При анализе проведенного урока или в период аттестации, на методических семинарах или педагогических чтениях учитель часто отвечает на вопрос: «Какими современными образовательными педагогическими технологиями вы пользуетесь в своей работе?»
Вот лишь некоторые основные составляющие моего «коктейля» под названием «Учительский энергетик».Текст
ZHukova_N_EHsse.docx
Эссе «Моя любимая образовательная технология»
Жукова Надежда Николаевна,
учитель биологии, химии
МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»
При анализе проведенного урока или в период аттестации, на методических семинарах или
педагогических чтениях учитель часто отвечает на вопрос: «Какими современными
образовательными педагогическими технологиями вы пользуетесь в своей работе?»
На этот простой вопрос легко ответить молодому педагогу, только начинающему свой
профессиональный путь. О каких, немногих пока еще, технологиях он узнал, те и
применяет.
Сложнее ответить на этот вопрос учителю со стажем, у которого за время работы
образовался своеобразный «коктейль» из множества элементов различных педтехнологий.
Ведь учитель – это человек, который всю свою жизнь является и своим собственным
учителем тоже, поэтому он стремится осваивать все новое, чтобы всегда «расти» и быть
выше себя самого вчерашнего.
Развивающее обучение… Творческие мастерские… Коллективные творческие дела (КТД)
… Проблемное обучение…
Одни из технологий известны давно, как, например, метод проектов, который
использовался в 20е годы ХХ века в советской школе, потом был благополучно «забыт» и
вновь возродился как проектная деятельность в связи с принятием ФГОС…
Вот лишь некоторые основные составляющие моего «коктейля» под названием
«Учительский энергетик».
Формирующее оценивание (оценивание для обучения, активная оценка, как его иначе
называют) за рубежом используется с середины ХХ века, в России пока толькотолько
внедряется: М. А. Пинская, Г. Б. Голуб, И. С. Фишман его не только теоретически
обосновали, но и руководят его внедрением в некоторых школах. Участие учеников в
своем собственном оценивании может существенно повысить качество российского
образования, вот только как быть с ЕГЭ и главное, с отметками? Родители, заглядывая в
дневник, видят успехи и неуспехи своего чада, хвалят или ругают его соответственно. А
если отметок не будет? Тогда придется вникать в процесс обучения, чтобы видеть
продвижение своего ребенка, а чтобы вникать – нужно время и душевные силы…
Для учителя и ученика замечательным инструментом формирующего обучения является
лист обратной связи. Этот лист можно с полным правом назвать иначе: листом
индивидуальных достижений учащегося, т. к. он дает возможность наглядно увидеть
предметные и метапредметные результаты, «плюсы» и «минусы» изучения материала на
конкретном уроке, которые при желании можно с помощью соответствия определенным
критериям перевести в отметки…
Карты понятий, карты памяти, интеллекткарты, ментальные карты – каких только
современных и «модных иностранных» названий нет у «древних» опорных логических
схем, позволяющих видеть в кратком изложении материал, усвоенный учеником, «ход» его
мысли…
Если модифицировать прием «минутный обзор» и предложить учащимся бумажную
«ладошку», на которой он сможет зафиксировать свои знания или действия в начале урока,
то перевернув «ладошку» обратной стороной в конце урока и проделав ту же операцию,
можно увидеть «прирост» ученика…
Таким образом, формирующее обучение очень тесно переплетается с современными
рефлексивными технологиями, которые помогают учителю видеть с помощью различных приемов усвоение учебного материала, результат деятельности и даже чувства и
настроение учащихся…
Технология проблемного обучения взаимосвязана с технологией исследования. Те же
шаги алгоритма: проблема, гипотезы, поиск путей решения проблемы. В биологии много
уроков, на которых провести учебное исследование вполне по силам любым ученикам…
Но однажды, лет пять назад, случайно оказавшись на сайте «Школа 2100», я просто
влюбилась в стройную систему образования с детского сада до 11 класса, предложенную
Людмилой Георгиевной Петерсон. Её технология деятельностного метода гениальна и
проста, состоит из трех «подтехнологий»: проблемного диалога, продуктивного чтения и
самооценивания. Именно эту технологию используют все учителя при построении своего
урока в соответствии с ФГОС, хотя и забывают указать первоисточник. Урок «открытия»
нового знания по Л. Г. Петерсон состоит из девяти взаимнопереходящих друг в друга
элементов:
1. Мотивирование к учебной деятельности;
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство);
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Конечно, эти этапы урока не фиксированы строго, можно их объединять, или использовать
частично.
Образно можно сравнить структуру урока образовательной системы «Школа 2100» с
процессом рыбалки, состоящим из трех пунктов: наживка, преодоление преграды,
гармония.
Наживка в учебном процессе – создание ситуации, мотивирующей учащихся на изучение
того или иного материала;
Преодоление преграды – предложение ученикам таких заданий, «рассыпанных» среди
знакомых и выполняемых без ошибок, с которыми они не смогут справиться, так как это и
есть новый материал сегодняшнего урока. Отсюда органично вытекает, самообразуется
цель урока: понять, изучить, научиться применять… именно то, что вызвало затруднение;
Гармония – в идеале ученик доволен (возможно, счастлив, хотя и не осознает этого) –
научился чемуто новому, учитель доволен (возможно, счастлив, хотя и не осознает этого и
выражает свое удовольствие от хорошо проделанной работы словами: «Сегодня вы (мы)
хорошо поработали…»)…
Учебники образовательной системы «Школа 2100» также отличаются: учебный материал
преподносится в них не стандартно: параграф плюс репродуктивные вопросы, в
большинстве не выходящие за рамки материала этого же параграфа, а начинается тема или
новый урок биологии с диалога Антошки с учителем, ученым или одноклассником, в
котором и обозначается проблема или ключевой вопрос. И чтобы узнать, кто прав в этом
диалоге, ученику необходимо очень внимательно прочитать текст, задать самому себе или
автору вопросы, найти на них ответы и выполнить еще какоето нетрадиционное задание.
Конечно, жаль, что данные учебники почемуто не вошли в список учебников,
утвержденных министерством образования, хотя элементы данной технологии и
составляют основу обучения в соответствии с ФГОС … Возможно, суть учительской профессии в том и заключается, что он всегда как
золотоискатель «с ситом» или «с промывочной доской»: на килограммы пустой породы
вдруг попадется золотой самородок – тот элемент педпехнологии, который станет твоим
личным приобретением: удобным и надежным в применении и любимым…
Эссе «Моя любимая образовательная технология»
Эссе «Моя любимая образовательная технология»
Эссе «Моя любимая образовательная технология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.