«Формирование действий контроля и оценки в начальной школе».
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство +1
Взрослым
13.09.2018
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процесс контроля.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
формирование действий контроля и оценки.docx
«Формирование действий контроля и оценки в
начальной школе».
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является
систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно
познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в
процесс контроля.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е.
определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление
успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у
всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для
совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Выполняя функцию руководства учебно познавательной деятельностью учащихся,
контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как
способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления
готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и
систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью
учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в
том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что
без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать
так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.
Проверка стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В
этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент
вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Оценка это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных
ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков,
установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как
учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели
совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и
нравственного воспитания учащихся. Под оценкой успеваемости учащегося
подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные
знания и умения учащегося. Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения
учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному
предмету это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в
основе данной науки и интерпретируются в школьных программах.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН
установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на
степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и
оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и
государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном
этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых
корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания
необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого
эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного
материала, устанавливается динамика успеваемости.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования
положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору
преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и
отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно,
оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать
поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую
самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Информационная функция является основой диагноза планирования и
прогнозирования. Главная ее особенность возможность проанализировать причины
неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса
как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его умения
анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать
оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и
недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности
(«что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить
корректировку учебновоспитательного процесса. Таким образом, устанавливается
обратная связь между педагогом и обучающимся.
Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка
младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей
деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки
учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом
ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Учителю следует
помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является
формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с
эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа
учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким
требованиям отвечает работа на "отлично”, правильно ли оценена эта работа,
каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти
ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в
классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Формирование действий контроля и самооценки.
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут
контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под
контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей, сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки.
Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в
следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и пытается
запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного
или измененного им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого
правила. Прочитав материал 56 раз, ребенок откладывает книгу и заявляет:
«Выучил». При этом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала
ни как средством запоминания, ни как средством контроля, он не пытается сам
повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит:
«Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил, к оригиналу. То, что при
этом могло выпасть какоето слово и измениться смысл правила он самостоятельно
обнаружить не в состоянии.
Иногда у школьника возникает убеждение, что он «понял» и «знает» на том
основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный пример
и заслужил одобрение. Несформированность контроля приводит еще и к неумению
оценить, в чем заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может
только констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю
стихотворения» и не понимать, что же именно вызывает трудность, что мешает
решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их расспрашивать, дети
называют причины, подчас очень далекие от действительности, ссылаясь на плохую
память, на собственную неспособность. Иногда в этих случаях они воспроизводят
ответы, невольно подсказанные взрослыми. Например, простого вопроса: «Ты, что,
торопишься, что ли?» бывает достаточно, чтобы
ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней торопливостью, хотя на самом
деле он вовсе не склонен к поспешной работе.
Необходимость сформировать у ребят школьников контроль и самооценку не
вызывает никаких сомнений. Помощь родителей в этом деле может быть просто
неоценимой. С чего здесь следует начинать? Речь идет о начальных классах и
прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну
простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно
убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую
функцию повторения. Необходимо приучить ребенка все время (и в процессе
работы и по ее окончании) сравнивать свою работу с какимто образцом: если это
стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо», то с прописями и т.д.
Нередко случается так, что в классе ребенок действует совершенно правильно,
потому что учитель постоянно напоминает об этом. Но, готовя домашние уроки,
словно забывает о необходимости сравнения выполняемой работы с образцом. В
качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал
учитель в классе, но и ответы лучших учеников.
Учителя в школе специально обучают ребят приемам самоконтроля.
Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом при всем
их различии выполняют одну и ту же функцию функцию контроля.
Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно самоконтроля, тем лучше. Учитель должен предупредить родителей, что очень большую ошибку
делают те из них, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно
дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки;
просматривают его тетради с домашними заданиями беспокоятся, все ли он взял с
собой, когда уходит в школу и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он
вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т.д.
Слов нет, на первых парах подобная помощи бывает нужна маленькому
школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель
заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка. В
противном случае ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плохо
выполненное задание. Ну и что же их того, что учительница поставила тройку,
рассуждает первоклассница. Ведь эту работу вчера просмотрела мама и была
довольна». Аналогично ученик не чувствует вины, если забыл чтото дома: и
действительно, при чем тут он, если портфель ему собирает бабушка. Если
родители задержались на работе и вовремя не посадили ребенка за уроки, он
считает их виноватыми в плохой отметке и заявляет им: «Изза Вас получил
двойку».
Короче говоря, помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем,
показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого
контролировать и оценивать свои действия вот задача, которая встает перед
взрослыми.
Необходимо, далее, предупредить родителей о том, что с течением времени,
когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимо
будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал
принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Вот обычные признаки
кажущейся понятности задания: заявление ребенка, что он может делать
упражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в классе было так
понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется; уверения, что
плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент, когда
вызвали, но вообщето он все знает хорошо и т.д. В последнем случае, ребенок
иногда действительно может после опроса припомнить дома забытый материал, а
родители легко идут на поводу у своих детей и часто готовы спорить с педагогом,
доказывая, что их сын или дочь знали заданное. Необходимо довести до родителей и
самих учащихся ту простую психологическую истину, что такое непроизвольное
припоминание не может служить показателем того, насколько хорошо был в
действительности выучен урок. Кроме того, нужно, чтобы ребенок понял, что само
по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда
его вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться
парадоксальное явление, которое нередко ставить взрослых в тупик: чем лучше
объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать ребята
дома. А ведь по существу дела ничего странного нет. Это логически вытекает из
отождествления понимания с усвоением: зачем же учить, если все понятно? Такую
ситуацию учителю вообще трудно выявить без взаимодействия с родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых ребят появилось
мнение, что он, учитель, настолько хорошо все объясняет, что учить чтолибо дома
уже излишне.
По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем и
качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и
приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы контроля должны
также измениться. Вначале пересказ материала был одновременно и способом
заучивания, и способом контроля с течением времени пересказ вслух или про себя
становится по преимуществу методом разобраться, выучил он урок или нет, а что
касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной
работы над ним.
Затем полный развернутый контроль начинает постепенно сокращаться и ученик
все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только логическую
опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок во всей его
полноте, как это требуется при ответе в классе, становится приемом
нерациональным, трудоемким и отнимающим в силу большого объема материала
очень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие правильными
учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над рационализацией
своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме план ответа. Если
ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит
содержание.
Со всем этим учителю следует познакомить родителей, чтобы они были в
состоянии в нужный момент прийти своим детям на помощь. Конечно, многие
школьники осваивают все эти приемы самостоятельно. Но многим требуется
помощь взрослых. Причем разная. Иногда достаточно бывает натолкнуть мысль
школьника на рациональные приемы самоконтроля. Иногда же нужно объяснять все
подробно, тратить время на освоение этих приемов. Наконец, нужно иметь в виду,
что некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы,
контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте,
иногда вообще отказываются от контроля как специального действия,
завершающего работу над материалом. И все таки проблема контроля и самооценки
постоянно остается на повестке дня даже в тех случаях, когда старшеклассники
полностью овладели этим умением.
«Формирование действий контроля и оценки в начальной школе».
«Формирование действий контроля и оценки в начальной школе».
«Формирование действий контроля и оценки в начальной школе».
«Формирование действий контроля и оценки в начальной школе».
«Формирование действий контроля и оценки в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.