивается. Важные   выводы   можно   сделать,   сравнивая   результаты   диагностики «Школьный   старт»,   проведённой   в   сентябре,   и   результаты   мониторинга   в апреле.   Если   ребёнок   с   хорошими   стартовыми   показателями   справился   с заданиями апрельского мониторинга на уровне ниже базового, это не может не вызвать обеспокоенности учителя. Были на то какие­то причины.  Значит, такому  ученику  нужна   комплексная   педагогическая   помощь.    И   напротив, если ребёнок с низкими показателями по «Школьному старту» показывает базовый   или   очень   близкий   к   базовому   уровень   сформированности метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося.  Необходимость мониторинга велика,  возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Нужно   точно   воспроизводить   инструкции,   не   нарушая   порядка   и предложенного регламента, чтобы не исказить процедуру и, соответственно результаты.  5 Слайд 16­25 Все задания мониторинга выполняются в рабочей тетради Задания объединены в единый игровой сюжет Тетради представлены в двух вариантах Условные обозначения Перед   выполнением     заданий   проходит   тренировка   выполнения инструкций Общие принципы проведения мониторинга  слайд 22 Проверка. Обработка результатов Анализ индивидуальных результатов Дает ответы на следующие вопросы: 1) Какого рода задания вызывают у ребенка трудности (Задание на  выполнение по образцу и на ориентацию в способе действия или на  описание способа)? 2) Какие умения развиты лучше, а какие хуже (рейтинг умений) 3) Успевает ли он работать наравне с классом? 4) Есть  ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких  специалистов, как психолог и дефектолог? 5) Какова динамика развития учебных умений ребенка Анализ  результатов по классу дает учителю возможность 1) Грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с  учетом уровня развития отдельных умений 2) Мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению Самое главное, что у вас есть ориентир, потому что вы знаете свою цель. И  вместе с мониторингом можно уверено сказать «Я знаю цель, я вижу  ориентир». Результаты мониторинга – это те ориентиры, которые облегчат  нам задачу и помогут эффективнее работать по формированию  метапредметных результатов. Но все эти усилия окупаются.  Педагог впервые получает в руки  инструмент,  позволяющий измерять результат его воздействия  на развитие ученика – не  6 его знания, а его способности! Это  совершенно новый шаг в развитии нашей  профессии и, надеюсь, каждого из нас как человека  и профессионала Но   все   эти   усилия   окупаются.   Ведь   мы   отслеживаем   не   только продвижение   ребёнка   по   пути   развития   УУД,   но   и   отслеживаем эффективность собственной работы.  7

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе

Доклад на тему: Мониторинг Универсальных учебных действий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017