Дополнительная образовательная программа кружка «Живые краски»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Дополнительная образовательная программа кружка «Живые краски» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИЕМЫ: • Педагогические Имеются схемы, таблицы, карточки, учебно-тематический план работы, утверждённый программно-методической комиссией • Организационные Для работы данного объединения выделен кабинет МЕТОДЫ: • Словесные Рассказ, беседа, объяснение, стихи • Наглядные Наблюдения, демонстрация, экскурсия, таблицы, рисунки • Практические Разнообразные упражнения, задания
Иконка файла материала конспект.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа  кружка «Живые краски»  составлена в соответствии   с  Федеральным   государственным   образовательным  стандартом   начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с  Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.­5 –е изд. ­ М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой Б.М.Неменский и др. Изобразительное искусство:1­4 класс. – Москва: «Просвещение», 2011. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности   является   важным   условием   успешного   освоения   детьми   программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Развитие художественно­эстетического  восприятия и практическая деятельность в программе,   представлены   в   их   содержательном   единстве.   Разнообразие   видов практической   деятельности   подводит   учащихся   к   пониманию   явлений   художественной культуры, изучение произведений искусства и художественно – эстетической   и духовно­ нравственной  жизни общества. ЦЕЛЬ учебного курса: формирование   художественной   культуры   школьников   как   части   культуры   духовной, приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого ЗАДАЧИ:  Воспитание   интереса   ко   всем   видам   пластических   искусств;   изобразительным, декоративно­прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.  Формирование   художественно­образного   мышления   и   эмоционально   ­ чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе   развития   творческой   личности;   формирование   эмоционально­ценностного отношения к жизни.  Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.  Развитие   творческих   особенностей   и   изобразительных   навыков;   расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной   отзывчивости   на   явления   окружающей   действительности,   на произведения искусства.  Обучение   художественной   грамотности,   формирование   практических   навыков работы Программа   подчеркивает   важность   увлеченности   школьников   искусством   для формирования   у   учащихся   познавательного   интереса.   Эстетические   потребности   детей должны   сознательно   развиваться   на   каждом   занятии.   Для   этого   предусмотрен   ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач ­творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом   занятии   детям   дается   возможность   пофантазировать,   поощряется   создание собственных   образов.   Важно   высвободить   творческую   энергию   детей.   Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной   деятельности   на   занятиях   для   организации   коллективных   выставок   по изобразительному искусству.         Данный кружок  предусматривает посещение  детей  с  ОВЗ.  Категория детей с  ЗПР   –   это   преимущественно   дети   с   нормальным   интеллектом,   у   которых   отсутствует мотивация   к   обучению   рисования,   либо   имеется   отставание   в   овладении   школьными навыками рисования. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят 1к   тому,   что   им   трудно   или   невозможно   функционировать   в   большой   группе   и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы   являются   причинами   того,   что   эти   дети,   несмотря   на   их   возможности,   не достигают   в   школьном   кружке   желаемых   результатов.   При   организации   обучения необходимо адаптировать   содержание   материала,   выделяя   в   каждой   теме   базовый материал,   подлежащий   многократному   закреплению,   дифференцировать   задания   в зависимости   от   коррекционных   задач. Обучающемуся   с   ЗПР   необходим   хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и   комбинировать методы и приемы обучения с целью смены   видов   деятельности   детей,   изменения   доминантного   анализатора,   включения   в работу   большинства   анализаторов;   использовать   ориентировочную   основу   действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Для детей с ЗПР важно обучение   без   принуждения,   основанное   на   интересе,   успехе,   доверии,   рефлексии изученного.   