Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
биология
Взрослым
24.02.2018
При оценке достижений учащихся по данным международных исследований российских школ обнаружилось, что они обладают хорошим знанием материала, но не умеют с ним работать. Был сделан вывод о том, что у российских школьников не формируется так называемое гипотетико-дедуктивное мышление, т.е. способность самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. Данный вид мышления является возрастной нормой для выпускников общеобразовательных школ. Из этого следует, что образование не просто не современно, а более того – школьное обучение тормозит нормальное развитие обучающихся. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок форме, в частности в проектной деятельности.
доболева.docx
Проектная деятельность на
уроках биологии -
инновационная деятельность
учителя как основа развития
современной школы
Чтобы познать чтото,
нужно окунуться в это с головой.
Пауло Коэльо
АКТУАЛЬНОСТЬ.
При оценке достижений учащихся по данным международных
исследований российских школ обнаружилось, что они обладают хорошим
знанием материала, но не умеют с ним работать. Был сделан вывод о том, что
у российских школьников не формируется так называемое гипотетико
дедуктивное мышление, т.е. способность самостоятельно строить и проверять
гипотезы и делать выводы. Данный вид мышления является возрастной
нормой для выпускников общеобразовательных школ. Из этого следует, что
образование не просто не современно, а более того – школьное обучение
тормозит нормальное развитие обучающихся. Школа может создать условия
для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной,
чем традиционный урок форме, в частности в проектной деятельности.
В современных условиях проблемы дисциплины и мотивации
учащихся к обучению должны исчезнуть они должны хотеть учиться. В
приоритете должна становиться самостоятельная работа обучающегося,
самоорганизация его учебной деятельности. Учебновоспитательный процесс
коренным образом должен преобразится: позиция когда «учитель как бы впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик как бы впереди».
Учитель должен сориентироваться, направить, а затем «пропустить его
вперед» для самостоятельной работы и время от времени подправлять в его
самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством
консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в
малых группах и командах, игр и т.д.
В концепции модернизации общего образования 2010 г. написано:
«Базовое звено общего образования – общеобразовательная школа,
модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его
его познавательных и созидательных способностей.
личности,
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые
компетенции,
образования».
определяющие современное качество содержания
Целостная система универсальных знаний и умений не может появиться
иначе, чем в ситуации разрешения проблем, в опыте самостоятельной
деятельности, а это и есть проектирование.
Целью проектной деятельности на уроках биологии является
приобщение обучающихся к активным методам обучения, развитие их умений
и навыков для наилучшего усвоения учебного материала.
Задачи проектной деятельности:
формировать и развивать исследовательские способности
обучающегося;
развивать навыки и умения в постановке проблем и нахождения
способов их решений;
формировать мотивирующие факторы в образовательном процессе; заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои
поступки, принятые решения и действия;
развить у обучающегося коммуникативные умения и навыки и т.д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дословно проект (перевод с латинского) – брошенный вперёд.
Проектом также можно назвать замысел, представленный аудитории, а также
пошаговую деятельность от замысла до реализации.
Проект возникает, как форма работы обучающегося с практической
Проектная
способ понимания практики.
ситуацией,
как
деятельность позволяет сделать шаг в ориентации на развитие школьников и
представляем им пространство для развития, причем в практической
плоскости. Успехом проектной деятельности является
исследований, оформленный в проект.
результат
При организации проектной деятельности педагог также работает
проектно. Видит проектные цели, предлагает способы работы, организует
внешнюю ситуацию презентации готового продукта.
Ученический проект детский. В нем происходит формирование
проектной деятельности.
Образовательный проект педагогический. В нем формируется
проектная деятельность школьников.
Проектная деятельность на уроках биологии является средством
формирования учебнопознавательных компетенций у обучающихся.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность
обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.
С помощью метода проекта возможно обучить:
выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
находить пути их решения;
выбрать необходимый источник, например, данные в справочной
литературе или в средствах массовой информации;
систематизировать полученную информацию для решения
поставленных задач.
Метод учебных проектов образовательная технология XXI века.
Проектная деятельность развивает познавательные, творческие навыки
обучающихся. Используя проектный метод обучения, учащиеся постигают
всю технологию решения учебных задач: от постановки проблемы до
представления результата.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
краткосрочные (разработаны на нескольких уроках; минипроекты);
среднесрочные (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев );
По числу участников проекты могут быть:
индивидуальными;
парными;
групповыми
По типологии выполняемые проекты могут быть:
Исследовательскими (прикладными);
Творческими;
Ролевыми (игровыми);
Информационными;
Практикоориентированными;
По характеру контактов между участниками:
внутриклассными;
внутришкольными; региональными;
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Выделяются следующие этапы проектной деятельности:
выявление и постановка проблемы;
выдвижение гипотез;
поиск и варианты решений;
сбор материала;
подготовка проекта;
защита проекта.
