Эссе «Моя любимая образовательная технология»

  • Педсоветы
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При анализе проведенного урока или в период аттестации, на методических семинарах или педагогических чтениях учитель часто отвечает на вопрос: «Какими современными образовательными педагогическими технологиями вы пользуетесь в своей работе?» Вот лишь некоторые основные составляющие моего «коктейля» под названием «Учительский энергетик».Текст
Иконка файла материала ZHukova_N_EHsse.docx
Эссе «Моя любимая образовательная  технология» Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии, химии МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» При анализе проведенного урока или в период аттестации, на методических семинарах или педагогических   чтениях   учитель   часто   отвечает   на   вопрос:   «Какими   современными образовательными педагогическими технологиями вы пользуетесь в своей работе?»  На этот простой вопрос легко ответить молодому педагогу, только начинающему свой профессиональный   путь.   О   каких,   немногих   пока   еще,   технологиях   он   узнал,   те   и применяет.  Сложнее   ответить   на   этот   вопрос   учителю   со   стажем,   у   которого   за   время   работы образовался своеобразный «коктейль» из множества элементов различных педтехнологий. Ведь   учитель   –   это   человек,   который   всю   свою   жизнь   является   и   своим   собственным учителем тоже, поэтому он стремится осваивать все новое, чтобы всегда «расти» и быть выше себя самого вчерашнего. Развивающее обучение… Творческие мастерские… Коллективные творческие дела (КТД) … Проблемное обучение…  Одни   из   технологий   известны   давно,   как,   например,   метод   проектов,   который использовался в 20­е годы ХХ века в советской школе, потом был благополучно «забыт» и вновь возродился как проектная деятельность в связи с принятием ФГОС… Вот   лишь   некоторые   основные   составляющие   моего   «коктейля»   под   названием «Учительский энергетик». Формирующее оценивание  (оценивание для обучения, активная оценка, как его иначе называют) за рубежом используется с середины ХХ века, в России   пока только­только внедряется:   М.   А.   Пинская,   Г.   Б.   Голуб,   И.   С.   Фишман     его   не   только   теоретически обосновали,   но  и  руководят  его  внедрением  в  некоторых  школах.   Участие  учеников  в своем   собственном   оценивании   может   существенно   повысить   качество   российского образования, вот только как быть с ЕГЭ и главное, с отметками? Родители, заглядывая в дневник, видят успехи и неуспехи своего чада, хвалят или  ругают его соответственно. А если   отметок   не   будет?   Тогда   придется   вникать   в   процесс   обучения,   чтобы   видеть продвижение своего ребенка, а чтобы вникать – нужно время и душевные силы… Для учителя и ученика замечательным инструментом формирующего обучения является лист   обратной   связи.   Этот   лист   можно   с   полным   правом   назвать   иначе:   листом индивидуальных   достижений   учащегося,   т.   к.   он   дает   возможность   наглядно   увидеть предметные и метапредметные результаты, «плюсы» и «минусы» изучения материала на конкретном уроке, которые при желании можно с помощью соответствия определенным критериям перевести в отметки… Карты   понятий,   карты   памяти,   интеллект­карты,   ментальные   карты   –   каких   только современных   и   «модных   иностранных»   названий   нет   у   «древних»   опорных   логических схем, позволяющих видеть в кратком изложении материал, усвоенный учеником, «ход» его мысли… Если   модифицировать   прием   «минутный   обзор»   и   предложить   учащимся   бумажную «ладошку», на которой он сможет зафиксировать свои знания или действия в начале урока, то перевернув «ладошку» обратной стороной в конце урока и проделав ту же операцию, можно увидеть «прирост» ученика… Таким   образом,   формирующее   обучение     очень   тесно   переплетается   с   современными рефлексивными технологиями, которые помогают учителю видеть с помощью различныхприемов   усвоение   учебного   материала,   результат   деятельности   и   даже   чувства   и настроение учащихся… Технология проблемного обучения  взаимосвязана с  технологией исследования. Те же шаги алгоритма: проблема, гипотезы, поиск путей решения проблемы. В биологии много уроков, на которых провести учебное исследование вполне по силам любым ученикам… Но   однажды,   лет   пять   назад,   случайно   оказавшись   на   сайте   «Школа   2100»,   я   просто влюбилась в стройную систему образования с детского сада до 11 класса, предложенную Людмилой Георгиевной Петерсон. Её  технология деятельностного метода  гениальна и проста, состоит из трех «подтехнологий»: проблемного диалога, продуктивного чтения и самооценивания. Именно эту технологию используют все учителя при построении своего урока в соответствии с ФГОС, хотя и забывают указать первоисточник. Урок «открытия» нового знания по Л. Г. Петерсон состоит из  девяти взаимнопереходящих друг в друга элементов:  1. Мотивирование к учебной деятельности; 2.   Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в   пробном   учебном действии; 3. Выявление места и причины затруднения; 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство); 5. Реализация построенного проекта; 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Конечно, эти этапы урока не фиксированы строго, можно их объединять, или использовать частично.  Образно   можно   сравнить   структуру   урока   образовательной   системы   «Школа   2100»   с процессом   рыбалки,   состоящим   из   трех   пунктов:   наживка,   преодоление   преграды, гармония. Наживка в учебном процессе – создание ситуации, мотивирующей учащихся на изучение того или иного материала; Преодоление преграды  – предложение ученикам таких заданий, «рассыпанных» среди знакомых и выполняемых без ошибок, с которыми они не смогут справиться, так как это и есть новый материал сегодняшнего урока. Отсюда органично вытекает, самообразуется цель урока: понять, изучить, научиться применять… именно то, что вызвало затруднение; Гармония  – в идеале ученик доволен (возможно, счастлив, хотя и не осознает этого) – научился чему­то новому, учитель доволен (возможно, счастлив, хотя и не осознает этого и выражает свое удовольствие от хорошо проделанной работы словами: «Сегодня вы (мы) хорошо поработали…»)… Учебники образовательной системы «Школа 2100» также отличаются: учебный материал преподносится   в   них   не   стандартно:   параграф   плюс   репродуктивные   вопросы,   в большинстве не выходящие за рамки материала этого же параграфа, а  начинается тема или новый   урок   биологии   с   диалога   Антошки   с   учителем,   ученым   или   одноклассником,   в котором и обозначается проблема или ключевой вопрос. И чтобы узнать, кто прав в этом диалоге, ученику необходимо очень внимательно прочитать текст, задать самому себе или автору вопросы, найти на них ответы и выполнить еще какое­то нетрадиционное задание.  Конечно,   жаль,   что   данные   учебники   почему­то   не   вошли   в   список   учебников, утвержденных   министерством   образования,   хотя   элементы   данной   технологии   и составляют основу обучения в соответствии с ФГОС …Возможно,   суть   учительской   профессии   в   том   и   заключается,   что   он   всегда   как золотоискатель «с ситом» или «с промывочной доской»: на килограммы пустой породы вдруг попадется золотой самородок – тот элемент педпехнологии, который станет твоим личным приобретением: удобным и надежным в применении и любимым…