Форма круга в музыке
Оценка 4.6

Форма круга в музыке

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка +1
3 кл—4 кл
04.07.2022
Форма круга в музыке
Разработка урока. Тема четверти. Построение (формы) музыки Тема урока. Форма круга в музыке.
Масленникова А.О. разработка урока.docx

Тема четверти. Построение (формы) музыки

Тема урока. Форма круга в музыке.

Цели.

1. Определить направления в искусстве, связанные с формой «рондо».

2. Выделить отличительные черты формы «рондо».

3. Формировать потребность общения с музыкой.

Задачи.

1.                      Знакомить с образцами мировой художественной культуры.

2.                      Определять форму построения музыкального произведения.

3.                      Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение музыки.

Тип урока. Развивающий. Урок изучения нового.

Форма урока. Урок-исследование.

Оборудование. Мультимедийный проектор для просмотра слайдов и презентаций, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, диски с записью, детские музыкальные инструменты: бубны, треугольники, колокольчики, словари эстетических эмоций В.Г. Ражникова.

Иллюстративный материал. Презентация, бумажные бабочки, музыкальные произведения: Дубравин «Добрый день», В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле», П.И. Чайковский «Времена года», С. Васильев и М. Ланга «Круглая песня».

 

 

- Добрый день, ребята! За окном нежное мартовское солнышко, птичьи песенки ласкают слух и так хочется порезвиться на улице! А взрослые неустанно твердят о том, что нужно учиться и расширять свой кругозор… А что такое кругозор? И зачем его нужно расширять?

- А вы, ребята, знаете, что такое кругозор?

- Слово "кругозор" состоит из двух корней – это «круг» и «зор». Круг в переводе с латинского языка означает пространство, зор - взор, зоркость, то есть получается - пространство, оглядываемое взором, взглядом, но в основе кругозора лежит круг знаний, интересов, эмоций. И чем шире кругозор человека, тем ярче его впечатления об окружающем мире. С таким человеком интересно общаться другим людям.

- Иными словами: каждый из нас имеет свой кругозор, который необходимо развивать, чтобы мир вокруг нас стал бесконечно интересным.

- А теперь подумайте, какое слово является ключом нашей беседы? (круг)

- На каких уроках вы изучали форму круга?

- Форма круга известна вам с урока математики, а встречается ли она в быту, в нашей повседневной жизни?

- Вы совершенно правы, вокруг нас очень много круглых предметов.

В природе также существует форма круга, подумайте, что бы это могло быть?

- Совершенно верно! Молодцы ребята!

А еще в природе и Вселенной существует такое явление как цикличность, то есть движение по кругу. Это, например, смена дня и ночи, времен года, движение небесных тел (вращение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца) и другие явления.

- Круг – одна из самых древнейших геометрических фигур, древнегреческий философ Пифагор называл её прекраснейшей из всех. На протяжении многих столетий в разных частях света люди ассоциировали форму круга как символ целостности, совершенства, бесконечного пространства.

- Форма круга проникает во все виды искусства: живопись (Н.К. Рерих «Весна священная»), архитектуру (ротонда), скульптуру (скульптура Барбары Хепворт «Две формы (Разделенный круг)»), декоративно-прикладное искусство (на прялках, посуде, в вышивке, народных костюмах.), литературу и музыку. И сегодня мы будем изучать в музыке, как вы думаете какую форму?

- Попробуем сформулировать тему нашего урока.

 

- В музыке круг представляет собой такую музыкальную форму, как рондо. Рондо в переводе сфранцузского означает «круг», «кружок» или «движение по кругу». Главная мелодия, так называемый рефрен, неоднократно повторяется, а в промежутках звучат новые фрагменты – эпизоды.

- Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Послушайте небольшое стихотворение-рондо о весне.

Весна пришла!

Звенит капель и ручейки запели.

Весна пришла!

Проснулся мир, и песни загудели.

Весна пришла!

-  Какие строки все время повторяются? Как их можно назвать?

- Верно, обозначим рефрен треугольником.

- Тогда меняющиеся фрагменты стихотворения назовем….Да, и нарисуем их так….

- Смотрите, ребята, какая форма у нас получилась? ... Точно!

 

- А теперь послушаем произведение австрийского композитора В. А. Моцарта, которое называется «Рондо в турецком стиле».

Слушание.

- Вы заметили повторяющиеся фрагменты?

- Давайте исполним эту чудесную музыку с инструментами. Главную мелодию – рефрен  будем выделять бубнами, а в эпизодах колокольчиками и треугольниками (раздать музыкальные инструменты). (Играю фрагменты – рефрен – эпизод - рефрен – эпизод - рефрен)

Отрывки из «Рондо в турецком стиле»с исполнением детьми в ансамбле.

- Молодцы! У нас получился замечательный оркестр!

- Вы играли в команде, в коллективе. Скажите ребята, а какое международное событие совсем недавно прошло в г. Сочи, где звучало много музыки, люди играли в командах, и символами этого события был круг? 

- Эмблемой Олимпийских игр являются пять сцепленных между собой кругов. Они символизируют союз, единство пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки).

Физминутка

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

- Молодцы ребята, теперь мы с вами в отличной физической форме!

- Как мы видим, кругпроявляется всамых разных сферах нашей жизни.

 

- В музыке форма круга встречается также под названием цикл. Знаменит фортепианный цикл «Времена года» русского композитора 19 века П.И. Чайковского. - Ребята, какие времена года вы знаете?

- Именно такие разделы композитор поместил в свой фортепианный цикл.Используя словарь эстетических эмоций, определите характер звучания музыки.

- Как выдумаете, к какому времени года относится прозвучавшее произведение?

(Осень - октябрь, Весна - апрель)

 

- Итак, что нового мы узнали? Мы узнали о том, что круг в музыке может жить внутри одного произведения - в форме рондо, а еще о том, что круг может объединять самостоятельные музыкальные произведения- в цикл.

 

-  И в заключении мы выучим чудесную «Круглую песню» Сергея Васильева и Марины Ланда.

1. Послушайте песенку.

2. Как вы думаете, о чем песня?  (читаем слова)

3. Давайте перед пением потренируем наше дыхание. На ваших столах лежат бумажные бабочки, возьмите их за ниточку в правую или левую руку. Наберите воздух в легкие и медленно тонкой струйкой выпускайте воздух через рот на бабочку. Вот так (показывает учитель).

- Молодцы!

- Поем все вместе!

- Вашедомашнее задание будет таким: нужно найти музыкальные произведения на тему «Времена года» инарисовать рисунки на тему «Круглое в музыке».

- Мы сегодня хорошо поработали. А впереди нас ожидает еще много интересного, поэтому прилежно учитесь, расширяйте свой кругозор и непременно резвитесь на улице!

- А сейчас маленькие весенне-круглые сувенирчики на память о нашей встрече.

- Спасибо, ребята! До свиданья!


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема четверти. Построение (формы) музыки

Тема четверти. Построение (формы) музыки

Форма круга проникает во все виды искусства: живопись (Н

Форма круга проникает во все виды искусства: живопись (Н

Эмблемой Олимпийских игр являются пять сцепленных между собой кругов

Эмблемой Олимпийских игр являются пять сцепленных между собой кругов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022