Материал содержит примерные задания PISA для совершенствования функциональной грамотности учащихся. Для учителей в статье содержатся основные характеристик функциональной грамотности, а также факторы влияющие на функциональную грамотность учеников. В данном материале затрагиваются исторические аспекты педагогики: зарождение грамотности, появление термина "функциональная грамотность"
«Формирование функциональной грамотности учащихся
на уроках биологии»
Высокое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России оказали
международные исследования (PISA). Отечественное образование сегодня не может не
учитывать результаты PISA, так как конкурентоспособность очень высока. Качество
российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно
высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в
применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с
информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в
мире практикоориентированному показателю российское образование не отвечает
международным требованиям и стандартам.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Понятие «грамотность» изначально считалось как совокупность умений, которые включают
чтение и письмо, применяющиеся в общем контексте. Грамотность – это определенный
уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Поначалу, почти до половины 70х годов идеей расширения грамотности населения
оставалось восполнение недостающих знаний и умений в их профессиональной сфере. Позже
данный способ признали слишком ограниченным. Некие изменения в общественной жизни
привели к тому, что термин «грамотность» стали рассматривать в более широком смысле.
Более того в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, впервые
было предложено использовать термин «функциональная грамотность». В 1978 году
ЮНЕСКО производит переработку текста ранее предложенных рекомендаций о
международной стандартизации статистических данных в сфере образования. В новой
редакции этого документа, «функционально грамотным считается только тот, кто может
принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для
эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность
продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для
дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
В социологическим словаре термин «функциональную грамотность» определяется как
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и
письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать
инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который дает
индивида
возможным
[2].
Выделены следующие особенности функциональной грамотности:
полноценную
деятельность
социуме
в
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в
конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Итак,
функциональная грамотность становится обстоятельством,
которое
способствует вовлечению людей в социальной, культурной, политической и экономической
деятельности, навыку творчески мыслить и находить стандартные решения проблемы,
способности выбирать профессиональный путь, уметь применять информационно
коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также обучению на
протяжении всей жизни.
Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и
информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, умение
ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, реализовывать коммуникацию,
выполнять простейшие действия в непонятной ситуации.
Как узнать, обладает ли человек функциональной грамотностью?
Считаю, что только столкнувшись с ее отсутствием. Следовательно, проблема
функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска направлений
и путей устранения безграмотности и формирования функциональной грамотности.
А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это
владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это
способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из
реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» [3].
Как видим, функционально грамотная личность это человек,
– разбирающийся в жизни и поступающий в соответствии с моральными нормами
социума (например, способный действовать без ущерба действиям других людей);
– самостоятельно принимающий решения в определенных ситуациях;
– способный нести ответственность за свои поступки, себя и своих близких;
– владеющий способами обучения и возможной переподготовки;
– располагающий набором знаний, как значимых, так и по разносторонним сферам
знаний;
– для которого привычным явлением является поиск путей и способов выхода из
нестандартной ситуации;
– достаточно хорошо ориентирующийся в любом обществе и способный внести в него
собственную инициативу;
– с легкостью пользующийся устной и письменной речью как средством коммуникации
с людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения «взращивание функционально
грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь и др.
Функциональная грамотность индикатор общественного благополучия [4].
Еще нельзя забывать о факторах, влияющих на развитие функциональной грамотности
учащихся:
1) значение образования (учебные программы, образовательные стандарты);2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественногосударственная форма, высокий уровень
автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах
партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Применение данных факторов совместно с администрацией школы и родителями будет
способствовать функциональной грамотности в отечественном образовании [5].
В задачи учителя входит формирование у школьников чувства необходимости
самообразования и самостоятельного добывания знаний, а большая часть учащихся не умеют
самостоятельно добывать знания. В связи с этим, необходимо разрабатывать задания, которые
будут помогать найти учащимся верный путь решения задачи, и тем самым у них будет
развиваться естественнонаучная грамотность.
Основой данного процесса является
функциональная грамотность, как способность человека решать стандартные жизненные
задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Известно,
что учащиеся, которые владеют обобщенными методами решения задач, смогут грамотно
решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний.
Навыки формирования решения задач, начинается в процессе решения задач по конкретной
теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным
содержанием.
Важно включать в материал любой темы биологии упражнения на развитие
общеучебных умений и навыков для развития естественнонаучной грамотности. Также
задания для развития грамотности в чрезвычайных ситуациях, при решении бытовых проблем.