Важно,   чтобы   воспитанники   через   выполнение   доступных   по   темпу   и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться рисовать. При организации  процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.   Место курса в учебном плане:  Программа   рассчитана   для   учащихся   1­4   классов,   на   4   года   обучения:   1   год обучения ­  33 учебных недели,2 год обучения ­  34 учебных недели; 3 год обучения ­ 34 учебных недели; 4 год обучения ­  34 учебных недели. Ценностные ориентиры содержания Программа стоится на следующих  концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой­либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я­концепции» и признании себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип   динамики.     Предоставить   ребенку   возможность   активного   поиска   и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься  тем, что нравится. Принцип демократии. Добровольная ориентация  на получение знаний конкретно выбранной   деятельности;   обсуждение   выбора   совестной   деятельности   в   коллективе   на предстоящий учебный год. Принцип  доступности.     Обучение   и  воспитание  строится   с  учетом  возрастных   и индивидуальных   возможностей   школьников,   без   интеллектуальных,   физических   и моральных перегрузок. Принцип   наглядности. В   учебной   деятельности   используются   разнообразные иллюстрации, видеозаписи. Принцип   систематичности   и   последовательности. Систематичность   и последовательность   осуществляется   как   в   проведении   занятий,   так   в   самостоятельной работе   учеников.   Этот   принцип   позволяет   за   меньшее   время   добиться   больших результатов. Личностные , мета предметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты. развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания  2         умение организовать рабочее место бережное отношение к инструментам, материалам развитие мышечно­двигательных функций руки, глазомера ознакомление с художественными терминами и понятиями ориентирование в социальных ролях формирование способности действовать в различных ситуациях участие в коллективном обсуждении умение   строить   продуктивное   взаимодействие,   интегрироваться   в   группы   для сотрудничества. Предметные результаты.      овладение основами художественной грамоты знание цветов и рисовальных материалов умение передавать форму, величину изображения соблюдение  последовательности выполнения работы умение   сравнивать   и   правильно   определять расположение, цвет   пропорции   предметов,   их умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта  способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы,  положения, цвета  нравственно­этическое оценивание своей деятельности.       развитие наблюдательности зрительной памяти активное использование в речи терминов сформированность мотивации к познанию и саморазвитию отражение индивидуально­личностных позиций  в творческой деятельности развитие художественного вкуса овладение художественными терминами. Метапредметные результаты. приобретение навыка работы в паре, группе диагностирование причин успеха/неуспеха и   Содержание учебного курса   1 раздел: Знакомство с искусством (18час) 2 раздел: В мире много интересного (18 часов) 3 раздел: 1.Орнамент в полосе. Изображение   на   плоскости   простейших   элементов.   Изучение   понятия   ­   «орнамент». Деление отрезка на равные части. Чередование геометрических фигур. Вырезаем шаблон и чередуем изображение, чтобы получился орнамент. Прорисовываем детали. Задание: изображение орнамента из геометрических фигур. Материалы: фломастеры, гелиевые ручки. 2. Орнамент в круге. Чередование   элементов   по   кругу.   Разнообразие   типов   линий.   Повествовательные  возможности линии, умение видеть их в природе. Задание: изображение орнамента из различных типов линий. Материалы: фломастеры, гелиевые ручки. 3. Народная вышивка. Символика   цвета   и   формы.   Вышивка   как   оберег.   Мифология   славян.   Стилизованные изображения «древа жизни», берегини, Птицы счастья. Задание: вырезаем  эскиз рисунка  вышивки на полотенце. 3Материалы: бумага красного и чёрного цветов. 4. Растительный орнамент. Сравниваем по форме разные листья­ круглые, длинные, треугольные. Вырезаем шаблон и чередуем изображение. Цветовая гамма. Знакомство с   цветовым кругом, контрастные и приближенные цвета. Задание: изображение растительного орнамента. Материалы: гуашь. 5. Многообразие цветов в декоративной росписи. Сравнение   изображений   цветов   в   живописи   и   декоративном   искусстве.   Упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России.  Задание: выполнение эскиза росписи декоративной тарелки. Материалы: гуашь. 