Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.
Оценка 5

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Оценка 5
Педсоветы
docx
биология
Взрослым
01.09.2018
Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.
«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? » Платон В своей практике на уроках биологии я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.
смысловое чтение на уроках биологии.docx
Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии. «Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,  разве разум оратора не должен постичь  истину того, о чем он собирается говорить? » Платон В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового  чтения и владения устной речью. Прием «незнакомцы». При изучении текста учебника прошу выделить в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем мы   выписываем   в  рабочую  тетрадь   и   даем   пояснения.  Например:  впервые встречаются   термины   «органические   вещества»,   «белок»,   «углеводы». Затем   мы   вместе   стараемся   подобрать   к   ним   признак   (прилагательное), отвечающий   на   вопрос   «какой?   какая?»,     для   облегчения   включению   в разговорную речь. «Белок куриный ­ белок животный,  белок соевый ­ белок растительный». Прием «Утраченное словечко». Жалуюсь ученикам, что с написанного на доске текса какие­то злоумышленники стерли часть текста. Прошу помочь восстановить текст с помощью   учебника. Ученики должны в тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы. В дальнейшем такие задания   раздаю   на   карточках,   и   дети   с   удовольствием   выполняют   их   с использованием различных текстов. Это можно использовать и для проверки знаний, когда   пробелы на карточке нужно заполнить по памяти. Например: «Растения   имеют   вегетативные   органы:   корень,   ________,   лист. Генеративными органами называются _______ и плод с семенами». Прием «Чтение наугад».  В тексте или подписях к рисунку заменяю слова из текста химическими формулами, а детям говорю, что их задание случайно   сменилось   заданием   для   9­11   класса.   Задача   учеников   найти   с помощью   текста   учебника   или   дополнительной   литературы   русские   слова, которые нужно вписать в предложенную карточку. Например: « Все живые организмы   при   дыхании   поглощают   О2  (кислород),   а   выделяют   СО2 (углекислый газ)». Прием   «Шпаргалка».  На   первых   уроках   изучения   систематических групп живых организмов, где материал излагается по одному и тому же плану, составляем   схему   краткого   изложения   основного   материала,   используя только   глаголы,   которые   предлагают   дети:  «растут,   состоят   из, размножаются,   бывают,   используются».  Затем   подбираем   из   текста необходимые   понятия   и   составляем   «шпаргалку».   Когда   дети   научатся составлять конспект, используя каркас из глаголов, прошу их по этому плану Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули рассказать   об   изучаемых   растениях   и   показать   на   схеме   или   доске. Записываем информацию в «шпаргалке» с помощью пентаграмм, а потом по ней составляем рассказ.  Например: «КС О (замкнутого типа), 1с – Класс Однодольные, 2с – Класс Двудольные». Прием «Литературный пикник».  По изучаемым темам прошу дома найти крылатые слова и выражения, афоризмы, или стихи. Очень приветствую собственное   литературное   творчество.   Обсуждается   смысл   крылатых выражений и значение литературного произведения. Конкурс «Самый лучший».  ­   сочинения   «Лучшее растение», «Лучшее семейство растений моего огорода», ­  проекты «Отряды животных», где презентуются достоинства группы животных,   значение   и   представляется   художественный   образ:   стих,   песня, сценка; ­   инструкции   и   памятки     «Как   сохранить   фигуру   красивой»,   «Как избежать заражения клещевым энцефалитом», «Как сохранить зрение». Приемы «Сказочные»: ­   сказка  «Как   появилось   семя.  В   растительной   зеленой   стране Цветок жили Принцессы Яйцеклетка и Центральная клетка и Принцы Спермии. Принцессы жили в женском тереме Пестик на нижних этажах в   спальне   Завязь.   Принцы   Спермии   занимали   самые   верхние   покои мужского замка  Тычинка.  Вот  пришло время  принцам  отправляться  в дальнее путешествие за невестами. Полетели они на волшебном корабле Пыльце   и   приземлились   прямо   на   крышу   –   рыльце   женского   терема Пестик. Спустились Принцы вниз по пыльцевой трубке в покои Завязи. Из союза первого Принца с принцессой Яйцеклеткой образовался зародыш – будущее   маленькое   растение.   А   союз   второго   Спермия   с   Центральной клеткой образовал эндосперм – запасную питательную ткань семени. Вот так образовалось семя  в  царстве Цветок». ­ сочинения «Если бы я был амебой (инфузорией, лягушкой)», «Один день из жизни божьей коровки (амурского тигра, и тд),   Тема урока: «Бактерии». 5 класс I. Формирование познавательных УУД на примере урока  5 класс. Тема урока: «Бактерии». Деятельность учителя. Раздаю произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирую группы сменного состава по названию фрукта. Раздаю текст (материал приложения). Раздаю инструкции к групповой работе. Деятельность учащихся. Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули Инструкция Общая часть для всех групп 1. 2. 3. 4. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. Прочитайте текст. Назовите его. Составьте план текста. 1 группа   Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Охарактеризуйте   различные   формы   строения   бактериальных   клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.     Рис. 1. Формы строения бактериальных клеток 2 группа   Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. 3 группа   Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…». Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий. 4 группа Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули  Заполните схему.  Значение бактерий    Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через   5   часов   в   организме   окажется   1024   бактерий.   Как   это   можно объяснить? Задание 2. Деятельность учителя: Предлагаю выполнить задания Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты  сходства и различия.   Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий. бактериальной клетки Рис. 3. Строение растительной и II. Формирование личностных УУД Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся 1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. 3.   Прием   создания   проблемной   ситуации.   В   зависимости   от   содержания учебного материала, психолого­возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Примеры типовых задач по формированию личностных УУД Задание 1. Деятельность учителя. Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули Демонстрирую рисунки                                                                                             Рис. 4. Задаю вопросы: ­ Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? ­ Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? ­ Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? ­ Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. 3. Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру. ­ Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это? ­ Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? ­ Где найти эти знания? ­ Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? Деятельность учащихся Рассматривают   рисунки,   вспоминают   витамины,   химические   элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено   гниению;   предполагают,   что   это   результат   деятельности бактерий,   высказывают   мнение   о   роли   бактерий   –   разрушителей,   облике Земли без бактерий­разрушителей. Высказывают   своё   мнение,   предполагают,   что,   прежде   всего,   необходимо знать   процессы   жизнедеятельности   бактерий,   предлагают   различные источники знаний, выдвигают предположения. Задание 2.   