«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

  • Педсоветы
  • docx
  • 21.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит примерные задания PISA для совершенствования функциональной грамотности учащихся. Для учителей в статье содержатся основные характеристик функциональной грамотности, а также факторы влияющие на функциональную грамотность учеников. В данном материале затрагиваются исторические аспекты педагогики: зарождение грамотности, появление термина "функциональная грамотность"
Иконка файла материала статья.docx
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»             Высокое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России оказали международные   исследования   (PISA).   Отечественное   образование   сегодня   не   может   не учитывать   результаты   PISA,   так   как   конкурентоспособность   очень   высока.   Качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире   практико­ориентированному   показателю   российское   образование   не   отвечает международным требованиям и стандартам. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60­х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Понятие «грамотность» изначально считалось как совокупность умений, которые включают чтение   и   письмо,   применяющиеся   в   общем   контексте.   Грамотность   –   это   определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом. Поначалу,   почти   до   половины   70­х   годов   идеей   расширения   грамотности   населения оставалось восполнение недостающих знаний и умений в их профессиональной сфере. Позже данный способ признали слишком ограниченным. Некие изменения в общественной жизни привели к тому, что термин «грамотность» стали рассматривать в более широком смысле. Более того в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, впервые было   предложено   использовать   термин   «функциональная   грамотность».   В   1978   году ЮНЕСКО   производит   переработку   текста   ранее   предложенных   рекомендаций   о международной   стандартизации   статистических   данных   в   сфере   образования.   В   новой редакции   этого   документа,   «функционально   грамотным   считается   только   тот,   кто   может принимать   участие   во   всех   видах   деятельности,   в   которых   грамотность   необходима   для эффективного   функционирования   его   группы   и   которые   дают   ему   также   возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1]. В социологическим словаре термин «функциональную грамотность» определяется как способность человека вступать   в   отношения   с   внешней   средой   и   максимально   быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма   в   условиях   взаимодействия   с   социумом   (оформить   счет   в   банке,   прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который дает индивида возможным   [2]. Выделены следующие особенности функциональной грамотности: полноценную   деятельность социуме     в     1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения. Итак,   функциональная   грамотность   становится   обстоятельством,   которое способствует вовлечению людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности,   навыку   творчески   мыслить   и   находить   стандартные   решения   проблемы, способности   выбирать   профессиональный   путь,   уметь   применять   информационно­ коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Параметры   функциональной   грамотности   включают   языковую,   компьютерную   и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, умение ставить   и   изменять   цели   и задачи своей   деятельности,   реализовывать     коммуникацию, выполнять простейшие действия в непонятной ситуации. Как узнать, обладает ли человек функциональной грамотностью? Считаю,   что   только   столкнувшись   с   ее   отсутствием.   Следовательно,   проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска направлений и путей устранения безграмотности  и формирования функциональной грамотности. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение   навыками   и   умениями   техники   чтения,   то   функциональная   грамотность   –   это способность   человека   свободно   использовать   эти   навыки   для   извлечения   информации   из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» [3]. Как видим, функционально грамотная личность ­ это человек, –   разбирающийся   в   жизни   и   поступающий   в   соответствии   с   моральными   нормами социума (например, способный действовать без ущерба действиям других людей); – самостоятельно принимающий решения в определенных ситуациях; – способный нести ответственность за свои поступки, себя и своих близких; – владеющий способами обучения и возможной переподготовки; – располагающий набором знаний, как значимых, так и по разносторонним сферам знаний; –   для   которого  привычным   явлением   является   поиск   путей   и   способов   выхода   из нестандартной ситуации; – достаточно хорошо ориентирующийся в любом обществе и способный внести в него собственную инициативу; – с легкостью пользующийся устной и письменной речью как средством коммуникации с людьми; – владеющий современными информационными технологиями. Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения ­ «взращивание функционально грамотной   личности»,   обладающей   инициативностью,   способностью   творчески   мыслить   и находить   нестандартные   решения,   умением   выбирать   профессиональный   путь   и   др. Функциональная грамотность ­ индикатор общественного благополучия [4]. Еще нельзя забывать о факторах, влияющих на развитие функциональной грамотности учащихся: 1) значение образования (учебные программы, образовательные стандарты);2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно­государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6)   наличие   дружелюбной   образовательной   среды,   основанной   на   принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Применение данных факторов совместно с администрацией школы и родителями будет способствовать функциональной грамотности в отечественном образовании [5]. В   задачи   учителя   входит   формирование   у   школьников   чувства   необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний, а большая часть учащихся не умеют самостоятельно добывать знания. В связи с этим, необходимо разрабатывать задания, которые будут  помогать  найти   учащимся   верный   путь  решения  задачи,  и   тем  самым   у  них  будет развиваться   естественнонаучная   грамотность.  Основой   данного   процесса   является функциональная   грамотность,   как   способность   человека   решать   стандартные   жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Известно, что  учащиеся,   которые   владеют  обобщенными   методами   решения   задач,  смогут   грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний. Навыки формирования решения задач, начинается в процессе решения задач по конкретной теме,   затем   идет   обобщение   его   и   пополнение   обобщенной   структуры   конкретным содержанием.  