«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
Оценка 5

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

Оценка 5
Педсоветы
docx
биология
7 кл
21.07.2019
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
Материал содержит примерные задания PISA для совершенствования функциональной грамотности учащихся. Для учителей в статье содержатся основные характеристик функциональной грамотности, а также факторы влияющие на функциональную грамотность учеников. В данном материале затрагиваются исторические аспекты педагогики: зарождение грамотности, появление термина "функциональная грамотность"
статья.docx
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»             Высокое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России оказали международные   исследования   (PISA).   Отечественное   образование   сегодня   не   может   не учитывать   результаты   PISA,   так   как   конкурентоспособность   очень   высока.   Качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире   практико­ориентированному   показателю   российское   образование   не   отвечает международным требованиям и стандартам. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60­х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Понятие «грамотность» изначально считалось как совокупность умений, которые включают чтение   и   письмо,   применяющиеся   в   общем   контексте.   Грамотность   –   это   определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом. Поначалу,   почти   до   половины   70­х   годов   идеей   расширения   грамотности   населения оставалось восполнение недостающих знаний и умений в их профессиональной сфере. Позже данный способ признали слишком ограниченным. Некие изменения в общественной жизни привели к тому, что термин «грамотность» стали рассматривать в более широком смысле. Более того в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, впервые было   предложено   использовать   термин   «функциональная   грамотность».   В   1978   году ЮНЕСКО   производит   переработку   текста   ранее   предложенных   рекомендаций   о международной   стандартизации   статистических   данных   в   сфере   образования.   В   новой редакции   этого   документа,   «функционально   грамотным   считается   только   тот,   кто   может принимать   участие   во   всех   видах   деятельности,   в   которых   грамотность   необходима   для эффективного   функционирования   его   группы   и   которые   дают   ему   также   возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1]. В социологическим словаре термин «функциональную грамотность» определяется как способность человека вступать   в   отношения   с   внешней   средой   и   максимально   быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма   в   условиях   взаимодействия   с   социумом   (оформить   счет   в   банке,   прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который дает индивида возможным   [2]. Выделены следующие особенности функциональной грамотности: полноценную   деятельность социуме     в     1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения. Итак,   функциональная   грамотность   становится   обстоятельством,   которое способствует вовлечению людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности,   навыку   творчески   мыслить   и   находить   стандартные   решения   проблемы, способности   выбирать   профессиональный   путь,   уметь   применять   информационно­ коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Параметры   функциональной   грамотности   включают   языковую,   компьютерную   и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, умение ставить   и   изменять   цели   и задачи своей   деятельности,   реализовывать     коммуникацию, выполнять простейшие действия в непонятной ситуации. Как узнать, обладает ли человек функциональной грамотностью? Считаю,   что   только   столкнувшись   с   ее   отсутствием.   Следовательно,   проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска направлений и путей устранения безграмотности  и формирования функциональной грамотности. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение   навыками   и   умениями   техники   чтения,   то   функциональная   грамотность   –   это способность   человека   свободно   использовать   эти   навыки   для   извлечения   информации   из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» [3]. Как видим, функционально грамотная личность ­ это человек, –   разбирающийся   в   жизни   и   поступающий   в   соответствии   с   моральными   нормами социума (например, способный действовать без ущерба действиям других людей); – самостоятельно принимающий решения в определенных ситуациях; – способный нести ответственность за свои поступки, себя и своих близких; – владеющий способами обучения и возможной переподготовки; – располагающий набором знаний, как значимых, так и по разносторонним сферам знаний; –   для   которого  привычным   явлением   является   поиск   путей   и   способов   выхода   из нестандартной ситуации; – достаточно хорошо ориентирующийся в любом обществе и способный внести в него собственную инициативу; – с легкостью пользующийся устной и письменной речью как средством коммуникации с людьми; – владеющий современными информационными технологиями. Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения ­ «взращивание функционально грамотной   личности»,   обладающей   инициативностью,   способностью   творчески   мыслить   и находить   нестандартные   решения,   умением   выбирать   профессиональный   путь   и   др. Функциональная грамотность ­ индикатор общественного благополучия [4]. Еще нельзя забывать о факторах, влияющих на развитие функциональной грамотности учащихся: 1) значение образования (учебные программы, образовательные стандарты); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно­государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6)   наличие   дружелюбной   образовательной   среды,   основанной   на   принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Применение данных факторов совместно с администрацией школы и родителями будет способствовать функциональной грамотности в отечественном образовании [5]. В   задачи   учителя   входит   формирование   у   школьников   чувства   необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний, а большая часть учащихся не умеют самостоятельно добывать знания. В связи с этим, необходимо разрабатывать задания, которые будут  помогать  найти   учащимся   верный   путь  решения  задачи,  и   тем  самым   у  них  будет развиваться   естественнонаучная   грамотность.  Основой   данного   процесса   является функциональная   грамотность,   как   способность   человека   решать   стандартные   жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Известно, что  учащиеся,   которые   владеют  обобщенными   методами   решения   задач,  смогут   грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний. Навыки формирования решения задач, начинается в процессе решения задач по конкретной теме,   затем   идет   обобщение   его   и   пополнение   обобщенной   структуры   конкретным содержанием.  