Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения
на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
У р о к 56
ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ
(учебник, с. 91–93; рабочая тетрадь, с. 66–67; диск)
Ц е л ь д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я : способствовать развитию
умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на
рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и
числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между
компонентами и результатом арифметических действий.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
П л а н и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е р е з у л ь т а т ы :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить
заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать
практические задачи на определение доли числа и числа по его доле,
уравнения
на основе взаимосвязей между компонентами и результатом
арифметических действий.
Метапредметные
(компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения
на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку
учителя.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический;
фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные
планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1
электрон. опт. диск (CDROM); универсальное мультимедийное
пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»;
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/otkrytyiurokpotemedoli
3klass2chetvertО б о р у д о в а н и е : Интерактивная доска (экран), компьютер,
проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин»
(«Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги, дидактическое
пособие «Палитра. Таблица умножения на 3, 4, 5», дидактическое
пособие «Планшет многократного использования. Счет в пределах 100».
Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение
долей.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный
момент.
Мотивация
к
учебной
деятельности.
Придумано кемто просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
На партах у учащихся полоски с квадратами различных цветов.
– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент
соответствует вашему настроению.
II. Устный счет.
Повторение таблицы умножения. Работа с дидактическим
пособием «Палитра». Выборочная проверка.
III. Актуализация знаний.
– Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28
– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да,
65 34
78
15
мы не можем прочитать некоторые числа.)
– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как
они читаются.)
– Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да.)
IV. Изучение нового материала.– Давайте узнаем, что нам поможет. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Учащиеся выходят, решают
пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написан
ответ и буква.
9 ∙ 7 =
15 : 5 =
8 ∙ 4 =
82 – 35 =39 + 28 =
– Каждому ответу соответствует буква:
32
л
42 : 6 =
7
п
3
а
46 + 54 =
3 ∙ 7 =
63
с
47
ь
21
е
67
и
– Поставьте эти числа в порядке возрастания.
– Какое слово составили из данных букв? (Апельсин.)
Учитель показывает учащимся апельсин.
– Что такое апельсин? (Это фрукт.)
– Какие еще фрукты вы знаете? (Яблоко, мандарин.)
– Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут нам познакомиться с
100
н
новыми числами.
Г и м н а с т и к а д л я г л а з
Учитель предлагает следить глазами по стрелкам на фигурах.
Читает текст.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась, ты молодец!
Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
V. Практическая деятельность.
– Вы можете спросить: «А зачем нам чтото знать про эти числа?»
– Тогда попробуйте ответить на вопрос.
Учитель разламывает апельсин на четыре части и одну часть
дает ученику.
– Как вы думаете, какую часть апельсина я отдала?
– Давайте попробуем в этом разобраться.– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она
называется? (Круг.)
– Сложите круг пополам.
– Разверните. Сколько равных частей получили? (2.)
– Итак, мы разделили круг пополам, то есть на две равные части. Как
они называются? (Половинки.)
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. Можно сказать,
что половина яблока – это одна вторая доля яблока. А записывают это
так:
.
– Сколько частей взяли? (1.)
– На сколько частей разделили? (2.)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю
яблока. Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите еще
пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4.)
– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.
– Сколько равных частей получили? (4.)
.
– А записывают это так:
VI. Развитие умения записывать и называть доли.
– Запишите, какая это доля.
Учитель показывает карточки, на которых круги, квадраты,
прямоугольники разделены на равные части: 2, 3, 4, 5 и т. д. и одна
часть закрашена.
Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения
задания.
Учитель показывает верную запись на обратной стороне
карточек.
– Посмотрите на
и
.– Сравните: что больше? (Запись в тетради:
– Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
VII. Первичное закрепление. Сравнение долей.
Выполнить задание № 18 из универсального мультимедийного
пособия к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс». Задание №
48.
и
.)
Выполняют из № 1–3, 8.
VIII. Работа с материалом учебника.
– Откройте учебники на с. 93, № 3.
1) 8 – 3 = 5 (кг) – масса коробки с бананами.
2) 5 ∙ 9 = 45 (кг) – масса 9 коробок с бананами.
О т в е т : 9 коробок с бананами весят 45 килограммов.
– Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Доли.)
IX. Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель»
№ 8).
– На сколько частей разделили апельсин герои мультфильма? (На
пять.)
– Скажите, какую часть апельсина я отдала?
– Давайте посмотрим на те числа, которые я просила вас прочитать в
начале урока. Теперь вы сможете это сделать? (Да.)
Учащиеся читают числа на доске:
X. Самостоятельная работа.
1. Работа с дидактическим пособием «Планшет многократного
использования. Счет в пределах 100».
Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения
задания. (На обратной стороне карточек даны верные ответы.)
2. Работа в тетради на печатной основе: № 178–179, с. 66.
XI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.– Какая была тема урока? (Доли.)
– Что такое доля? (Часть целого.)
– Мы учились делить на доли и записывать доли. А еще мы учились
сравнивать доли. Какой вывод сделали? (Чем больше частей, тем
доля меньше.)
Учитель раздает учащимся полоски бумаги с квадратами
различных цветов (обратная сторона).
– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент
соответствует вашему настроению.
XII. Домашнее задание: учебник, с. 93, № 7, рабочая тетрадь, с. 67,
№ 181, 183.