Важно   включать   в   материал   любой   темы   биологии   упражнения   на   развитие общеучебных   умений   и   навыков   для   развития   естественнонаучной   грамотности.   Также задания для развития грамотности в чрезвычайных ситуациях, при решении бытовых проблем. В   нашей   школе   в   программу   основного   звена   включены   элективные,   групповые   и индивидуальные   курсы.   По   естественнонаучному   циклу   я   преподаю   курсы,   такие   как «Лечебное дело», «Природа и мы», «Основы медицинской грамотности», «Мир, в котором я живу».  На  данных  курсах   больше  внимания   уделяется   практической   части  обучения,  что способствует развитию умений и навыков нужных в повседневной жизни. Учащиеся получают знания:   как   оказывать   первую   медицинскую   помощь   пострадавшему,   как   обратиться   за экстренной помощью к специализированным службам, как заботиться о своем здоровье, как вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Применение информационных технологий на уроках способствуют хорошей динамике качества   знаний   учащихся,   повышению   мотивации   учебной   деятельности.   А   также   их использование позволяет делать уроки нестандартными, нешаблонными. Презентации, видео­ уроки   способствуют   поднятию   интереса   к   учению,   что   также   немаловажно   в   развитии грамотности учащихся. В моей учебной деятельности также используются методы групповой и парной работ. Учащимся этот вид деятельности нравится. При разработке таких уроков больше уделяю внимания   на   самостоятельную   работу   учеников.   Применяю   методы   активного   чтения:маркировка с использованием значков «v», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. В нынешнее время на уроке все чаще, уделяется внимание способности справиться с реальными жизненными проблемами и своими силами проработать информацию. Ключевым моментом тестов PISA являются задания, для решения которых, слишком мало просто знать факты и правила, необходимо еще грамотно ими пользоваться. Ниже представлены примеры заданий   по   биологии   для   7   класса  на  развитие   функциональной   естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА.   Задание 1.  Тип простейшие. Животные,   составляющие   тип   Простейшие,   имеют   сложную   функциональную организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью органоидов   расположенных   в   цитоплазме.   Единственная   клетка   простейшего   ведет независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции простейших   большинство   особей   возникает   в   результате   простого   деления   клетки родительской   особи.   Некоторые   виды   простейших   способны   переходить   в   неактивное состояние,   образуя   споры   или   цисты,   которые,   высыхая,   переносятся   вместе   с   пылью   и частицами   почвы   из   одного   местообитания   в   другое.   Одни   питаются   мельчайшими организмами,   бактериями,   некоторые   являются   хищниками,   пожирающими   других простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на любом   участке   тела,   у   инфузорий   через   особое   отверстие   ­   порошицу.   В   классе жгутиконосцев   имеются   организмы,   способные   подобно   зеленым   растениям   при   участии зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду, превращая их в органические соединения. Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных для питания. Вопрос 1 Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных? __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма. Вопрос 2 Для     того,   чтобы   исключить   случайные   факторы   и   поместили   амебу,   эвглену, инфузорию в разные сосуды   с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике. Через   некоторое   время,   решив   понаблюдать   за   ними   и   обнаружили,     что   только   одно простейшее выжило. Укажите какое.А                    В               С Ответ: В эвглена Вопрос 3 Укажите причину   гибели простейших. А. Потому,  что    в  чистой  прокипяченной  воде      отсутствуют     бактерий  и  другие организмов, которыми они питаются. В. Потому, что стаканы находились на свету С. Потому, что в прокипяченной воде   отсутствует кислород. D. Потому, что  в прокипяченой  воде   отсутствуют питательные вещества. Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.  Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.  Вопрос 3.1 Объясните ребятам, почему погибли простейшие. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.  Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.Библиографический список: 1. UNESCO.   Revised   Recommendation   concerning   the   International   Standardization   of   Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.php­URL_ID=13136&URL   _DO=DO_ Educational TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, р. 19. 2. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. Проспект, 2010. 147 с. 3. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5­ой Международной научно­практической конференции (26­28 марта 20001г.). В 2­х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. С.122­123. 4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. С. 97. 5.   Бабушкина   О.В.  «Формирование   функциональной   грамотности   обучающихся основной   школы:   теория   и   практика   международных   исследований»//Преемственность   в образовании. 2015. №8. С 1. 6. Гельфман   Э.Г.,   Холодная   М.А. Психодидактика   школьного   учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 143 с. 7. Дьюи Джон. Школа и общество.­ Москва, 1924. 254 с. 8.   Вершловский   С.Г.,   Матюшкина   М.Д. Функциональная   грамотность   выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007. С. 32. 9.   Гаврилюк   В.   В. Преодоление   функциональной   неграмотности   и   формирование социальной компетентности // Социологические исследования № 12, 2006. С. 22­23 11.  Фролова, П. И. Философско­методологические основы изучения функциональной грамотности   как   аспект   непрерывного   образования   /   П.   И.   Фролова   //   Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». ­ Омск, 2013. ­ С. 529­532. 12. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.­сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006. 272 с. 13.  История   педагогики   и   образования.   От   зарождения   воспитания   в   первобытном обществе до конца XX века : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова.  М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с. 14. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 245­247 с.15. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика, 1990. № 1. С. 3­17.   Мамышева Нурия Миргалифянона, учитель биологии и химии ГБОУ СОШ им.Н.С. Доровского с.Подбельск м.р.Похвистневский с.Подбельск