Важно   включать   в   материал   любой   темы   биологии   упражнения   на   развитие общеучебных   умений   и   навыков   для   развития   естественнонаучной   грамотности.   Также задания для развития грамотности в чрезвычайных ситуациях, при решении бытовых проблем. В   нашей   школе   в   программу   основного   звена   включены   элективные,   групповые   и индивидуальные   курсы.   По   естественнонаучному   циклу   я   преподаю   курсы,   такие   как «Лечебное дело», «Природа и мы», «Основы медицинской грамотности», «Мир, в котором я живу».  На  данных  курсах   больше  внимания   уделяется   практической   части  обучения,  что способствует развитию умений и навыков нужных в повседневной жизни. Учащиеся получают знания:   как   оказывать   первую   медицинскую   помощь   пострадавшему,   как   обратиться   за экстренной помощью к специализированным службам, как заботиться о своем здоровье, как вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Применение информационных технологий на уроках способствуют хорошей динамике качества   знаний   учащихся,   повышению   мотивации   учебной   деятельности.   А   также   их использование позволяет делать уроки нестандартными, нешаблонными. Презентации, видео­ уроки   способствуют   поднятию   интереса   к   учению,   что   также   немаловажно   в   развитии грамотности учащихся. В моей учебной деятельности также используются методы групповой и парной работ. Учащимся этот вид деятельности нравится. При разработке таких уроков больше уделяю внимания   на   самостоятельную   работу   учеников.   Применяю   методы   активного   чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. В нынешнее время на уроке все чаще, уделяется внимание способности справиться с реальными жизненными проблемами и своими силами проработать информацию. Ключевым моментом тестов PISA являются задания, для решения которых, слишком мало просто знать факты и правила, необходимо еще грамотно ими пользоваться. Ниже представлены примеры заданий   по   биологии   для   7   класса  на  развитие   функциональной   естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА.   Задание 1.  Тип простейшие. Животные,   составляющие   тип   Простейшие,   имеют   сложную   функциональную организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью органоидов   расположенных   в   цитоплазме.   Единственная   клетка   простейшего   ведет независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции простейших   большинство   особей   возникает   в   результате   простого   деления   клетки родительской   особи.   Некоторые   виды   простейших   способны   переходить   в   неактивное состояние,   образуя   споры   или   цисты,   которые,   высыхая,   переносятся   вместе   с   пылью   и частицами   почвы   из   одного   местообитания   в   другое.   Одни   питаются   мельчайшими организмами,   бактериями,   некоторые   являются   хищниками,   пожирающими   других простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на любом   участке   тела,   у   инфузорий   через   особое   отверстие   ­   порошицу.   В   классе жгутиконосцев   имеются   организмы,   способные   подобно   зеленым   растениям   при   участии зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду, превращая их в органические соединения. Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных для питания. Вопрос 1 Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных? __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма. Вопрос 2 Для     того,   чтобы   исключить   случайные   факторы   и   поместили   амебу,   эвглену, инфузорию в разные сосуды   с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике. Через   некоторое   время,   решив   понаблюдать   за   ними   и   обнаружили,     что   только   одно простейшее выжило. Укажите какое. А                    В               С Ответ: В эвглена Вопрос 3 Укажите причину   гибели простейших. А. Потому,  что    в  чистой  прокипяченной  воде      отсутствуют     бактерий  и  другие организмов, которыми они питаются. В. Потому, что стаканы находились на свету С. Потому, что в прокипяченной воде   отсутствует кислород. D. Потому, что  в прокипяченой  воде   отсутствуют питательные вещества. Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.  Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.  Вопрос 3.1 Объясните ребятам, почему погибли простейшие. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.  Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию. Библиографический список: 1. UNESCO.   Revised   Recommendation   concerning   the   International   Standardization   of   Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.php­URL_ID=13136&URL   _DO=DO_ Educational TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, р. 19. 2. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. Проспект, 2010. 147 с. 3. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5­ой Международной научно­практической конференции (26­28 марта 20001г.). В 2­х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. С.122­123. 4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. С. 97. 5.   Бабушкина   О.В.  «Формирование   функциональной   грамотности   обучающихся основной   школы:   теория   и   практика   международных   исследований»//Преемственность   в образовании. 2015. №8. С 1. 6. Гельфман   Э.Г.,   Холодная   М.А. Психодидактика   школьного   учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 143 с. 7. Дьюи Джон. Школа и общество.­ Москва, 1924. 254 с. 8.   Вершловский   С.Г.,   Матюшкина   М.Д. Функциональная   грамотность   выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007. С. 32. 9.   Гаврилюк   В.   В. Преодоление   функциональной   неграмотности   и   формирование социальной компетентности // Социологические исследования № 12, 2006. С. 22­23 11.  Фролова, П. И. Философско­методологические основы изучения функциональной грамотности   как   аспект   непрерывного   образования   /   П.   И.   Фролова   //   Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». ­ Омск, 2013. ­ С. 529­532. 12. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.­сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006. 272 с. 13.  История   педагогики   и   образования.   От   зарождения   воспитания   в   первобытном обществе до конца XX века : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова.  М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с. 14. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 245­247 с. 15. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика, 1990. № 1. С. 3­17.   Мамышева Нурия Миргалифянона, учитель биологии и химии ГБОУ СОШ им.Н.С. Доровского с.Подбельск м.р.Похвистневский с.Подбельск

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2019