Формирование нового качества образования через использование современных образовательных технологий и новых образовательных стандартов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Луганской Народной Республике происходят существенные изменения в сфере образования. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем, появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Луганской Народной Республики, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Появляются новые нормативные документы, регламентирующие действия педагога и предъявляющие к педагогам, новые требования. Один из документов, который вносит существенные изменения, как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательного учреждения – это государственные образовательные стандарты. Введение государственных образовательных стандартов возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования.
Обеспечение качества образования в сложившихся условиях возможно только при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий, выступающих как инструмент повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития творческих способностей учащихся на уроках. Вопрос применения образовательных технологий педагогами является особенно актуальным.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня с помощью применения образовательных технологий решается одна из важнейших задач образовательного учреждения - повышение эффективности образовательного процесса и повышение качества образования.
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Анализ понятия «качество образования»
К определению «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательного процесса и результата, имеющей значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. В этой связи понятие «качество образования» можно определить как сложное образование с учетом всех объективных и субъективных характеристик.
В научной педагогической литературе различаются понятия «качество образования» в широком и узком смыслах.
В широком смысле «качество образования» - это система организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы).
В узком смысле «качество образования» есть качество подготовки выпускника, которое понимается как совокупность наиболее значимых компетенций выпускника образовательного учреждения, их устойчивое взаимосвязанное соотношение, которое определяет его способность удовлетворять общественные и личные потребности в определенной профессиональной деятельности.
Качество образования – это
Ø совокупность показателей образовательного учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база и т.п.), обеспечивающих развитие компетенции обучаемых (С.Е. Шишова);
Ø система знаний, умений и навыков специалиста, которые востребованы в профессиональной среде и в обществе целом; совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности не только граждан, но и организации, общества и государства (А.С. Запесоцкий);
Ø соотношение цели и результата, как меру достижения целей, которые заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучаемого (М.М. Поташник);
Ø свойство, способное удовлетворить запросы потребителей разных уровней (Г.А. Бордовский);
Ø совокупность характеристик образовательного процесса, включающих в себя реализацию его целей, современные технологии, условия, необходимые для достижения положительных результатов (Л.Н. Давыдова).
Следовательно, понятие «качество образования» можно рассматривать, как совокупность множества составляющих, из которых наиболее значимыми являются свойства, определяющие уровень знаний, навыков, умений, компетенций обучаемых, уровень развития их личностных свойств, психологическая комфортность обучения.
В связи с этим возникает необходимость изучения компонентов качества образования, которое представляет собой совокупность множества элементов.
1.2. Компоненты качества образования
Динамичность качества образования обусловлена тем, что меняются требования общества, рынка труда, потребителей, цели образования, то есть меняются условия, в зависимости от этих условий перестраивается и сам процесс.
Качество образования можно рассматривать как взаимосвязанную структуру из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий. Так как оценка качества результата обуславливает изменение качества условий и качества процесса, или же оценка качества процесса обуславливает развитие качества условий и влияет на качество результатов. Следовательно, качество одного компонента влияет на качество других компонентов. Таким образом, идет взаимообратный процесс (спиралеобразный процесс развития) в целях повышения качества всей системы образования.
К качеству условий можно отнести следующие элементы:
· уровень материально-технической базы;
· качество деятельности преподавателей;
· активность органов управления;
· личностные качества учащихся;
· уровень учебно-методической обеспеченности;
· качество внутренней и внешней оценки.
Основными составляющими качества процесса являются:
· качество содержания образовательных программ;
· менеджмент образовательного процесса;
· качество учебно-методической и материально-технической обеспеченности;
· технология образовательного процесса;
· качественный состав преподавателей;
· качество обучающихся.
Качество результата можно рассматривать как систему, состоящую из следующих элементов:
· качество знаний ученика;
· качество учебно-познавательной деятельности ученика;
· развитие личности ученика;
· уровень подготовленности выпускника;
· компетентность выпускника;
· конкурентоспособность выпускников;
Данное разделение компонентов и элементов качества образования можно считать условным, так как все они взаимосвязаны и переплетены между собой.