При выборе темы проекта, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его.
2. Тема не должна вызывать затруднения и
выполняться за
непродолжительное время.
3. Ученики логически погружаются в проблему. Все оставшееся
время урока посвящается групповой работе над общей
проблемой, завершающейся презентацией результатов по каждой
группе, и обобщению, которое делает учитель.
4. Тема проектной работы должна соответствовать возрастным
особенностям детей. Одна и та же тема может быть использована
для учащихся разных возрастов на разных этапах обучения с
различной степенью глубины. Также следует учитывать базу для
решения данной проблемы.
Темы исследований можно разделить на следующие группы.
1. эмпирические (проведение наблюдений и экспериментов);
2. теоретические (работы по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в разных источниках.) Проекты на теоретические темы требуют теоретической подготовки и
эрудиции поэтому их внедрение целесообразно в старших классах. Примерная
тематика исследований может затрагивать проблемы окружающей среды,
гендерные проблемы в обществе здоровое питание и др.
Разрабатываемый проект должен стимулировать познавательный
при помощи максимального использования
интерес у учащихся,
образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии.
Способствуя развитию познавательного интереса у учащихся, мы, в
результате, формируем его разностороннее развитие. Кроме того, развитие
интереса у учащихся к предмету биологии, возможность применения
полученных знаний в новых ситуациях и открытое общение обеспечивает
формирование у школьников активной жизненной позиции. Проектная
деятельность на уроках биологии способствует выполнению социального
заказа общества, реализации задач стоящих перед школой. Развитие
познавательного интереса в области биологии способствует формированию у
обучающихся представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и
необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому
проектная деятельность обеспечивает решение задач естественнонаучного
образования в целом и биологического в частности.
При использовании проектной деятельности в образовательном
процессе, педагог должен разработать следующую методику:
Составление плана работы.
Ознакомление с методами исследования проблемы и данными науки
по этому вопросу.
Создание положительной мотивации к работе у учащихся.
Участие совместно с учащимися в анализе проблем по теме
проектной работы. Осуществление промежуточного контроля и коррекция выполняемой
учениками работы.
Выработка критериев оценки проектной деятельности учащихся.
Составление норм и требований по оформлению работы.
Разработка примерных критериев оценок выступления докладчиков на
защите проекта.
Составление положения методического подхода к проектной
деятельности.
Составление совместно с учащимися список тем для проектной
деятельности.
Прежде всего, педагог должен четко сформулировать цель проекта и
составить план работы. Рабочая группа, должна понимать, что проект
потребует от них больших усилий и разносторонней подготовки. Они должны
уметь вносить
научиться систематизировать свои исследования,
корректировки в ходе работы в соответствии с получаемыми данными и
первыми результатами. Участники проекта должны овладеть необходимыми
методиками, уметь правильно оценивать результаты своей работы, делать
выводы и заключения, выявлять закономерности. Кроме того, от них будет
требоваться обладать умением составлять таблицы, графики, диаграммы,
пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий,
работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей
работе необходимую литературу. Тема проектов по биологии могут быть
разнообразными –
проблем
человечества. Объектом исследований может быть не только отдельный
от частных, локальных, до глобальных
организм, но и, например, школа, пруд, речка, заповедник, даже собственная
квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием
определенных условий окружающей среды. Проектные работы могут
содержать социологические опросы учащихся, педагогов и населения. Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с
объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести
необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый
объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей
работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы,
которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная
тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.
При защите проекта в первую очередь оценивается:
четкое формулирование поставленной цели и задач исследования, а
также обоснованность методики исследования;
полнота раскрытия темы исследования;
соответствие выводов поставленным задачам;
представление результатов исследования;
подбор литературных источников по теме исследования;
анализ полученных данных и выводы по ним;
оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом.
При защите проекта основными критериями оценки выступления
докладчика являются:
обоснование структуры доклада;
выявление главного;
раскрытие выбранной темы исследования при защите;
использование наглядноиллюстративного материала и мультимедиа;
эрудированность докладчика и умение его быстро ориентироваться в
своей работе при ответах на вопросы, задаваемые;
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт,
который позволит ограничить включение в работу лишних материалов
второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу. Для защиты проект может быть представлен как в
печатном варианте, так и в рукописном.
Показателями успешности проекта являются:
качество усвоения учащимися учебных программ;
сформированность потребности в продолжение образования;
сформированность способности к самостоятельному
осуществлению учебной деятельности;
уровень интеллектуальных достижений учащихся;
конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы
(олимпиады, НОУ, конкурсы);
демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.
Методические рекомендации
1. Об исследовании и проектировании
«Исследование» и «проектирование» в образовании используются как
синонимы. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной
важности для современного образования, принципиально разные виды
деятельности Исследование – бескорыстный поиск истины.
