Тема четверти. Построение (формы) музыки
Тема урока. Форма круга в музыке.
Цели.
1. Определить направления в искусстве, связанные с формой «рондо».
2. Выделить отличительные черты формы «рондо».
3. Формировать потребность общения с музыкой.
Задачи.
1. Знакомить с образцами мировой художественной культуры.
2. Определять форму построения музыкального произведения.
3. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение музыки.
Тип урока. Развивающий. Урок изучения нового.
Форма урока. Урок-исследование.
Оборудование. Мультимедийный проектор для просмотра слайдов и презентаций, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, диски с записью, детские музыкальные инструменты: бубны, треугольники, колокольчики, словари эстетических эмоций В.Г. Ражникова.
Иллюстративный материал. Презентация, бумажные бабочки, музыкальные произведения: Дубравин «Добрый день», В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле», П.И. Чайковский «Времена года», С. Васильев и М. Ланга «Круглая песня».
- Добрый день, ребята! За окном нежное мартовское солнышко, птичьи песенки ласкают слух и так хочется порезвиться на улице! А взрослые неустанно твердят о том, что нужно учиться и расширять свой кругозор… А что такое кругозор? И зачем его нужно расширять?
- А вы, ребята, знаете, что такое кругозор?
- Слово "кругозор" состоит из двух корней – это «круг» и «зор». Круг в переводе с латинского языка означает пространство, зор - взор, зоркость, то есть получается - пространство, оглядываемое взором, взглядом, но в основе кругозора лежит круг знаний, интересов, эмоций. И чем шире кругозор человека, тем ярче его впечатления об окружающем мире. С таким человеком интересно общаться другим людям.
- Иными словами: каждый из нас имеет свой кругозор, который необходимо развивать, чтобы мир вокруг нас стал бесконечно интересным.
- А теперь подумайте, какое слово является ключом нашей беседы? (круг)
- На каких уроках вы изучали форму круга?
- Форма круга известна вам с урока математики, а встречается ли она в быту, в нашей повседневной жизни?
- Вы совершенно правы, вокруг нас очень много круглых предметов.
В природе также существует форма круга, подумайте, что бы это могло быть?
- Совершенно верно! Молодцы ребята!
А еще в природе и Вселенной существует такое явление как цикличность, то есть движение по кругу. Это, например, смена дня и ночи, времен года, движение небесных тел (вращение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца) и другие явления.
- Круг – одна из самых древнейших геометрических фигур, древнегреческий философ Пифагор называл её прекраснейшей из всех. На протяжении многих столетий в разных частях света люди ассоциировали форму круга как символ целостности, совершенства, бесконечного пространства.
- Форма круга проникает во все виды искусства: живопись (Н.К. Рерих «Весна священная»), архитектуру (ротонда), скульптуру (скульптура Барбары Хепворт «Две формы (Разделенный круг)»), декоративно-прикладное искусство (на прялках, посуде, в вышивке, народных костюмах.), литературу и музыку. И сегодня мы будем изучать в музыке, как вы думаете какую форму?
- Попробуем сформулировать тему нашего урока.
- В музыке круг представляет собой такую музыкальную форму, как рондо. Рондо в переводе сфранцузского означает «круг», «кружок» или «движение по кругу». Главная мелодия, так называемый рефрен, неоднократно повторяется, а в промежутках звучат новые фрагменты – эпизоды.
- Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Послушайте небольшое стихотворение-рондо о весне.
Весна пришла!
Звенит капель и ручейки запели.
Весна пришла!
Проснулся мир, и песни загудели.
Весна пришла!
- Какие строки все время повторяются? Как их можно назвать?
- Верно, обозначим рефрен треугольником.
- Тогда меняющиеся фрагменты стихотворения назовем….Да, и нарисуем их так….
- Смотрите, ребята, какая форма у нас получилась? ... Точно!
- А теперь послушаем произведение австрийского композитора В. А. Моцарта, которое называется «Рондо в турецком стиле».
Слушание.
- Вы заметили повторяющиеся фрагменты?
- Давайте исполним эту чудесную музыку с инструментами. Главную мелодию – рефрен будем выделять бубнами, а в эпизодах колокольчиками и треугольниками (раздать музыкальные инструменты). (Играю фрагменты – рефрен – эпизод - рефрен – эпизод - рефрен)
Отрывки из «Рондо в турецком стиле»с исполнением детьми в ансамбле.
- Молодцы! У нас получился замечательный оркестр!
- Вы играли в команде, в коллективе. Скажите ребята, а какое международное событие совсем недавно прошло в г. Сочи, где звучало много музыки, люди играли в командах, и символами этого события был круг?
- Эмблемой Олимпийских игр являются пять сцепленных между собой кругов. Они символизируют союз, единство пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки).
Физминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
- Молодцы ребята, теперь мы с вами в отличной физической форме!
- Как мы видим, кругпроявляется всамых разных сферах нашей жизни.
- В музыке форма круга встречается также под названием цикл. Знаменит фортепианный цикл «Времена года» русского композитора 19 века П.И. Чайковского. - Ребята, какие времена года вы знаете?
- Именно такие разделы композитор поместил в свой фортепианный цикл.Используя словарь эстетических эмоций, определите характер звучания музыки.
- Как выдумаете, к какому времени года относится прозвучавшее произведение?
(Осень - октябрь, Весна - апрель)
- Итак, что нового мы узнали? Мы узнали о том, что круг в музыке может жить внутри одного произведения - в форме рондо, а еще о том, что круг может объединять самостоятельные музыкальные произведения- в цикл.
- И в заключении мы выучим чудесную «Круглую песню» Сергея Васильева и Марины Ланда.
1. Послушайте песенку.
2. Как вы думаете, о чем песня? (читаем слова)
3. Давайте перед пением потренируем наше дыхание. На ваших столах лежат бумажные бабочки, возьмите их за ниточку в правую или левую руку. Наберите воздух в легкие и медленно тонкой струйкой выпускайте воздух через рот на бабочку. Вот так (показывает учитель).
- Молодцы!
- Поем все вместе!
- Вашедомашнее задание будет таким: нужно найти музыкальные произведения на тему «Времена года» инарисовать рисунки на тему «Круглое в музыке».
- Мы сегодня хорошо поработали. А впереди нас ожидает еще много интересного, поэтому прилежно учитесь, расширяйте свой кругозор и непременно резвитесь на улице!
- А сейчас маленькие весенне-круглые сувенирчики на память о нашей встрече.
- Спасибо, ребята! До свиданья!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.