Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"
Оценка 4.7

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
дефектология
10 кл
09.01.2017
Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"
Презентация к докладу "Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях по этике и психологии семейной жизни"
Доклад к педсовету Экономика в домашнем хозяйстве.doc
Формирование экономической грамотности старшеклассников на занятиях курса «Этика и психология семейной жизни» Семья – это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.             в   устоев   всей   жизни течение Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности человека.      Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.            Курс   рассчитан   на   2   года   (10­11   классы)   и   имеет   следующую   структуру.        В первом разделе  “Семья в свете духовно­нравственных и культурных традиций общества”  раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм   нравственности.   Рассматриваются   негативные   последствия   разрушения традиционных семьи.       Задача   второго   раздела  “Психология   личности”  состоит   в   том,   чтобы   дать обучающимся   с   ОВЗ   представление   о   строении   личности,   ее   направленности, индивидуальных способностях.       Третий раздел  “Особенности межличностных отношений юношества”  раскрывает понятия   о   психологии   межличностных   отношений,   о   нравственных   основах взаимоотношений   между   юношами   и   девушками,   о   товариществе,   дружбе   и   любви,   о культуре поведения.       Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается   характеристика   основных   функций   семьи,   раскрываются   особенности   молодой семьи.       В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои   семьи,   ее   трудовая   атмосфера,   бюджет   и   хозяйство,   эстетика   быта.   Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения семей.       В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы о незаменимости семьи   в   воспитании   детей,   педагогики   предупреждения   и   перевоспитания   детского эгоизма воспитания.       Моя   задача   как       педагога,   ведущего   этот   курс,   состоит   в   том,   чтобы   активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.  неблагополучных особенностях недостатков типичных   семейного   и     и         их       В разделе «Основные ценности семьи» рассматриваются темы, благодаря которым я могу на   своих   уроках   формировать   экономическую   грамотность   старшеклассников   как 1 необходимое   направление   по   обеспечению   качества   обучения   и  социальной  адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество. Поскольку семья является ячейкой общества, она связана с трудом. Труд для семьи служит источником материального благосостояния. Выполняемая семьей экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов. Чтобы семейная экономика хорошо работала, а семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами. Объясняю обучающимся, что под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые   в   виде   заработной   платы,   вознаграждения   или   подарка   от   государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую­нибудь другую деятельность. Все эти полученные средства составляют совокупный доход. Расход   –  это   затраты   на   питание,   одежду,   транспорт,   на   оплату   услуг,   ремонт, содержание каких­либо изделий и др. Бюджет семьи – это структура всех её расходов и доходов за определённый период времени (месяц, год). Основные задачи семейной экономики:   умение разобраться со своими потребностями,   выбрать эффективные средства для их удовлетворения,   разумно организовать семейный труд,   рассчитать расход денег и времени,   знать цену трудовой копейке. Потребность  –   это   осознанная   необходимость   иметь   что­либо   материальное   или духовное; и чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться. Существуют рациональные (разумные) и псевдопотребности (ложные). Удовлетворение ложных потребностей приносит человеку  только вред, Это потребность в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерное употребление сладкого. К материальным относятся потребности   в   еде,   жилье,   одежде   и   т.п.   Духовные   –   это   общение,   чтение художественной литературы, посещение театров, кино, музея и др.  А экономическая функция семьи сводится к следующему: 1) ведение домашнего хозяйства; 2) накопление семейного имущества и обеспечение его наследования; 3) финансовая деятельность (умение правильно рассчитать семейный бюджет); 4) участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности); 5) подготовка   детей   к   труду,   экономическое   воспитание,   ориентация   на   будущую профессию. Веду на занятиях беседу с обучающимися. 1) Что вы знаете о доходах своей семьи? 2) Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода? 3) На что расходуются деньги в вашей семье? 2 входит в эти расходы?  4) Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что Практическая работа 1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье. 2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными. 3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пенсия по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др. Выполняем практическую работу, составляем таблицу. Семейный бюджет Доходы семьи  Заработная плата трудоспособных  членов семьи.  Пенсия по старости, пенсия по потере кормильца, стипендии, детские  пособия, пособия по безработице.  