Под
проектированием, напротив, понимается решение определенной четко
сформулированной задачи.
Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения
получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его
задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик
предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему
должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения
исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть
выполнен и на репродуктивном уровне.
В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их
друг с другом не стоит. Исследование – творчество в чистом виде, а
проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует
обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию. 2. О типичных проблемах при выборе тем учебноисследовательских работ
и творческих проектов
Проектирование и исследовательская работа, хотя вроде бы мы ею и
занимались, они для большинства не только родителей, но и
профессиональных педагогов – дело новое. Этому специально не обучали в
институтах и университетах, самостоятельной исследовательской практики у
многих педагогов и школьных практических психологов нет.
Этапы формирования навыков проектной и исследовательской
деятельности
1 ступень 56 класс: Знакомство с видами проектов и исследовательских
работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении
исследовательских работ. Миниисследования и минипроекты.
2 ступень 78 класс: Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень: 911 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Отличия проектной и исследовательской деятельности
1.Цель проектной деятельности:
реализация проектного замысла
2.Этапы выполнения проекта
Выбор
темы
проекта,
типа
проекта(информационный,
исследовательский, творческий, ролевой, практикоориентировочный)
Поиск и анализ проблемы
Цель,задачи
Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление
плана работы и распределение обязанностей
Выполнение технологических операций
Подготовка и защита проекта
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения
проекта 3. В проекте гипотезы может и не быть
4.Проект это замысел, план, творчество по плану.
1.Цель исследовательской деятельности:
уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.
2.Этапы научного исследования
• Формулировка проблемы, актуальность темы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования ,гипотеза
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методики проведения исследования
• Описание процесса исследования .
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
3. Исследование процесс выработки новых знаний, истинное творчество
Методика организации и проведения защиты итогов детского
исследования и проектирования
Одним из самых важных этапов реализации исследовательского и
проектного обучения является защита детских исследовательских работ и
творческих проектов. Этап «защиты» выполненной исследовательской работы
или реализованного проекта пропустить нельзя. Без него исследование не
может считаться завершенным. Итоги защиты выступают важным фактором,
формирования мотивации исследовательского поведения ребенка.
Важно, чтобы каждый ребенок понял, что о выполненной работе надо не
просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В
ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с
другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
В этом году в рамках ФГОС этому направлению уделяю очень большое
внимание , особенно мини проектам.
Биология имеет большие перспективы для применения метода проектов как
на уроке, так и внеклассной работе. Разнообразие объектов обеспечивает
возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных
навыков. Проектный метод может использоваться как фрагмент урока, так и
урок, посвященный реализации проекта.
Для чего нам нужен проект. • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению,
деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать
обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Классноурочная и внеклассная деятельность. Реализация минипроектов и
мини исследований на уроке. На самом обычном уроке можно постоянно что
то исследовать или создавать какойнибудь проект.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности
1 ступень 56 класс: Знакомство с видами проектов и исследовательских
работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении
исследовательских работ. Миниисследования и минипроекты.
2 ступень 78 класс: Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень: 911 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Результативность проектноисследовательской деятельности
Наши результаты:
1.Проект «Ядовитая красота» призеры региональной экологической
олимпиады 2013г
2.Проект «Ты самое большое богатство на свете» участник
региональной экологической олимпиады 2013г
3. Проект “Бездомные животныенаша проблема”участник
региональной экологической олимпиады 2014г
4.Проект”Пищевые добавки»диплом 3 степени на Международном
конкурсе проектных и исследовательских работ и участник НОУ
МБОУ СОШ№2 5. Проект“Помогите птицам зимой”внеклассная работа
6.Экологический проект «Птица года2015» 2 место в место в
муниципальном конкурсе.
7.Мини проект «Какие они маленькие!» внеклассная работа.
8. Проект «Осенний калейдоскоп» выставка рисунков и фотовыставка
в рамках недели.
9.Мини проект «Грибная полянка»5 класс (урок)
10. Проект «Они всегда рядом» участник НОУ МБОУ СОШ №2
11. Монопроект «Домашние животные»традиционный нашей школы. Заключение
Итогом проектной деятельности на уроках биологии является то, что
что вся рабочая группа учащихся оказывается вовлеченной в процесс
изучения темы исследования. Все участники имеют возможность понимать и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная
деятельность учащихся и педагога в процессе работы над проектом, освоения
учебного материала означает,
что каждый вносит свой особый
индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами
деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и
взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и
развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие
формы кооперации и сотрудничества.
Проектная деятельность организует и развивает диалоговое общение,
которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению
общих, но значимых для каждого участника задач.
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Доклад по биологии на тему "Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.