Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха
Оценка 4.9

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
08.10.2018
Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха
Опыт работы с использованием верботональной технологии показывает большой положительный результат: дети начинают общаться со слышащими людьми. Занятия с использованием верботонального метода помогают добиться хороших результатов в развитии музыкальных, творческих способностей, развития умение слушать, петь, красиво ритмично двигаться, а, главное умения понятно и правильно говорить, общаться с миром слышащих.
Работа с текстом.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕКСТОВОГО РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ С ИМПЛАНТИРОВАННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ. Елена Анатольевна Босси учитель русского языка и литературы 1 категории . МАОУ СОШ №5 им. Ю.А. Гагарина г. Тамбова. Основной резерв развития речи не в теоретических знаниях и рациональном анализе текста, а в практическом знании языка. Другими словами: «… главная задача не изучение языка, а развитие речи, усвоение языка как средства обучения и орудия мышления». ( Комаров К.В) При   работе   с   детьми   с   кохлеарными   имплантами   важно   подобрать   речевой   материал (слова,   предложения   ,тексты),адекватный   языковым   возможностям   ребенка.   Ребенок может не знать некоторых слов, которые включены в тренировочный материал. Поэтому следует использовать только знакомые для ребенка слова. По мере развития у школьника слухового восприятия с кохлеарным имплантом в слуховую тренировку следует включать новые слова. Среди них также должны быть новые термины, которые ребенок слышит на разных уроках. Предварительно нужно обязательно объяснить значение слова, используя известные ему слова с опорой на чтении. По существу, на этом этапе работа по развитию слухового восприятия  с кохлеарными имплантами   перестанет   быть   только   слуховой   работой.   Она   переходит   на   новый   этап дальнейшего развития системы родного языка так, как у нормальнослышащих детей такого возраста. Основным   средством   развития   слухового   восприятия   речи   у   слабослышащих школьников является работа над текстами. Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и любого объёма проводится в следующей последовательности. 1. Текст 1­2 раза предлагается ученику на слух целиком. После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребёнок. При этом важно стимулировать его не бояться вслушиваться в материал любой сложности и, опираясь на узнанную ситуацию (контекст) стараться понять, о чём говорится в тексте.  После глобального прослушивания текста выясняется, уловил ли ребёнок его основное содержание. 2.   Текст   читается   по   фразам,   которые,   в   свою   очередь,   могут   делиться   на словосочетания   и   слова.   Ученик   слушает   текст,   предъявляемый   ему   за   экраном последовательно,   предложение   за   предложением.   После   прослушивания   каждого предложения ребёнок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу.   Если   ученик   не   решается   полностью   воспроизвести   услышанное,   но   учитель понимает, что ребёнок близок к точному восприятию, фразу можно повторять до 5 раз. При   этом   та   часть   материала,   которая   услышана   и   точно   воспроизведена,   может произноситься учителем без экрана. Подобным образом предъявляются и другие фразы текста. Работа с каждым предложением, вне зависимости от успешности его восприятия на слух,   заканчивается   прочтением   фразы   по   табличке.   После   того,   как   перед   ребёнком открыт весь текст, педагог предлагает за экраном прослушать его название и повторить его. 3.   За   экраном   вновь   целиком   воспроизводится   весь   рассказ.   На   начальном   этапе обучения ребёнок слушает его, опираясь на лежащий перед ним текст. Поскольку важно и полезно, что бы ребёнок следил за чтением учителя, его нужно приучать к этому. Педагог может договориться с ребёнком, что в случае паузы, он будет продолжать чтение сам. После прочтения теста табличка убирается, и ребёнок целиком пересказывает текст. 4. На данном этапе на слух различаются фразы, слова, словосочетания текста в разных комбинациях. В некоторые предложения вносятся изменения (перестановки, дополнения и т.п.). Каждая речевая единица повторяется несколько раз. При сохранении затруднений  целесообразно либо ограничить   «поле выбора» (показать на табличке предложение, из которого   взято   слово,   словосочетание,   предъявляющееся   на   слух),   либо   обозначить ситуацию,   описываемую   в   предложении   словами,   указав   на   картинку,   которой   была заменена табличка с текстом. 5.   