ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Реализация программы универсальных учебных действий осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Основная цель реализации программы формирования УУД состоит в формировании обучающегося как субъекта учебной деятельности, обеспечивая одно из направлений его подготовки к последующей профессиональной деятельности, самостоятельной бытовой и социальной жизни.
Одной из задач реализации программы является развитие системы универсальных учебных действий, выступающей основой образовательного процесса и обеспечивающей детям с нарушением слуха умение учиться.
Выделяем основные четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Задача развития и формирования коммуникативных навыков у обучающихся воспитанников с нарушениями слуха чрезвычайно актуальна. Известно, что у детей с нарушением слуха снижена потребность в словесном общении и наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Таким образом коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
-умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
-поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, проявляя гибкость в вариативности высказываний, в выборе средств общения, использовании речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;
- умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
-владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками;
-умение корректно выразить отказ, благодарность, сочувствие;
- представления о внятности собственной речи и возможностях слышащих людей понимать её;
-умение ребёнка следить за тем, понимает ли собеседник его речь (достаточно ли она внятная);
-владение достаточным запасом фраз и определений;
- представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;
Универсальный характер коммуникативных учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Учебные предметы «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Предметно-практическое обучение» обеспечивают формирование коммуникативных учебных действий:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственных мыслей;
-умение задавать вопросы;
- умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
- умение использовать дактилологию как вспомогательное средство;
- воспитание потребности в словесной речи, формировании речевого поведения на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции.
Музыкально – ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание обучающихся с недостатками слуха средствами музыки, совершенствование координации движений, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи так же, как и специальные фронтальные занятия направлены на развитие произносительной стороны речи и остаточной слуховой функции.
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи проводятся с каждым обучающимся по 3 часа в неделю. Эти занятия способствуют улучшению внятности речи и повышению качества произношения. Успешное течение и достижение планируемых результатов коррекционно-развивающей работы как на занятии по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, так и в объёме всего образовательного пространства, в условиях которого находится учащийся ведётся мониторинг его развития, отслеживается динамика развития слухового восприятия и произносительной стороны речи, что дает возможность выявлять проблемы и качественно планировать работу на будущий период.
Работая в тесной связи, учитель индивидуальных занятий, учитель класса, воспитатель и родители прилагают все усилия, чтобы полученные коммуникативные навыки на индивидуальных занятиях, ребёнок закреплял на уроках, во внеурочное время и дома с родителями. Задания для совместной деятельности с родителями даются в различной форме (письменные, устные, ответы на вопросы, чтение текста, составление рассказа по вопросам, составление автобиографии, анкеты и т.д.) на индивидуальных беседах, родительских собраниях, семинарах для родителей мы даём рекомендации-памятки, как организовать жизнь ребёнка так, чтобы речь ему была нужна. Поэтому необходимо проводить специальное обучение формам общения, учитывая возрастные особенности учащихся, и сохраняя единые речевые ситуации. Подбирается единый речевой материал по определенным темам, отбираются для каждой темы слова и фразы.
Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных учеников подбирается речевой материал большего объема и с более сложными речевыми конструкциями. Стараемся создавать ситуации, способствующие широкой речевой практике.
В обучении, прежде всего, используются ситуации из тех сфер коммуникации, к участию в которых необходимо подготовить учащихся: «Я и моя школа»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Общаемся на улице»; «Я заболел» и др.
При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов. Коммуникативные навыки формируются у обучающихся, воспитанников с нарушением слуха в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Полученные навыки дети реализуют в различных проектах коммуникативной направленности.
Литература:
1. Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. Монография. – М.: МПГУ, 2-е изд., 2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.