Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
«Формирование УУД младших школьников
через организацию
проектно–исследовательской
деятельности»
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным
качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам,
становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к
нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в
принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения
пространства педагогического творчества.
Новые стандарты образования поставили перед педагогами новую задачу –
развивать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение
учиться,
Их
сформированность определяет качество познавательной деятельности учащихся в
школе, способствует успешному становлению учебнопознавательной мотивации.
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Самые ценные, глубокие и прочные знания это те, которые добыты самостоятельно,
поэтому так важна проектноисследовательская деятельность обучающихся.
Проектноисследовательской деятельностью я заинтересовалась с 2011 года в ходе
курсовой подготовки повышения квалификации, где нас познакомили с созданием
исследовательских проектов.
Целью своей педагогической деятельности с детьми я ставлю актуализацию и
совершенствование проектно исследовательской деятельности младших школьников.
Моя задача как учителя при этом:
• помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований
через организацию специальных занятий и игр;
• развивать умение работать с различными источниками информации и представлять
результаты своих исследований на публичных выступлениях;
• развивать творческие и интеллектуальные способности младших школьников.
Неизбежно первыми моими помощниками в данном направлении будут
родители.
С первых дней пребывания детей в школе учитель старается преодолеть
обособленность семьи и школы, достичь взаимодействия с родителями, согласовать
семейное воспитание со школьным. Успешным средством преодоления разобщённостисемьи и школы является совместная проектноисследовательская деятельность детей
и взрослых, направленная на развитие исследовательских умений.
Работая над данной проблемой, я изучила и проанализировала множество статей,
которые в дальнейшем мне помогли реализовать ряд исследовательских проектов в
начальной школе.
Урочная деятельность способствует, но не может в полной мере помочь детям стать
настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской
деятельности позволяют дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время,
которые строятся по нескольким направлениям:
– индивидуальная работа:
индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов,
устных сообщений, наблюдений, помощь в подборе литературы;
работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования,
определении круга проблем.
– групповая работа:
работа над организацией исследований, совместных исследовательских
проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей
– массовая работа с детьми:
организация встреч с интересными людьми, экскурсии, походы.
Проектноисследовательская деятельность осуществляется самостоятельно
учащимися под руководством педагогаруководителя. Возможность применения в
работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать
серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его
выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения
поставленной проблемы.
Типы проектов:
1.Творческие проекты (стихи собственного сочинения, исполнение песен, участие в
инсценировках, и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста
проявить и развить свои способности;
Здесь можно представить стихи собственного сочинения, в данном случае по ПДД.
Участие детей в инсценировках, инсценировка музыкальных произведений, исполнение
песен.2. Информационные, предполагающие аналитическую работу с полученной
информацией;
На уроках окружающего мира мы говорили о нашей великой Родине . Так у нас
родился проект Моя малая родина. Ребёнок очень подробно и интересно рассказал и
продемонстрировал все красоты и достопримечательности нашего посёлка.
Тема ОБРЯДЫ нас заинтересовала на изучении модуля Основы Религиозной
Культуры и светской этики.
На уроке литературного чтения в 3 классе мы познакомились с произведением М.В.
Ломоносова «Кузнечик». Я не пыталась перечесть все его дела, хотелось показать
широту его интересов и кругозора. Ну как его называть? Только Ученым. Или
Гражданином, тоже с большой буквы. Так у нас появился проект М.В.Ломоносов
3.Практикоориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и
полезных для окружающих вещей (продукт деятельности), что позволяет ребенку
почувствовать свою социальную значимость;
Мы участвовали в проекте «Покормите птиц зимой». Из различного материала были
изготовлены кормушки. После чего они развешивались на пришкольной территории.
Дети разделились на группы, следуя составленному графику отслеживали, чтобы
кормушки небыли пустыми.
В проекте «Цветочная корзина» группа детей получала карточку с названием
цветка. У каждой группы был свой цветок. Ученики искали информацию о данном
цветке. Какое музыкальное произведение связано с ним, стихотворение, время года, к
какому празднику приурочен данный цветок. В завершении изготавливали цветы из
различных материалов. Данные поделки украшают стены нашей школы.
4.Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и
навыков, исследовательского мышления.
Проект «История Отечества в истории моей семьи» является продолжением проекта
«Моя семья», над которым мы работали в первом классе. Детям было интересно
составить своё родословное древо, узнать имена своих предков и чем они занимались.
В 3 классе мы изучали блок по окружающему миру «История Отечества» у детей
возник вопрос, а как их предки переживали трудные времена в нашем Отечестве.
Возникла проблема: могут ли школьные портфели влиять на осанку ученика? На эти
и другие вопросы мы ответили, работая над проектом «Сколько весит здоровье?»
Группа детей искали информацию о том, как влияет тяжёлый ранец на растущий
организм.
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца у ученика начальной школы 300гЭта работа позволяет формировать целый ряд компетенций
Что позволяет включить в работу детей с разными возможностями. Новый стандарт
педагога обязывает учителя иметь навыки организации инклюзивного
образовательного пространства. Внедрение проектной методики расширяет такие
возможности.
Уже сегодня можно говорить о предметных достижениях обучающихся. Качество
знаний за время реализации исследовательской методики повысилось на 1012%
Многогранными стали личностные достижения учащихся и свидетельство тому
множество грамот в копилке нашего класса
Учебноисследовательская деятельность – это средство повышения учебной
мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование
мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.