«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
биология
5 кл—8 кл
10.02.2017
Статья «Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии». Выступление на педагогическом совете школы. В статье раскрывается классификация коммуникативных УУД и механизм их применения на уроках биологии. Также предлагаются пути решения задачи развития и становления коммуникативной культуры учащихся средних классов общеобразовательной школы.
коммуникативные ууд.docx
МКОУ Новомеловатская СОШ
Воронежская область
Калачеевский район
Выступление на педагогическом совете
«Формирование коммуникативных УУД на уроках
биологии»
Подготовила учитель биологии
Пивоварова С.М.
1 2017г.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
биологии.
На сегодняшний день российская система образования претерпевает
реформирование, направленное на разработку педагогических моделей,
адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к
коммуникативной сущности образования как одной из основных идей
Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов
внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу
образования занимаются как ученые, так и практикоориентированые
специалисты.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и
взрослыми. В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД)
коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального
взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами
общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия,
направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий
по достижению общей цели);
2 коммуникация как условие интериоризации (коммуникативноречевые
действия
служат средством передачи информации другим людям и
становлению рефлексии).
К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с
учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила
речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку
зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных
учебнопознавательных задач.
Основной задачей образования является создание оптимальных условий для
формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения,
инициативы, самостоятельности учащегося. При этом очень важны такие
формы работы:
организация взаимной проверки заданий,
взаимные задания групп,
обсуждение участниками способов своего действия,
учебные игры, соревнования,
работа в группах.
Групповая работа школьников предполагает свои правила: нельзя
принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие
тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления
и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины,
но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по
налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно
использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы,
например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию
коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п.
Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна
всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы школьник
3 научился работать не только в индивидуальном, но и групповом,
коллективном режиме необходима организация рефлексии по окончанию
работы в группах. При этом рефлексивная деятельность, как любая другая,
может организовываться как в индивидуальной, так и групповой форме.
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их
коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и
процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало её более эффективной,
тормозило выполнение задания,
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
учет позиции собеседника,
(коммуникация как взаимодействие);
взаимопонимание,
сотрудничество
согласованность действий, соблюдение ролей (коммуникация как
кооперация);
обмен информацией (коммуникация как условие интериоризации);
были равномерно задействованы все уровни.
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники
группы при выполнении задания?
недостаток информации,
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.),
трудности в общении.
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека,
ориентированный на выполнение задания.
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения,
4 единство группы в ходе работы было нарушено.
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы,
нежелание наладить контакт большинства участников группы,
непонимание задачи, поставленной для совместной работы,
сама задача оказалась неинтересной, трудной.
Рефлексивная контрольнооценочная деятельность при организации
коллективноучебной деятельности в группе предполагает включение каждого
учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого
используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать
себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи –
обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Все, что
делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель,
а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных
качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.
процесс рефлексии должен быть
многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью
самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке –
это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая
совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.
Однако,
Решение задачи развития и становления коммуникативной культуры ставит
перед необходимостью организации таких особых коммуникативных
взаимосвязей в образовательном процессе,
которые могут быть
охарактеризованы как диалог. Образование и воспитание духовно развитой,
ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как
особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в
глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность
критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для
взаимодействия понимающих сознаний. Таким образом, диалог, выступает
сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится
приоритетным принципом образования.
5 Также важным инструментом в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий являются ИКТтехнологии. Для этого,
согласно требованиям нового Стандарта, на уроках должны организовываться
следующие виды деятельности:
обмен гипермедиасообщениями. Гипермедиа — это гипертекст, в который
включены графика, звук, видео, текст и ссылки, для того чтобы создать
основу нелинейной среды информации (мультимедиа, Интернет, SMS
сообщения и т.п.).;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция,
форум, блог).
Однако приведенные выше педагогические технологии и формы занятий и
другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания
благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом —
атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей
высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать
других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом
принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного
стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной
культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им
помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Памятка для учителя по формированию и развитию коммуникативных
(и других) универсальных учебных действий:
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего
к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только
понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
6 7
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.