6. Изображать можно пятном. Силуэт в орнаменте. Пятно   –   одно   из   главных   средств   изображения.   Присмотреться   к   разным   пятнам   и постараться увидеть в них какие ­ либо изображения. Методический приём «Сказка про кляксу». Силуэты зверей в орнаменте.  Задание: изображение зооморфного  орнамента. Материалы: цветная бумага. 7­8. Любимые осенние цветы в росписи Жостовских подносов. Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Разнообразие форм подносов. Средства художественной выразительности в работах жостовских мастеров. Графичность и декоративность , условность и сказочность цветов. Живописность и символичность. Задание: эскиз росписи подноса. Материалы: гуашь. 9. Разноцветные краски. Праздник осени. Особенности   живописной   манеры   художников   в   передаче   очертаний   цветов, причудливости   и   изысканности   форм   ,   контрастов   и   нюансов   цветовых   оттенков. Специфика композиционных построений. Задание: выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. Материалы: акварель. II четверть. 1­2. Украшение птиц. Знакомство   с   работой   в   витражной   технике.   Развитие   декоративного   чувства   при рассматривании цвета и фактуры материала. Рассматриваем птиц , обращая внимание на цветной орнамент окраски , форму хохолков , хвостов , оформление лапок. Задание: рисунок и живописное решение на тему сказки «Жар­птица» Материалы: стекло, витражные краски , контур по стеклу. 3­4. Красивые рыбы. Учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы , шероховатыми   и   гладкими   раковинами   ,причудливыми   кораллами.   Разнообразие подводного мира. Задание: создание композиции «Подводный мир» или «Золотая рыбка». Материалы: стекло , витражные краски , контур по стеклу. 5. Всё имеет своё строение. Формирование   первичных   умений   видеть   конструкцию   –   построение   предмета.   Умение строить развёртки простых геометрических фигур ­ куб, конус , цилиндр, параллелепипед. Задание: выполнение объёмных геометрических фигур. 4Материалы: клей, бумага. 6. Строим город. Приобретение   навыков   конструктивной   работы   с   бумагой.   Развитие   конструктивной фантазии и наблюдательности ­ уметь рассматривать реальные здания разных форм. Игра в архитекторов. Задание: из модулей построить здание , город. Материалы: клей , бумага. 7. Постройка предметов. Развитие   конструктивного   изображения   и   навыков   постройки   из   бумаги.   Знакомство   с работой дизайнера. Как наши вещи становятся красивыми и удобными. Задание: объёмные гирлянды к Новогоднему празднику. Материалы: клей, цветная  бумага. 8. «Новогодний праздник в городе». Прогулка по праздничному городу. Украшение зданий , плакаты , фейерверки. Задание: групповая или коллективная работа. Материалы: клей, цветная  бумага. III четверть. 1.Знакомство с техникой «холодный батик». Диалоги   об   искусстве.   Искусство   натюрморта.   Технология   работы   красками   по   ткани. Нанесение рисунка, роспись , закрепление. Задание: беседа и обсуждение произведений искусства.  Материалы: иллюстрации работ. 2­3­4. Букет цветов. Особенности   живописной   манеры   художников   в   передаче   очертаний   цветов   , причудливости   и   изысканности   форм   ,контрастов   и   нюансов   цветовых   оттенков. Своеобразие техники исполнения. Композиционные поиски , выбор живописных приёмов. Роль фона в выявлении эмоционального впечатления. Задание: рисунок «Букет цветов» Материалы: ткань, краски по ткани, контур. 5­6­7. « Зимняя сказка». Роспись по ткани. Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Иллюстрация к опере­ сказке «Снегурочка». Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи в работе над оперой. Задание: композиция  по впечатлению от оперы «Снегурочка» Материалы: ткань, краски по ткани, контур 8­9­10. Выражение характера  изображаемых животных . Умение почувствовать и выразить в изображении характера животного. Задание: композиция  на тему «Любимое животное». Материалы: ткань, краски по ткани, контур. IV  четверть. 1. Русская народная кукла. История   народной   куклы.   Выполнение   из   подручных   материалов.   Символика   костюма. Кукла­оберег. Задание: изготовление объёмной куклы. Материалы: ткань. 2­3­4. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Изучение   истории   кубанского   казачества,   традиции,   фольклор,   легенды.   Создание  объёмной композиции «Защитники Отечества». Задание: декоративное панно «Защитники Отечества». 5Материалы: гуашь. 5­6 Выражение характера человека в изображении: женский  образ. Колорит   кубанской   казачки,   особенность   женского   костюма.   Возможность   создания добрых и злых образов.  Задание: декоративное панно по мотивам кубанских народных песен.  