Компоненты качества образования имеют своеобразную структуру, влияя на формирование последующих компонентов. Так, качество знаний, качество учебно-познавательной деятельности и развитие личности ученика оказывают влияние на формирование качественного уровня подготовленности и компетентности выпускника, а компетентность и уровень подготовленности выпускника повышает конкурентоспособность и сказывается выпускников. Достижения и дальнейший карьерный рост выпускников показывают качество результата и вместе с тем качество образования.
1.3. Условия достижения качественного образования
Повышение качества образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это приводит к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.
Нормативно-правовую базу организации образования составляют Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» и Государственные образовательные стандарты Луганской Народной Республики, которые выступают в качестве системообразующего фактора качества подготовки выпускников школы.
Государственными образовательными стандартами обозначены умения и качества, необходимые человеку в ХХI веке, все они связаны с умением самостоятельно принимать решения, развиваться, самосовершенствоваться. Отсюда и формулируются новые требования, предъявляемые к выпускнику:
Портрет выпускника начальной школы |
Портрет выпускника основной школы |
Портрет выпускника средней школы |
· любознательный, активно и заинтересовано познающий мир; · владеющий основами умения учиться; · способный к организации собственной деятельности |
· активно и заинтересовано познающий мир, осознающий ценности труда, науки и творчества; · умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике |
· креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; · владеющий основами научных методов познания окружающего мира; · мотивированный на творчество и инновационную деятельность: · готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. |
Невозможно добиться подобного результата ничего не меняя в системе образования. Эффективность образовательного процесса заключается в формировании у каждого обучающегося одной из ключевых компетенций - «научить учиться», и тогда можно будет говорить о его качестве.
Условия достижения качества образования:
· введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
· обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
· использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
· введение профильного обучения на этапе среднего общего образования;
· усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
· развитие дистанционного образования;
· создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
· создание государственной системы оценки качества образования.
Для каждой категории участников образовательного процесса "хорошее качество образования" связано, в первую очередь:
Для учащихся |
Для родителей |
Для педагогов |
· с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; · с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; · с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; · с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
|
· с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; · со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; · с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
|
· с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно; · с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; · со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; · с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт. |
В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей -успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те, или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
· качества образовательной программы;
· качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
· качества потенциала обучающихся;
· качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
· качества образовательных технологий;
· качества управления образовательными системами и процессами.
Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Классификация современных образовательных технологий
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Технология образования - это система, в которой последовательно реализуется заранее спланированный процесс, гарантирующий высокий результат.
Педагогическая технология - это
Ø содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);
Ø это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);
Ø совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
Ø это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (Монахов В. М.);
Ø человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);
Ø это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
Все эти определения взаимодополняют друг друга и подводят к главному: педагогическая технология – это система деятельности педагога, где все входящие в него действия стоят в определённой последовательности и целостности, а выполнение этих действий предполагает достижение необходимого результата.
Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс, а именно личностно ориентированные педагогические технологии. Таким образом, внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.
Общепринятой классификации образовательных технологий в мировой педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой проблемы различные авторы подходят по - разному. Еркина С.Л. выделяет следующие образовательные технологии:
· Личностно ориентированные технологиям обучения:
Ø Технология коллективной мыслительной деятельности
Ø Технология эвристического обучения
Ø Технологии проектного обучения и исследовательской деятельности
Ø Технологии проблемного обучения
Ø Развивающее обучение (Л.В. Занков,В.В. Давыдов,Д. Б. Эльконин)
· Предметно – ориентированные технологии обучения:
Ø Технология постановки цели
Ø Технология перспективно-опережающего обучения
Ø Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
Ø Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко)
Ø Технология концентрированного обучения
Ø Технология лекционно-семинарской зачётной системы
Ø Модульное обучение
· Информационные технологии
Ø Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Ø Технологии дистанционного обучения
· Технологии оценивания достижений обучающихся
Ø Технология «Портфолио»
Ø Безотметочное обучение
Ø Рейтинговые технологии
Ø Технология «Лестница достижений»
Ø Технологии разноуровневого и дифференцированного обучения
· Интерактивные технологии
ü Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
ü Технология проведения дискуссий
ü Технология «Дебаты»
ü Технология использования в обучении игровых методов
ü Тренинговые технологии.
Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Знать все технологии нет необходимости, достаточно выбрать несколько приемлемых для себя и апробировать их в своей практической деятельности. Использование педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
2.2. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
К достоинствам проблемного обучения можно отнести высокую самостоятельность обучающихся, формирование познавательного интереса и личностной мотивации обучающихся.
Проблемное обучение направлено на развитие САМОстоятельности поиска пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.
2.3. Технологии разноуровневого и дифференцированного обучения
Понятие “дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Целью
дифференцированного обучения является организация учебного процесса с учетом
индивидуальных способностей и особенностей ученика или, иными словами, обучение
каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает ребенку возможность
получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный
потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более
эффективным.
Задачи дифференцированного обучения: понять,
увидеть и сохранить
индивидуальность ученика, помочь ребенку поверить в свои
силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированный подход подходит на всех этапах обучения, а также на всех этапах усвоения знаний, умений. Чтобы добиться правильного дифференцированного подхода в обучении, необходимо правильно подбирать дифференцированные задания. Они должны отличаться простотой, краткостью и точностью.
Учитывая особенности каждого обучающегося, класс можно подразделить на условные группы «А», «В», «С».
Задания группы «С» |
Задания группы«В» |
Задания группы «А» |
базовый стандарт — минимальный или репродуктивный. Необходима многократность повторения. |
аналитико-синтетический уровень. Обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение |
предполагают творческий или продуктивный уровень |
Элементы организации групповой формы работы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении поставленных задач в соответствии с уровнем подготовки, изученного материала. На каждый урок целесообразно создавать дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные знания, перестают стесняться, наоборот, пытаются "тянуться" за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки, пытаются монологически высказывать свои мысли, учатся формулировать вопросы.
2.4. Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и практических приложений во всех отраслях знаний информационно-коммуникационные технологии выполняют одновременно функции инструментов и объектов познания.
Особенность информационно-коммуникационных технологий – их универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Следовательно, инновационный характер развития ИКТ непосредственно влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение молодого специалиста, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд.
Основные направления использования ИКТ на уроках включают в себя: использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала, использование электронных энциклопедий, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, тестирование знаний учащихся, поиск иллюстративного материала.
Специфика ИКТ включает в себя:
• Расширение возможностей учебника;
• Повышение мотивации учащихся;
• Дополнительные упражнения;
• Вариативность в рамках каждого упражнения;
• Возможность самоконтроля;
• Возможность самостоятельной работы.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности широко используются компьютерные презентации в Microsoft Power Point, видеоролики, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК.
Опыт применения показал:
а) информационная среда школы, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах учебного заведения;
в) информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру педагога.
2.5. Технологии проектного обучения и исследовательской деятельности
Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования, согласно Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
Метод проектов считается одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык как инструмент межкультурного общения и взаимодействия.
Проект – это временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.
Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с какой-то одной предметной областью. При подборе темы проекта учитель ориентируется на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: рисунок, статья, альбом, коллаж, рекомендации и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.
К положительным факторам проектной деятельности относятся:
• повышение мотивации учащихся при решении задач;
• развитие творческих способностей;
• формирование чувства ответственности;
• создание условий для отношения сотрудничества между педагогом и обучающимся.
Проекты можно подразделять:
· по числу участников (индивидуальные (личные), парные, групповые.),
· по продолжительности: краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков), среднесрочными (1–2 месяца), долговременными (до года),
· по доминирующей деятельности учащихся (исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.)
Проектная деятельность вызывает особый интерес у обучающихся всех возрастов, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки.
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.
Исследование сегодня ― это элемент жизни и работы любого мыслящего человека. Умение исследовать, быть исследователем - это одно из условий стать успешным в жизни. Исследовательская практика ведёт нас к получению метапредметных а не иных результатов.