Источники доходов школьников:  индивидуальная трудовая  деятельность (декоративно­ прикладное творчество, ремонт  радио­видеоаппаратуры);  коммерческая деятельность (продажа газет, журналов); оказание услуг  (присмотр за ребёнком, помощь  пенсионерам и инвалидам).  Доходы от предпринимательской  деятельности. Расходы семьи  Обязательные платежи (налоги,  оплата коммунальных услуг,  кредитов и т.д.).  Расходы на питание.  Покупки предметов первой  необходимости.  Покупки непродовольственных  товаров (одежда, обувь, мебель и  т.д.).  Расходы на транспорт, связь,  интернет.  Расходы на культурные потребности  (театр, кино, цирк и т.д.).  Другие расходы. 3  Доходы от приусадебного хозяйства.  Доходы от других источников  (ценные бумаги, сбережения, сдача в  аренду недвижимости). Отмечаю, что семейный бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в  равновесии, т.е. расходы равны доходам ­­  это бюджет сбалансированный. Когда  расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если доходы  больше расходов, то бюджет называется избыточным. На занятиях мы часто затрагиваем вопросы о резервах экономии в быту, т.к. экономить –  значит блюсти, сберегать, уменьшать расходы, сокращать издержки, не давать ничему  пропадать даром, быть бережливым хозяином. На чём же можно экономить?  Возможные резервы экономии в быту:  умение шить, вязать, ухаживать за вещами,   делать заготовки на зиму,   производить мелкий ремонт квартиры,   правильно совершать покупки,   экономно относиться к продуктам,   беречь электроэнергию, воду, тепло. Экономить семейный бюджет необходимо. Ведь домашняя экономика служит основанием, на котором крепится вся экономика в целом. Как спланировать семейный бюджет?  Вопрос остаётся открытым. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так  как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство  потребностей. Если нарушается баланс, значит не просто расстраивается семейная  экономика – разлаживается вся семейная жизнь, неизбежны ссоры, неудовлетворённость,  затяжные конфликты. Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять  свой бюджет.       Практическая работа. 1) Составить меню на 1 день согласно суточной потребности людей в Ккал  (~ 2800ккал). 2) Подсчитать стоимость продуктов питания на 1 члена семьи в день. 3) Подсчитать стоимость продуктов питания на всех членов семьи в день  ( 3 человека). 4) Подсчитать расходы на питание всех членов семьи за 1 месяц (примерно). 5) Составить таблицу. Расходы на питание Меню на 1 день Ккал Сумма на 1 день Сумма на 1 месяц 4 Завтрак  каша  кофе  бутерброд Обед  щи  гуляш  макароны  кисель Полдник  блинчики с  творогом Ужин  пельмени  чай с сахаром 120 руб. х количество членов семьи 120 х 3= 360 руб.  360 руб. х на  30 дней= 10800 руб. 370 150 360 230 350 330 150 650 350 60 8 руб. 3р.50к. 4 руб. 10 руб. 15 руб. 2р.50к. 4р.50к. 12 руб. 10 руб. 50 коп. Итого: 2891 120 руб. 10800 руб. Следует отметить, что практика показывает — многим старшеклассникам с ОВЗ занятия по   предмету   помогли   стать   более   вдумчивыми,   рассудительными,   экономными, бережливыми   в   повседневной   жизни,   в   обращении   с   личными   вещами,   деньгами, заработком.   Обучающиеся   признавались,   что   теперь,   отправляясь   в   магазин,   они стараются тщательно обдумывать расходование денег, контролировать траты с помощью калькулятора, выбирать необходимые и полезные товары, приобретать то, за чем пришли, избегать случайных покупок. Воспитанники отметили, что уже сейчас используют знания, полученные на занятиях, и высоко оценили практическое значение предмета.         На вопрос «Что нового вы узнали, изучая экономику на наших занятиях по «Этике и психологии семейной жизни»? от детей были получены следующие ответы: «Нужно всегда делать   выбор   и  от   чего­то   отказываться»,  «Надо   много   подсчитывать,  чтобы   тебя   не обманули, чтобы не остаться в проигрыше», «Если не привыкнешь экономить, то будет трудно жить», «Надо много работать, чтобы лучше жить» и т. д. Как видим, в процессе изучения   новой   дисциплины   обучающиеся   почерпнули   много   полезных   жизненных установок.   Итак,   на   своих   занятиях   по   «Этике   и   психологии   семейной   жизни»   я   формирую экономическую грамотность старшеклассников и тем самым обеспечиваю необходимое 5 направление по обеспечению качества обучения, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество. Кроме того, в данном курсе прослеживается взаимосвязь с   такими   учебными   предметами   как   математика,   русский   язык,   литература, валеология, СБО, ОБЖ, а также с другими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права. В   заключение   хочется   обратить   внимание   на   очевидную   целесообразность   и практическую   полезность   курса   “Этика   и   психология   семейной   жизни”.   Анализ статистических   данных   демонстрирует,   что   в   процессе   изучения   подобного   курса   у обучающихся с ОВЗ целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи. Параллельно   изменяются   и   их   взгляды   на   бытовые   основы   семейной   жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое.  Курс   “Этика   и   психология   семейной   жизни”   может   стать   средоточием   духовно­ нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья ­ это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. 6

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

Формирование экономической грамотности старшеклассников с ОВЗ на занятиях факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017