Подготовка   и   защита   творческих   работ   по   теме:   «Значение   бактерий   в природе и жизни человека» (в виде презентаций, сообщений, рисунков.) Формирование коммуникативных УУД Приемы формирования учебных действий. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: коммуникативных универсальных    составь задание партнеру; Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули      отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.  III. Примеры типовых задач по формированию коммуникативных УУД. Деятельность учителя. 1. Демонстрирую микропрепарат. 1. Задаю вопросы:         – К какому царству относят данные организмы? Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? Какие особенности строения бактерий вы заметили? С помощью каких методов можно изучать данные организмы? Где обитают данные организмы? Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата   в   школьной   лаборатории.   С   какими   трудностями   мы встретимся при изготовлении микропрепарата? Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать? 3. Определяю (в процессе диалога) ключевые слова урока и записываю их на доске. Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули Деятельность учащихся Рассматривают   микропрепарат,   вступают   в   диалог;   вспоминают   царства живой   природы,   особенности   строения   клетки,   отмечают   повсеместность распространения   бактерий,   их   маленькие   размеры,   называют   науку бактериологию,   предлагают   варианты   изготовления   микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии. Определяют   ключевые   слова   урока: бактериология, болезнетворные бактерии.       микроорганизмы,   бактерии, Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает   практика,   зачастую   эти   учебные   действия   у   учащихся недостаточно   сформированы.   Примеры   некоторых   приемов   по формированию смыслового чтения. Задание 1. Дополни определение  1. Целлюлоза – вещество придающее…………. 2. Пигмент­ это….. Задание 2.  Какие утверждения верны? («+» или «­») 1.Клетка – основная единица строения живых организмов 2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток 3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор 4. Живые клетки только питаются 5. Клетки одинаковы по форме и размерам 6. Организм человека состоит из клеток «+»________________       «­»___________________ Задание 3 1) Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из  предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.  Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся  последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже  таблицу. ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА Все представители царства Животные  состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих  клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре.  Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции,  называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями»  клетки.    Перечень терминов:   1)  кольцевая ДНК   2)  лизосома   3)   эукариотическая   4)  митохондрия   5)  хромосома   6)   прокариотическая   7)  органоид   8)  хлоропласт   А Б В Г Ответ :       2) Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из  предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.  Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости –  (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной  клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут  быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе  (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…   Перечень терминов:   1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка  5. вакуоль 6. фотосинтез 7. Пластиды Задание 4 1)  Установите соответствие между особенностями строения, функцией и  органоидом клетки Особенности строения, функции                                        Органоид А). Различают мембраны гладкие и шероховатые                1). Комплекс  Гольджи Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей         2). ЭПС В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли Г). Участвует в синтезе белков, жиров Д). Формируют лизосомы А Б В Г Д 2) Установите соответствие между особенностями строения, функцией и  органоидом клетки Особенности строения, функции                                        Органоид А). Содержит пигмент хлорофилл                                        1). Митохондрия Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке                2). Хлоропласт В). Осуществляет процесс фотосинтеза Г). Внутренняя мембрана образует складки ­ кристы Д). Основная функция – синтез АТФ Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули А Б В Г Д Задание 5  Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в  которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они  выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические  веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями  некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В  благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки. Задание 6.  Работа с текстом биологического содержания (текст дан).   Используя   содержание   текста   «Полезные   бактерии»   и   знания   школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Какие условия необходимы для получения простокваши? 2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий? 3)Почему   молочнокислой   бактерии   для   получения   такого   же   количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе? Текст «Полезные бактерии».  Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление орга­ нических   веществ   идёт   без   участия   кислорода.   Бескислородное   окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров полу­ чается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская па­ лочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный про­ дукт.   Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причи­ ной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяс­ нил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному Китаева Л.П. МБОУ СОШ п. Хурмули удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использо­ вал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно доба­ вить   в   свежее   молоко   немного   этих   бактерий,   и   через   несколько   часов   в тёплом помещении из молока получится простокваша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы   молочной   кислоты.   Молочнокислые   бактерии   для   своей   работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содер­ жащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в кваше­ ную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кисло­ рода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кисло­ рода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисле­ ния углеводов. Задание   2.   Используя   содержание   текста   «Полезные   бактерии»   и   знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Какие условия необходимы для получения простокваши? 2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий? 3)   Почему   молочнокислой   бактерии   для   получения   такого   же   количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2018