Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.6

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
биология
6 кл
04.01.2018
Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)
Не стоит считать, что дети с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Значит, такие дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Формирование экологического сознаАния.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «Инсарская общеобразовательная школа­интернат для детей сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                           ДОКЛАД        «Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями) в условиях                       образовательной среды  школы­интерната»                                                                              Подготовила: Шиляева В.А. Инсар  2017 г.            В последнее десятилетие во многих странах мира, в том числе и в России, большое внимание уделяется проблеме формирования экологической культуры личности подрастающего поколения. Экологическое   образование   и   воспитание   обучающихся   –   это   не   дань моде,   а   веление   времени,   продиктованное   самой   жизнью:   для   того,   чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними   строить   свои   взаимоотношения   с   окружающим   миром.   Экологическое воспитание у детей с интеллектуальными нарушениями ­ особая задача. Не   стоит   считать,   дети   с   умственной   отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) не нуждаются в экологическом воспитании.   что   Эти   дети   являются   неотъемлемой   частью   нашего   общества,   вносят   свой посильный   вклад   в   окружающую   их   действительность,   а,   став   взрослыми, способны влиять на нее.  Значит, такие  дети должны быть воспитаны так, чтобы их   самостоятельное   поведение   в   разнообразных   жизненных   ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.   Формирование экологического сознания применительно к школьникам с умственной   отсталостью   рассматривается   как   сложное,   интегрированное образование, реализующееся в процессе экологического обучения и воспитания, и   включающее   формирование   системы   элементарных   экологических представлений. Ответственное отношение к природе ­ сложная характеристика личности.   Она   означает   понимание   законов   природы,   определяющих   жизнь человека,   проявляется   в   соблюдении   нравственных   и   правовых   принципов природопользования,   в   активной   созидательной   деятельности   по   изучению   и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе. 2 Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире   животных   и   растений,   а   также   в   сфере   их   обитания   и   в   целом   в   В   состав   экологического   сознания   входят   волевые окружающей   среде.   устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды. Экологическое сознание выполняет важные функции.  1. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду   обитания   человека   и   как   эстетическое   совершенство.   Подрастающему поколению   внушается   мысль   о   необходимости   использования   экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.  2. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих   в   мире   растений   и   животных;   делать   выводы,   обобщение   и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.  3.   Воспитательная   функция   экологического   сознания   проявляется   в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой   реального   мира.   Это   побуждает   школьников   к   природоохранной деятельности.  4.Организующая   функция   состоит   в   стимулировании   активной природоохранительной деятельности учащихся.  5.   Прогностическая   функция   экологического   сознания   заключается   в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие   действия   являются   экологически   нейтральными,   а   какие   мероприятия необходимо провести для пользы природы. 3 Эффективная   реализация   функции   экологического   сознания   ведет   к формированию   у  школьников   экологической   культуры.  Она  включает   в  себя   глубокую   заинтересованность   природоохранной экологические   знания, деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно­эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой. Экологическое сознание как важная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического   воспитания.   Оно   представляет   собой   систематическую педагогическую   деятельность,   направленную   на   развитие   экологической образованности   и   воспитанности   детей;   накопление   экологических   знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких   приобретение   высоконравственных нравственно­эстетических   чувств, личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое   воспитание   осуществляется   в   результате   целенаправленного обучения.  Цель системы ­ в развитии экологического сознания детей с умственной отсталостью   как   совокупность   знаний,   мышления,   чувств   и   воли;   в формировании   у   них   экологической   культуры;   готовности   к   активной природоохранной деятельности. Формирование   экологического   сознания   ­   непрерывный   процесс,   в   экологическое   школа.   В   школе­интернате   который   включены:   семья,   образование   носит   междисциплинарный   характер.   Экологические   проекты, поделки   из   природного   материала,     композиции,   фотовыставки,   рисунки, участия в конкурсах ­ способствует расширению и углублению знаний учащихся.   