Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
8 кл
28.11.2018
Обращение к вечным темам искусства, идеям Божественного присутствия, космоса, Вселенной мы находим в творчестве выдающегося французского композитора ХХ века – Оливье Мессиана. Композитор-эрудит (эрудит – человек, обладающий начитанностью, глубокими познаниями в какой-нибудь области науки), композитор-философ (философ – здесь: мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения), Мессиан воплощал в своих произведениях глубокие и значительные концепции (концепция – система взглядов на что-нибудь).
Так, идея Бога – в религиозном, философском, этическом значениях – неизменно присутствует в большинстве его сочинений. «Я имею счастливую судьбу быть католиком, я родился верующим… и священные тексты поражали меня уже в раннем детстве. Некоторое число моих сочинений направлено к высокому свету теологических (теология – церковное учение о Боге) истин… Это наиболее благородная область моей деятельности, наиболее сильная, единственная, о которой я, возможно, не буду сожалеть даже в час своей кончины», говорил композитор.
Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан - один из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям - музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.
Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового.
1.docx
Философские образы XX века:
«Турангалиласимфония» О. Мессиана
Содержание:
Многоаспектность философских выражений в творчестве
О. Мессиана.
Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле
симфонии» (полисемичность термина турангалила,
космические идеи и символы, специфика музыкального
языка).
Музыкальный материал:
О. Мессиан. Ликование звёзд. V часть (из «Турангалилы
симфонии», слушание);
О. Мессиан. Сад сна любви. VI часть (из «Турангалилы
симфонии», слушание). Характеристика видов деятельности:
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
Выявлять круг музыкальных образов в различных
музыкальных произведениях (частях музыкального
произведения).
Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных
образов.
Понимать характерные особенности музыкального языка.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и содержания.
Находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и живописи.
...Таинство,
Лучи света в ночи, Отражение радости,
Птицы безмолвия...
О. Мессиан
Обращение к вечным темам искусства, идеям
Божественного присутствия, космоса, Вселенной мы
находим в творчестве выдающегося французского
композитора ХХ века – Оливье Мессиана. Композитор
эрудит (эрудит – человек, обладающий начитанностью,
глубокими познаниями в какойнибудь области науки),
композиторфилософ (философ – здесь: мыслитель,
занятый разработкой вопросов мировоззрения), Мессиан
воплощал в своих произведениях глубокие и значительные
концепции (концепция – система взглядов на чтонибудь).
Так, идея Бога – в религиозном, философском, этическом
значениях – неизменно присутствует в большинстве его сочинений. «Я имею счастливую судьбу быть католиком, я
родился верующим… и священные тексты поражали меня
уже в раннем детстве. Некоторое число моих сочинений
направлено к высокому свету теологических (теология –
церковное учение о Боге) истин… Это наиболее
благородная область моей деятельности, наиболее сильная,
единственная, о которой я, возможно, не буду сожалеть
даже в час своей кончины», говорил композитор.
Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан
один из самых ярких, универсальных и своеобразных
музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что
творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю
жизнь он был верен двум занятиям музыке и орнитологии,
а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом.
Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим
немало произведений духовного содержания.
Оливье Мессиан композитор, который придумал свою
музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой
музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял,
что не придумал ничего нового.
Человек огромной культуры, энциклопедических знаний, он
был известен также как большой знаток культуры Древнего
Востока, в частности Индии, Древней Греции, а также
европейского Средневековья.
Ещё одна тема отражает увлечение Мессианом
неевропейскими культурами. Мир древних цивилизаций
Азии, Африки, Южной Америки с их своеобразной и
глубокой философией определил искания композитора на
протяжении ряда лет. Среди вершинных произведений неевропейской
направленности стала «Турангалиласимфония»,
написанная Мессианом после изучения древнеиндийского
ритмического трактата. «В те годы я не понимал санскрита
(санскрит – литературный язык Древней Индии) … Мой
друг индиец перевёл эти тексты, что позволило мне узнать
заключённые в каждом индийском ритме космические и
религиозные символы».
Название симфонии – Турангалила – имеет древнее
происхождение. Туранга – в переводе с санскрита – это
бегущее время (бегущее как галоп коня); движение и ритм.
Лила – есть игра творения, игра жизни и смерти. Кроме
этого, лила означает любовь. В одновременности
турангалила воплощает такие смыслы, как песнь любви,
гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти. Грандиозный смысл философской концепции Мессиан
воплощает в десятичастном симфоническом цикле,
длящемся около полутора часов. Основу музыкального
сюжета составляют экзотические мотивы, идеи вселенской
(«сверхчеловеческой», по определению композитора)
радости, состояния нирваны (нирвана – в мистическом
учении буддистов: состояние полного покоя, блаженства,
состояние, понимаемое как освобождение от жизненных
забот), темы любви.
Очевидно, что столь масштабное содержание потребовало
особой организации. Так, драматургия произведения
складывается вокруг двух итоговых кульминационных
центров, какими являются V и Х части (их названия –
«Ликование звёзд» и Финал).
«Ликование звёзд» (№ 5) – ярчайшая часть симфонии,
которая вызывает в восприятии слушателя не только звуковые, но и очевидные зрительные образы. Мы
наблюдаем космическую игру Вселенной, в которой вся
живая и неживая природа участвует в едином грандиозном
действе.
Разительный контраст привносит звучание шестой части.
Стремительное время, буквально несущееся в
предшествующей кульминационной части, здесь как бы
останавливается. Динамика становится статикой, действие
– состоянием. Происходит погружение в атмосферу
полного покоя, неги, райского наслаждения, точно
выраженного в названии фрагмента «Сад сна любви».
Огромная роль в создании музыкального образа отводится
ритму. Композитор претворяет особенности
древнеиндийской ритмики с её стремлением к свободной
импровизационности. Во многом это достигается благодаря
своеобразной игре длительностей. Они то увеличиваются, то уменьшаются, в результате чего ритмическое движение
музыки непрерывно изменяется.
Такое нескончаемое ритмическое варьирование при
повторности музыкальных тем рождает эффект длящегося
состояния, прямо отражающего образный замысел
композитора.
Вопросы и задания:
Какие особенности творчества О. Мессиана
свидетельствуют о его философской направленности?
Какие идеи и смыслы претворяются в «Турангалиле
симфонии» О. Мессиана? Послушайте фрагменты из «Турангалилысимфонии». Как
распределяется содержание, воплощённое в слове
Турангалила, между V и VI частями? Аргументируйте свой
ответ.
При прослушивании произведения обратите внимание на
оркестровку, выразительность отдельных тембров. Группа
каких музыкальных инструментов является приоритетной
во фрагменте «Ликование звёзд»? Подумайте почему.
За счёт какого ритмического приёма, использованного в VI
части симфонии, достигается эффект длящегося
состояния?
В чём вы видите черты образного сходства и отличия
между двумя произведениями искусства – музыкальным
фрагментом «Сад сна любви» О. Мессиана и картиной
«Жёлтая нирвана. Кувшинки» К. Моне?
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.