Ребёнку   предлагается   ответить   на   вопросы   и   выполнить   задания   по   тексту, воспринятые   на   слух   (при   его   предъявлении   до   3­5   раз).   В   случае   неудачи   вопрос (поручение) повторяется сначала для слухо­зрительного восприятия, а затем – снова на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед ребёнком может быть опора в виде текста рассказа, или сюжетной картинки, макета. Тексты постепенно усложняются ,а также вопросы и задания ,которые предлагаются ребенку при его обсуждении. При первой возможности от опор в виде картинок, табличек и т.п. следует отказываться, и в этом случае этапы работы с текстом станут более компактными. Использование   текстового   речевого   материала   на   занятиях   с   детьми   с  кохлеарным имплантом  способствует формированию  словесной речи как средства общения. Данная   работа   проводится   с   текстовым   материалом   на   занятиях   по   слуховому восприятия, а затем переносится на работу на уроках русского языка и развития речи. Текст для изложения в классе адаптированного обучения по программе II варианта II вида согласно методическим рекомендациям «Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы». Текст №26 О И. Шишкине Вариант 1 ( 5­6 классы) На склоне своей жизни ( в старости) Толстой обрушился ( ругал) на « искусство ради искусства»  (   красота   без   мысли).   К   такому   искусству   он   причислил   и  пейзажную живопись  (   картины   с   изображением   природы).   Репин   решительно   возразил   (   не согласился) ему. Лучшие художники­пейзажисты  ( рисующие картины природы) всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре. Со времён Васильева русский пейзаж будил ( воспитывал) в людях чувство любви к родной земле. Крамской говорил, что картины русской природы помогали человеку стать « лучше, добрее и здоровее». Рядом с Васильевым творил его учитель Шишкин. «   Шишкин   нас   просто   изумляет   своими   познаниями»,   ­   писал   Крамской.   Картины Шишкина  подкупали  (   нравились,   вызывали   симпатию)  современников(   людей   его времени) именно знанием природы. На его огромных  полотнах  ( картинках) изображалась  жизн6ь могучих корабельных рощ ( лес с высокими соснами), тенистых дубрав и раздольных(широких) полей со спелой рожью. Шишкин   был,   если   можно   так   выразиться,   трудолюбивым  прозаиком(писателем рассказов) русского пейзажа. Художник Васильев стал первым поэтом русской природы, и его первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами. ( 156 слов) ( По. Л. Волынскому.» Лицо времени») Задание 1. 1 Прочитайте полный текст, озаглавьте его. 2 Прочитайте словарь ( выделен полужирным курсивом). Следите за  произношением. Задание 2. Заполните таблицу. Ответьте на вопросы и выполните задания. Составьте простой план. 1. 1. Найдите в Интернете портреты русских художников Репина, Крамского, Васильева, Шишкина. Расскажите о картине Ивана Ивановича Шишкина, которая произвела на вас сильное впечатление. 2.Как относился великий русский писатель  Лев Николаевич Толстой к пейзажной  живописи? Согласился ли  с ним великий  русский художник Илья Ефимович Репин? 3.Что воспитывали в людях своим  творчеством художники­пейзажисты, такие,  например, как Фёдор Александрович  Васильев? 4.За что ценил картины русской природы  известный русский художник Иван  Николаевич Крамской? 5.Чем изумляли современников пейзажи  И.И.Шишкина? 6.Что изображал на своих полотнах  И.И.Шишкин? 7.Как можно назвать таких разных  художников, как И.И.Шишкин и  Ф.А.Васильев? 8.Продолжите фразу: « Шишкин был,….». 9.Закночите последнюю фразу: « Художник  Васильев стал первым…». 10.Напишите мини­диктант, используя  выделенный в тексте словарь полужирного  начертания. Задание 3. Перескажите текст с опорой на простой план и словарь диктанта. 1.Сжато (устно)  2.Письменно  Задание 4(дополнительное). Коротко напишите о своём впечатлении от данного отрывка. Какие мысли и чувства  вызывает у вас данный текст? Можно ли назвать художника Шишкина «реалистом­ повествователем русского пейзажа»? Правильно ли художника Васильева называть  «романтиком русской природы»? Литература 1. 2. 3. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н.   «Развитие слухового восприятия  слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II  вида: пособие для учителя в двух частях: ч. 1.» – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,  2004. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. С Пб.: КАРО, 2012. Зуробьян С.А. Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. Москва ВЛАДОС,2014.

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха

Формирование и развитие речевого общения у детей с депривацией слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2018