Экологическое   воспитание   детей   должно   осуществляться   с   раннего возраста.   Это   должен   быть   целенаправленный,   непрерывный   процесс,   цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. Условия, необходимые для экологического воспитания  1. Создание в классе, группе уголка живой  природы.  2. На территории школьного учреждения создание внешних природных зон 4 ­ (сад, огород,  зона отдыха, «птичья столовая»).  3.   Взаимодействие   с   родителями   с   целью   интеграции   экологического воспитания с семейным воспитанием.  4. Организация  природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями. 5.   Урок   как   традиционная   форма   (тематические   уроки,   уроки­лекции, уроки­беседы и другие). 6. Специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры). 7. Внеклассная и внешкольная работа  (решение экологических задач). 8. Рассказ, просмотр кинофильмов. 9. Различные виды экскурсий, прогулок. На   практике   применяются   разнообразные   методы   и   формы экологического воспитания у детей с умственной отсталостью. Предпочтение   следует   отдавать   тем   методам   и   приемам,   которые обеспечивают   непосредственное   восприятие   детьми   природы   и   активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя   или   учителя     ­   рассказ,   чтение   художественных   произведений, беседы,   проводимые   с   демонстрацией   натуральных   объектов,   или   их изображений. Методы   и   приемы,   используемые   педагогом   в   работе,   соединяются, например   наблюдение   с   беседой, художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.   рассказ   воспитателя   с   чтением Применяя тот или иной метод, педагог использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением педагог   «приближает»   объект   к   детям,   сравнивает   с   уже   известным,   вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, 5 сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые   приемы   также   используются   при   наблюдениях,   в   беседах;   показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Выбор   методов   и   приемов   определяется   содержанием   программы   и зависит от природного окружения, места и объекта наблюдений. В работе с детьми младшего школьного возраста  особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления   природы,  сезонные   изменения.   Преимущества   наблюдений­занятий   и   в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их   Наблюдение   помогает   формировать   у   детей   первичные обитания. мировоззренческие   представления   о   взаимосвязях,   существующих   в   природе, материалистическое   миропонимание.   При   наблюдении   у   детей   развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Одно   из   важных   условий   экологического   воспитания   является   беседа. Беседа   должна   быть   короткой,   достаточно   содержательной,   интересной, разнообразной. воспитанникам, не принесут никакой пользы.   Иначе,   ежедневные   нравоучения   быстро   наскучат Во время проведения беседы педагогу необходимо вызвать эмоциональный отклик   в   душе   воспитанника.   Дети   должны   высказать   свое   отношение   к увиденному   –   сломанному   дереву,   разбросанному   мусору,   сорванному   и брошенному   букету   цветов,   подожженной   траве,   красивому   пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц. Во   время   прогулки,   экскурсии,   беседуя   с   детьми   в   неформальной обстановке,   педагог   прививает   им   основные   понятия   и   правила   поведения   в природе,  обосновывая   и  объясняя  их,  подтверждая   конкретными   примерами. Основные правила: 6  Не ломай ветви деревьев и кустарников.  Не повреждай кору деревьев.  Не рви в лесу, в поле цветы.  Не сбивай грибы, даже ядовитые.  Не лови насекомых.  Не разоряй гнезда птиц. Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:  Охраняй кору деревьев от повреждений.  Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.  Береги гнезда птиц от разорения.   Береги ветки деревьев и кустарников. Такие беседы призваны  сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую   пользу,   развить   понимание   процессов,   происходящих   в   природе, воспитать   любовь   к   своему   краю,   бережное   отношение   к   природе,   носят коррекционный характер. Физический   труд   во   время   прогулок   также   призван   решать   вопросы экологического   воспитания,   формирования   общепринятых   норм   поведения   и гражданской   позиции.   Это   ежедневная   уборка   прилегающей   территории   от бумажного и другого мусора, сезонные работы ­ очистка территории от опавших листьев, утепление клумб снегом, полив растений, сбор скошенной травы. Это и облагораживание   территории:   разбивка   клумб,   прополка   цветов,   уход   за растениями.  Такой   вид   работы   призван   сформировать   у   умственно   отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. 7 Игра  ­ не  только  развлечение, но  и  метод,  при  помощи  которого  дети знакомятся   с   окружающим   их   миром.   У   детей   с   интеллектуальными нарушениями   игра   применяется   как   метод   образовательно­воспитательной работы с ними. Дидактические  игры. В этих играх используются  натуральные предметы природы   (овощи,   фрукты,   цветы,   камни,   семена,   сухие   плоды),   картинки   с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические   игры   с   естественным   материалом   природы   или изображениями   его   являются   основным   способом   сенсорного   воспитания, развития познавательной деятельности. Труд как метод воспитательно­образовательной работы с  детьми имеет не менее   важное   значение.   