Материалы: солёное тесто, гуашь, ткань. 7. Обобщающий урок. Выставка и обсуждение работ. № п/п 1 2 3 Всего: УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Раздел, тема Количество часов Знакомство с искусством  В мире много интересного  Красота в умелых руках Выставка 1год 18 6 7 2 33 2год 6 20 6 2 34 3год 4 22 6 2 34 4год 4 22 6 2 34 Календарно­тематическое планирование 1год обучения Основное содержание Раздел, Тема Кол­во часов 1 раздел:  Знакомство с искусством  (18 часов) 1  ­ Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ. 2 4 6 7 Краски радуги,  акварель. Приемы. Холодные и теплые  краски. Щедра осенью земля ­  матушка  О чем рассказали  красочная осень и  кисточки. Листопад Представлять то, чем будем заниматься  на факультативе  по изобразительному искусству «Акварель». Чему мы  будем учиться на уроках изобразительного искусства.  Кабинет искусства — художественная мастерская.  Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Сочетание холодных, теплых тонов. Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: сочетание холодных, теплых тонов. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Уметь: изображать маленькое и большое, дальше и ближе Знать:  о предметах и явлениях природы, животных,  рыбах, птицах, их общих характерных признаках и  различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Дата проведения По плану По факту 68 Мои любимые  животные (лепка). Знать: о предметах и явлениях природы, животных,  рыбах, птицах, их общих характерных признаках и  различиях. О конструктивном, скульптурном способах лепки Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Календарно – тематическое планирование   1­го года обучения (33 часа) 10 Знать: о формах предметов и их различиях: овал, круг,  треугольник, прямоугольник. В чем секрет узора  хохломы. Вариации  элементов росписи  Хохломы Орнамент в полосе. 11­12 Знать: об узорах, орнаменте в полосе. Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов,  прямоугольников. 2 раздел:  В мире много интересного (18 часов) 13 Лепка животных.  Домашние животные.  Палитра холодных  цветов. Узнай цвета солнечного снежного пейзажа Рисование открытки к  Новому году. 14 15­16 17­18 Герои русских  народных сказок. 19 Подводное царство. 20 20 Мои фантазии. Краски  зимней природы. Сибирский пейзаж в  творчестве К.П.Белова. Практическая работа:  лепка животных (коллективная  работа (плакат).. Уметь: Изображать маленькое и большое, дальше и ближе Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Животное в скафандре (игровой прием) Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов,  прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Творческий подход, фантазия, композиция Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов,  прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином 3 раздел: Красота в умелых руках (34 часов) 21  Портрет папы  (поздравительная  открытка). Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  722 23 24 25 Портрет мамы (цветные  карандаши). Деревья зимой  (акварель). Экспериментируем с  графическими  материалами. Мои мечты. Моя  мастерская игрушки. 26 Увлекательный космос. 27 28 29 Жар – птица. Силуэты  сказочных героев. Роспись посуды.  Вазочка. Расписной платок,  акварель, фломастер. 30 Матрешка. 31 32 33 В мире волшебных  красок Как красиво весной  (акварель). Весенний букет (цв.  карандаши). Ярмарка шумная,  звонкая, яркая. пластилином Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг,  треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Знать: О сюжетной композиции Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: Об узорах, орнаменте в полосе. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: Об узорах, орнаменте Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  8Свободная тема  (творческая работа).  Выставка работ   пластилином Уметь: Различать цвета красок Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах,  птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными  карандашами, акварельными и гуашевыми красками,  пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах,  птицах, их общих характерных признаках и различиях. Итого: 66  часов Содержание  2 го года обучения 1 четверть 1.Памятники архитектуры ­ наследие веков. Знакомство с древней и современной архитектурой. Лучшие произведения архитектуры – это достояние народа, их надо беречь и охранять. Беседа и обсуждение памятников архитектуры. 2­3­4. «Прогулка по городу». Создание бытовой композиции. Можно создать панораму города, разместить ажурные ограды  и фонари , транспорт. Задание: создание графической композиции « Прогулка по городу». Материалы: тушь, бумага. 5­6­7. Твои игрушки придумал художник. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Детские , народные, самодельные  игрушки.   История   и   самобытность   Дымковской   игрушки.   Последовательность изготовления Дымковской игрушки. Задание:  изготовление  Дымковской игрушки. Материалы:  пластилин , эмульсионная краска , гуашь. 8­9. Посуда  у тебя дома. Форма и украшения обусловлены её назначением. Особенности Гжельской росписи. Роль художника в создании посуды. Задание: изготовление посуды из папье­маше, её роспись. Материалы:  бумага, клей, гуашь. II  четверть. 1­2­3. Декоративный натюрморт в витражной технике. Многообразие   форм   изображения   мира   вещей   в   истории   искусства.   Композиция   и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.   Материалы   и   инструменты   художника   и   выразительность   художественных техник.   Задание: Декоративный натюрморт. Материалы : стекло, витражные краски , контур по стеклу. 4­5­6. «Карнавал в городе». Витраж. Работа направлена на развитие наблюдательности, поэтичного видения реальной жизни и навыков   композиционного   мышления   учащихся.   Сюжеты   праздника   в   изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа . Праздник­ это игра, танцы, песни,   неожиданные   ситуации,   карнавал   ,   маскарад,   т.е.   превращение   обычного   в необычное. 9Задание: «Карнавал в городе». Материалы : стекло, витражные краски , контур по стеклу 7. Карнавальные маски. Лицедейство   и   маска.   Маски   разных   времён   и   народов.   Маска   как   образ   персонажа. Искусство маски на празднике Задание: Карнавальные маски. Материалы: клей, цветная  бумага. III четверть. 1­2­3.Техника  батик. «Цирковое представление». Цирк   ­   образ   радостного,   искромётного   и   волшебного   зрелища.   Искусство   цирка   – искусство преувеличения и праздничной красочности. Задание: «Цирковое представление». Материалы: ткань, краски по ткани, контур 4­5­6­7. Батальная композиция. Военное   облачение   русского   воина   в   разные   времена.   Изучение   истории,   деталей исторических событий , выбор композиции. Цветовое решение композиции . Задание: Батальная композиция. Материалы: бумага, гуашь. 8­9­10.Искусство плаката. «Прославление женщины». Многообразие   композиционных   решений   в   создании   женских   образов.   Художественное своеобразие портретов разных эпох. Искусство плаката, история, своеобразие образного языка плаката. Задание:  создание  плаката. Материалы: бумага, гуашь. IV четверть. 1­2.Создание композиции «Пасха в кубанской семье». Пасха как праздник христианской традиции. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная   радость   в   образах   русского   искусства.   Эстетика   ритуально­бытового поведения в Пасху. Задание:  «Пасха в кубанской семье». Материалы: бумага, гуашь. 3­4­5. Пасхальный натюрморт. Декоративное   решение   композиции   пасхального   натюрморта.   Аппликация   из   цветной бумаги и ткани. Символика предметов пасхального ритуала. Задание:  Пасхальный натюрморт. Материалы: бумага, клей, ткань. 6­7­8. Создание графической композиции «Радость моя, земля!». Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Создание декоративного образа   на   основе   зарисовок.   Компоновка   отдельных   мотивов   в   единую   композицию. Выполнение коллективной декоративно – графической композиции . Задание: Выполнение коллективной декоративно – графической композиции . Материалы: бумага, тушь, фломастеры. I четверть тема 2­ой год обучения ( 34 часа) 101 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Орнамент в полосе. Орнамент в круге. Народная вышивка. Растительный орнамент. изображение орнамента  из геометрических фигур. изображение орнамента  из различных типов  линий. вырезаем  эскиз рисунка  вышивки на полотенце изображение  растительного орнамента. Многообразие цветов в декоративной  росписи. выполнение эскиза  росписи декоративной  тарелки. Изображать можно пятном. Силуэт в  орнаменте. изображение  зооморфного  орнамента. Любимые осенние цветы в росписи  Жостовских подносов. Любимые осенние цветы в росписи  Жостовских подносов. Разноцветные краски. Праздник осени.  II четверть 10 1 Украшение птиц. 11 12 13 14 2 3 4 5 Украшение птиц.  Красивые рыбы.  Красивые рыбы.  Всё имеет своё строение. эскиз росписи подноса. эскиз росписи подноса. выполнение с натуры  этюда осенних цветов в  букете. рисунок и  живописное решение  на тему сказки «Жар­ птица» рисунок и  живописное решение  на тему сказки «Жар­ птица» создание композиции  «Подводный мир»  или «Золотая рыбка». создание композиции  «Подводный мир»  или «Золотая рыбка». выполнение объёмных геометрических  фигур. 1115 16 17 6 7 8 Строим город. Постройка предметов.  «Новогодний праздник в городе». III четверть 18 1 Знакомство с техникой «холодный  батик». 