В нашей школе в программу основного звена включены элективные, групповые и
индивидуальные курсы. По естественнонаучному циклу я преподаю курсы, такие как
«Лечебное дело», «Природа и мы», «Основы медицинской грамотности», «Мир, в котором я
живу». На данных курсах больше внимания уделяется практической части обучения, что
способствует развитию умений и навыков нужных в повседневной жизни. Учащиеся получают
знания: как оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как обратиться за
экстренной помощью к специализированным службам, как заботиться о своем здоровье, как
вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Применение информационных технологий на уроках способствуют хорошей динамике
качества знаний учащихся, повышению мотивации учебной деятельности. А также их
использование позволяет делать уроки нестандартными, нешаблонными. Презентации, видео
уроки способствуют поднятию интереса к учению, что также немаловажно в развитии
грамотности учащихся.
В моей учебной деятельности также используются методы групповой и парной работ.
Учащимся этот вид деятельности нравится. При разработке таких уроков больше уделяю
внимания на самостоятельную работу учеников. Применяю методы активного чтения:маркировка с использованием значков «v», «+», «», «?» (по мере чтения ставятся на полях
справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
В нынешнее время на уроке все чаще, уделяется внимание способности справиться с
реальными жизненными проблемами и своими силами проработать информацию. Ключевым
моментом тестов PISA являются задания, для решения которых, слишком мало просто знать
факты и правила, необходимо еще грамотно ими пользоваться. Ниже представлены примеры
заданий по биологии для 7 класса на развитие функциональной естественнонаучной
грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА.
Задание 1. Тип простейшие.
Животные, составляющие тип Простейшие, имеют сложную функциональную
организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно
просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью
органоидов расположенных в цитоплазме. Единственная клетка простейшего ведет
независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции
простейших большинство особей возникает в результате простого деления клетки
родительской особи. Некоторые виды простейших способны переходить в неактивное
состояние, образуя споры или цисты, которые, высыхая, переносятся вместе с пылью и
частицами почвы из одного местообитания в другое. Одни питаются мельчайшими
организмами, бактериями, некоторые являются хищниками, пожирающими других
простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на
любом участке тела, у инфузорий через особое отверстие порошицу. В классе
жгутиконосцев имеются организмы, способные подобно зеленым растениям при участии
зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду,
превращая их в органические соединения.
Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так
как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных
для питания.
Вопрос 1
Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных?
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма.
Вопрос 2
Для того, чтобы исключить случайные факторы и поместили амебу, эвглену,
инфузорию в разные сосуды с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике.
Через некоторое время, решив понаблюдать за ними и обнаружили, что только одно
простейшее выжило.
Укажите какое.А В С
Ответ: В эвглена
Вопрос 3
Укажите причину гибели простейших.
А. Потому, что в чистой прокипяченной воде отсутствуют бактерий и другие
организмов, которыми они питаются.
В. Потому, что стаканы находились на свету
С. Потому, что в прокипяченной воде отсутствует кислород.
D. Потому, что в прокипяченой воде отсутствуют питательные вещества.
Ответ:
Инфузория и амеба погибнут в чистой прокипяченной воде изза
отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена способна
питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.
Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному
и автотрофному питанию.
Вопрос 3.1
Объясните ребятам, почему погибли простейшие.
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ответ:
Инфузория и амеба погибнут в чистой прокипяченной воде изза
отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена способна
питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.
Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному
и автотрофному питанию.Библиографический список:
1. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of
Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.phpURL_ID=13136&URL _DO=DO_
Educational
TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, р. 19.
2. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. Проспект, 2010. 147 с.
3. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы
5ой Международной научнопрактической конференции (2628 марта 20001г.). В 2х ч. Ч. 1 /
Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. С.122123.
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа
«Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией
А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. С. 97.
5. Бабушкина О.В.
«Формирование функциональной грамотности обучающихся
основной школы: теория и практика международных исследований»//Преемственность в
образовании. 2015. №8. С 1.
6. Гельфман Э.Г.,
Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника.
Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 143 с.
7. Дьюи Джон. Школа и общество. Москва, 1924. 254 с.
8. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников
школ // Социологические исследования. № 5, 2007. С. 32.
9. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование
социальной компетентности // Социологические исследования № 12, 2006. С. 2223
11. Фролова, П. И. Философскометодологические основы изучения функциональной
грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура.
Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса
ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Омск, 2013. С. 529532.
12. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.сост. М.
Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006. 272 с.
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX века : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера»,
2001. 512 с.
14. Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе. М.:
Сентябрь, 1996. 245247 с.15. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская
педагогика, 1990. № 1. С. 317.
Мамышева Нурия Миргалифянона, учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ им.Н.С. Доровского с.Подбельск м.р.Похвистневский
с.Подбельск