При этом, как утверждает А.Н. Юшков, что организация учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности является одним из наиболее сложных вопросов.
Исследование начинается с вопроса, рождённого удивлением и содержащего в себе проблему (т.е. вопрос, не имеющий ответа на данный момент, с противоречием между знанием и опытом - или практикой - в своём основании).
2.6. Технология лекционно-семинарской зачётной системы
В современный период модернизацию классно-урочной системы обучения осуществил учитель из Одесской области Н. П. Гузик. Он назвал ее лекционно-семинарской.
Педагог подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет учащимся познать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором уроке учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых они самостоятельно прорабатывают тему.
Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам. Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь учащимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным.
Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:
В целом, использование лекционно-семинарской системы в школе не только возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников.
2.7. Технология использования в обучении игровых методов
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
У каждого вида игры своя полезность. Функции игры как педагогического феномена культуры:
· социокультурная
· межнациональной коммуникации
· самореализации человека в игре
· коммуникативная
· диагностическая
· игротерапевтическая
· коррекции в игре
· развлекательная.
2.8. Технология «Портфолио»
К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки «портфолио».
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования полростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
· закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.
Типы портфолио:
1. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
достоинства |
недостатки |
итоговая бальная оценка делает действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации) |
дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов |
2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, разного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ.
Примерный вариант записей в «Портфолио работ»:
— исследовательские работы и рефераты;
— проектные работы;
— техническое творчество: модели, макеты, приборы;
— работы по искусству;
— элективные курсы и факультативы;
— различные практики;
— занятия в учреждениях дополнительного образования;
— участие в научных конференциях, учебных семинарах;
— спортивные достижения.
достоинства |
недостатки |
даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки |
качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей |
3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
Примерный перечень документов «Портфолио отзывов».
— заключение о качестве выполняемой работы;
— рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
— отзыв о работе в творческом коллективе, о выступлении на научно-практической конференции;
— резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
— эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
— рекомендательное письмо о прохождении практики.
достоинства |
недостатки |
дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления |
сложность формализации и учета собранной информации |
Грамотное применение каждой из рассмотренных образовательных технологий дает свой результат, как для учеников, так и для педагога:
Педагогические технологии |
Достигаемые результаты
|
Проблемное обучение |
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения |
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении
|
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Лекционно-семинарско-зачетная система
|
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. |
Технология использования в обучении игровых методов |
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Информационно- коммуникационные технологии |
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Система инновационной оценки «портфолио»
|
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить следующие задачи:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Результатами внедрения современных образовательных технологий являются:
· Стабильный уровень обученности школьников.
· Положительная динамика по показателю «Качество знаний».
· Активизация познавательной деятельности обучающихся.
· Повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненного пути.
· Развитие у школьников навыков оценочной (самооценочной) деятельности.
· Овладение учащимися ключевыми компетентностями.
· Сформированность научно-исследовательских навыков.
· Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
· Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.
· Сформированность потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствует формированию ключевых компетентностей и позволяет добиваться более высоких результатов в формировании нового качества образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность // [Электронный ресурс] / М.: Академия естествознания. - 2010. - Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=76
2. Бычков А. В. Инновационная культура // Профильная школа. - 2005. - № 6. – С. 33-38.
3. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики // Пресс-экспресс, – 2018. – С. 34.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики // Пресс-экспресс, – 2018. – С. 48.
5. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики // Пресс-экспресс, – 2018. – С. 50.
6. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – С. 5-12.
7. Еркина С.Л. Современные образовательные технологии // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf
8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, – 2010. – С. 219.
9. Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/3606/
10. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». - М.: Глобус, - 2009. – С. 268.
11. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя // СПб.: КАРО. – 2008. – С. 24.
12. Поташник М.М. Требования к современному уроку // М: Центр педагогического образования, 2013. – С. 270.
13. Эпштейн М.М., Юшков А.Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты // Народное образование. – 2014. - № 6. - С.151-160.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.