19 20 21 22 23 24 25 26 2 3 4 5 6 7 8 9  Букет цветов. Букет цветов.  Букет цветов. «Зимняя сказка». Роспись по ткани. «Зимняя сказка». Роспись по ткани. «Зимняя сказка». Роспись по ткани. Выражение характера  изображаемых животных. Выражение характера  изображаемых животных. 27 10 Выражение характера  изображаемых животных. IV  четверть 28 1 Русская народная кукла. 29 30 31 2 3 4 Выражение характера человека в  изображении: мужской образ. Выражение характера человека в  изображении: мужской образ. Выражение характера человека в  изображении: мужской образ. из модулей построить здание , город.  объёмные гирлянды к Новогоднему  празднику. групповая или  коллективная работа. беседа и обсуждение  произведений  искусства. рисунок «Букет  цветов» рисунок «Букет  цветов» рисунок «Букет  цветов» композиция  по  впечатлению от  оперы «Снегурочка» композиция  по  впечатлению от  оперы «Снегурочка» композиция  по  впечатлению от  оперы «Снегурочка» композиция  на тему  «Любимое  животное». композиция  на тему  «Любимое  животное». композиция  на тему  «Любимое  животное». изготовление  объёмной куклы. декоративное панно  «Защитники  Отечества». декоративное панно  «Защитники  Отечества». декоративное панно  «Защитники  Отечества». 1232 33 34 5 6 7 1 четверть. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 II  четверть. 10 1 11 12 13 14 15 16 2 3 4 5 6 7 III четверть. 17 1 Выражение характера человека в  изображении: женский  образ. Выражение характера человека в  изображении: женский  образ. декоративное панно  по мотивам  кубанских народных  песен. декоративное панно  по мотивам  кубанских народных  песен. Обобщающий урок. Выставка и  обсуждение работ. 3­ий год обучения Памятники архитектуры ­  наследие веков.  «Прогулка по городу».  Создание бытовой композиции.  «Прогулка по городу».  Создание бытовой композиции. «Прогулка по городу». Создание бытовой композиции. Твои игрушки придумал  художник. Твои игрушки придумал  художник. Твои игрушки придумал  художник. Посуда   у тебя дома. Посуда  у тебя дома. Беседа и обсуждение памятников  архитектуры. Создание графической композиции « Прогулка по городу». Создание графической композиции «  Прогулка по городу». Создание графической композиции «  Прогулка по городу». Изготовление  Дымковской игрушки. Изготовление  Дымковской игрушки. Изготовление  Дымковской игрушки. Изготовление посуды из папье­маше, её  роспись. Изготовление посуды из папье­маше, её  роспись. Декоративный натюрморт в  витражной технике. Декоративный натюрморт в  витражной технике. Декоративный натюрморт в  витражной технике. «Карнавал в городе». Витраж. «Карнавал в городе». Витраж. «Карнавал в городе». Витраж.  Карнавальные маски. Декоративный натюрморт. Декоративный натюрморт. Декоративный натюрморт. «Карнавал в городе». «Карнавал в городе». «Карнавал в городе». Карнавальные маски. Техника  батик. «Цирковое представление». «Цирковое представление». 18 2 Техника  батик. «Цирковое представление». «Цирковое представление». 1319 20 21 22 23 24 25 26 3 4 5 6 7 8 9 Техника  батик. «Цирковое представление». «Цирковое представление». Батальная композиция. Батальная композиция. Батальная композиция. Батальная композиция. Батальная композиция. Батальная композиция. Батальная композиция. Батальная композиция. Искусство плаката. «Прославление женщины». Создание  плаката. Искусство плаката. «Прославление женщины». Создание  плаката. 10 Искусство плаката. «Прославление женщины». Создание  плаката. IV четверть. 27 1 28 29 30 31 32 33 34 2 3 4 5 6 7 8 Создание композиции «Пасха в кубанской семье» «Пасха в кубанской семье» Создание композиции «Пасха в кубанской семье» «Пасха в кубанской семье» Пасхальный натюрморт. Пасхальный натюрморт. Пасхальный натюрморт. Создание графической композиции «Радость моя, земля!». Создание графической композиции «Радость моя, земля!». Создание графической композиции «Радость моя, земля!». Пасхальный натюрморт. Пасхальный натюрморт. Пасхальный натюрморт. Выполнение коллективной  декоративно – графической  композиции . Выполнение коллективной  декоративно – графической  композиции . Выполнение коллективной  декоративно – графической  композиции . ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИЕМЫ: •        Педагогические Имеются   схемы,   таблицы,   карточки,   учебно­тематический   план   работы,   утверждённый программно­методической комиссией •        Организационные Для работы данного объединения выделен кабинет МЕТОДЫ: •        Словесные Рассказ, беседа, объяснение,  стихи •        Наглядные Наблюдения, демонстрация, экскурсия, таблицы, рисунки •        Практические 14Разнообразные упражнения, задания ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ Формами   подведения   итогов   реализации   Программы   «Волшебный   карандаш» являются   выставки   (тематические,   праздничные),   художественные   конкурсы   районного, окружного, федерального масштаба.