Непосредственно   соприкасаясь   с   предметами   и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно   влияет   на   развитие   мышления   детей,   создает   основу   для материалистического миропонимания. Посильный физический труд оказывает полезное   воздействие   на   общее   развитие   детей,   совершенствует   функции   их анализаторов, и в первую очередь двигательного.  Экологическое образование школьников может осуществляется не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, силу своей специфики,   огромные   резервы   по   экологическому   воспитанию     школьников. Использование   этого   резерва   представляется   одним   из   важнейших   путей воспитания у   школьников с нарушением интеллекта, бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы. Внеклассная   работа,   являясь   необходимым   составным   компонентом учебно­воспитательного процесса, имеет ряд особенностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной:  занимательный   характер   внеклассной   работы   позволяет   быстрее увлечь учащихся природоохранительной деятельностью; 8  участие   в   коллективных   внеклассных   мероприятиях   полнее способствует   формированию   экологических   качеств   личности школьника;  использование   различных   форм   внеклассной   работы,   создает благоприятные   условия   для   учета   индивидуальных   особенностей для каждого ученика;  добровольность участия школьников во внеклассных мероприятиях позволяет всесторонне учитывать интересы детей, их потребности;  внеклассная   работа   полнее   развивает   детское   творчество, изобретательность воображение;  во   внеклассной   работе   нет   ограничений   в   выборе   нравственно­ экологического   материала,   а   в   учебном   процессе   материал ограничен рамками программы.   Каждая   из   форм   организации   учебного   процесса   стимулирует   разные виды   познавательной   деятельности   учащихся:   самостоятельная   работа   с различными   источниками   информации   позволяет   накопить   фактический материал,   раскрыть   сущность   проблемы;   игра   формирует   опыт   принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Особенностью экологического сознания у школьников с интеллектуальной недостаточностью является поэтапное  анализирование сложившиеся ситуации. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и   корректируют   сложившиеся   у   школьников   экологические   ценностные ориентации,   интересы   и   потребности.   Используя   их   опыт   наблюдений   и природоохранительной деятельности, педагог в ходе беседы с помощью фактов, цифр,   суждений   вызывает   эмоциональные   реакции   учащихся,   стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На   этапе   формирования   экологической   проблемы   особую   роль 9 приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены  на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения   с   учетом   концепции   изучаемого   предмета.   Стимулируют   учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. На   этапе   теоретического   обоснования   способов   гармонического воздействия   общества   и   природы   учитель   обращается   к   рассказу,   который позволяет   представить   научные   основы   охраны   природы   в   широких   и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального уровней. Познавательная   деятельность   стимулирует   моделирование   экологических ситуаций  нравственного  выбора,  которые   обобщают   опыт   принятия  решений, формируют   ценностные   ориентации,   развивают   интересы   и   потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).   Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, характеризующих   экологические   явления;   экспериментальное   изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение   экологических   закономерностей   и   т.п.)   позволяет   успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения,  с  учетом   психологической   подготовленности   учеников   и   с   учетом природных условий, то педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.  Таким   образом,   изучение   специфики   формирования   представлений   об окружающем мире школьников с интеллектуальными нарушениями позволяет нам сделать вывод о том, что современная коррекционная педагогика уделяет 10 знаний, значительное   внимание   формированию   природоведческих   соответствующих современному уровню представлений о природе.   Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.   Интерес   к   окружающему   миру   появляется   очень   рано.   Дети замечают всё: подвижного жучка на зеркальной глади воды, божью коровку в густой   траве…   Внимание   детей   привлекают   сезонные   изменения   в   природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать, рассмотреть. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.                                                                     Литература 1. Богданец Т. Экологические знания ­ первое представление о мире // Дошкольное  воспитание. – 2003. ­ N 12.  2. Бугаева Н. Л. Материалы для экологической тропы. II класс // Начальная школа.  ­ 2009.  3.. Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно­воспитательного  процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. – 2002. N 6.  11 12

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью                    (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2018