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Обучающиеся должны:       различать   произведения   изобразительного,   декоративно­прикладного   искусства   и знать о роли этих искусств в жизни людей; знать   об   особенностях   национальной   художественной   культуры;   иметь представление   о   выразительных   возможностях   художественных   материалов, элементарных техниках; уметь   рассматривать   и   выражать   эмоциональное   отношение   к   произведениям изобразительного искусства; при выполнении  практических  работ уметь использовать  элементарные образные возможности   художественных   знаний   и   умений   (цвет,   тон,   линия,   объем, пространство, пропорции и т. д.). знать/понимать: значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно­ прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; отдельные   центры   народных   художественных   ремесел   России   (Хохлома, ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности графики, живописи, декоративно­прикладного основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; эмоциональное значение теплых и холодных цветов; Каргополь); искусства;   уметь:            организовывать свое рабочее место; пользоваться карандашами; применять   элементарные   способы   (техники)   работы   художественными   и графическими (карандаш, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;    передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; составлять композиции с учетом замысла; применять   основные   средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и живописи   (с   натуры,   по   памяти   и   представлению),   в   сюжетно­тематических   и декоративных композициях;  рисовать цветными карандашами без предварительного рисунка элементы народных орнаментов:   геометрические   (точка,   круг,   прямые   и   волнистые   линии)   и   растительные (листок, травка, усики, завиток); различать теплые и холодные цвета; узнавать   отдельные   произведения   выдающихся   отечественных   и   зарубежных художников, называть их авторов; декоративно ­ прикладное искусство); сравнивать   различные   виды   изобразительного   искусства   (графика,   живопись, применять   основные   средства   художественной   выразительности   в   рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению); 15использовать приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни:      для самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; проявления   эмоционального   отношения   к   произведениям   изобразительного   и народного декоративно­прикладного искусства, к окружающему миру; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; проявления   нравственно­эстетического   отношения   к   родной   природе,   Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;  проявления положительного отношения к процессу и результатам труда — своего и других людей. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Дополнительная литература: 1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. ­ М. : Детская литература, 1984. 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. ­ М. :  3. Туберовская, ОМ. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. ­ Л. Просвещение, 2011. : Детская литература, 1973. 4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина //  Здравствуй, музей!­СПб., 1995. 5. Энциклопедический словарь юного художника. ­ М. : Педагогика, 1983. Интернет­ресурсы: 1. Википедия : свободная энциклопедия. ­ Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki 2. Клуб учителей начальной школы. ­ Режим доступа : http://www.4stupeni.ru 3. Педагогическое сообщество. ­ Режим доступа : http://www.pedsovet.su 4. nedcoeem.org. Всероссийский Интернет­педсовет. ­ Режим  доступа: http://pedsovet.org 5. Педсовет. ­ Режим доступа : http://pedsovet.org 6. Фестиваль педагогических идей. ­ Режим доступа : http://festival. 1 september.ru Информационно­коммуникативные средства: 1. Секреты живописи для маленьких художников (CD­ROM). 2. Большая электронная энциклопедия (CD). 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD­ROM). 4. Аудиозаписи. Классическая музыка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993. 2. Копцева Т. А. Природа­художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994. 3. Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000. 4. Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа­Пресс, 1996. 5. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001. 6. Мелик­Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание,  2002. 16