«Формирование УУД младших школьников через организацию проектно–исследовательской деятельности»

  • Семинары
  • docx
  • 26.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Иконка файла материала семинар.docx
«Формирование УУД младших школьников через организацию проектно–исследовательской деятельности»             В   стремительно   меняющемся   открытом   мире   главным   профессиональным качеством,   которое   педагог   должен   постоянно   демонстрировать   своим   ученикам, становится   умение   учиться.   Готовность   к   переменам,   мобильность,   способность   к нестандартным   трудовым   действиям,   ответственность   и   самостоятельность   в принятии   решений.   Обретение   этих   ценных   качеств   невозможно   без   расширения пространства педагогического творчества.         Новые   стандарты   образования   поставили   перед   педагогами   новую   задачу   – развивать     универсальные   учебные   действия,   обеспечивающие   школьникам   умение учиться,   Их сформированность   определяет   качество   познавательной   деятельности   учащихся   в школе, способствует успешному становлению учебно­познавательной мотивации.   способность   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию.     Самые ценные, глубокие и прочные знания это те, которые добыты самостоятельно,  поэтому так важна проектно­исследовательская деятельность обучающихся.      Проектно­исследовательской деятельностью я заинтересовалась с 2011 года в ходе  курсовой подготовки повышения квалификации, где нас познакомили с созданием  исследовательских проектов.       Целью своей педагогической деятельности с детьми я ставлю актуализацию и  совершенствование проектно­ исследовательской деятельности младших школьников. Моя задача как учителя при этом:  • помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий и игр; • развивать умение работать с различными источниками информации и представлять  результаты своих исследований на публичных выступлениях; • развивать творческие и интеллектуальные способности младших школьников.     Неизбежно первыми моими помощниками в данном направлении будут родители.         С первых дней пребывания детей в школе учитель старается преодолеть  обособленность семьи и школы, достичь взаимодействия с родителями, согласовать  семейное воспитание со школьным. Успешным средством преодоления разобщённостисемьи и школы является совместная проектно­исследовательская деятельность детей  и взрослых, направленная на развитие исследовательских умений.       Работая над данной проблемой, я изучила и проанализировала множество статей,  которые в дальнейшем  мне помогли реализовать ряд исследовательских  проектов в  начальной школе.    Урочная деятельность способствует, но не может в полной мере помочь детям стать  настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской  деятельности позволяют дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время,  которые строятся по нескольким направлениям: – индивидуальная работа: индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов,  устных сообщений, наблюдений, помощь в подборе литературы; работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования,  определении круга проблем.  – групповая работа:  работа над организацией исследований, совместных исследовательских  проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей  – массовая работа с детьми: организация встреч с интересными людьми, экскурсии, походы.      Проектно­исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно  учащимися  под руководством  педагога­руководителя.  Возможность применения в  работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать  серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его  выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения  поставленной проблемы. Типы проектов:  1.Творческие проекты (стихи собственного сочинения, исполнение песен, участие в  инсценировках, и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста  проявить и развить свои способности; Здесь можно представить стихи собственного сочинения, в данном случае по ПДД.  Участие детей в инсценировках, инсценировка музыкальных произведений, исполнение песен.2. Информационные, предполагающие аналитическую работу с полученной  информацией; На уроках окружающего мира мы говорили о нашей великой Родине . Так у нас  родился проект Моя малая родина. Ребёнок очень подробно и интересно рассказал и  продемонстрировал  все красоты и достопримечательности нашего посёлка. Тема ОБРЯДЫ нас заинтересовала на изучении модуля Основы Религиозной   Культуры и светской этики. На уроке литературного чтения в 3 классе мы познакомились с произведением М.В.  Ломоносова «Кузнечик». Я не пыталась  перечесть все его дела, хотелось  показать  широту его интересов и кругозора. Ну как его называть? Только Ученым. Или  Гражданином, тоже с большой буквы. Так у нас появился проект М.В.Ломоносов 3.Практико­ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и  полезных для окружающих вещей (продукт деятельности), что позволяет ребенку  почувствовать свою социальную значимость;   Мы участвовали в проекте «Покормите птиц зимой».  Из различного материала были  изготовлены кормушки. После чего они развешивались на пришкольной территории.  Дети разделились на группы, следуя составленному графику отслеживали, чтобы  кормушки небыли пустыми.     В проекте «Цветочная корзина» группа детей получала карточку с названием  цветка. У каждой группы был свой цветок. Ученики искали информацию о данном  цветке. Какое музыкальное произведение связано с ним, стихотворение, время года, к  какому празднику приурочен данный цветок. В завершении изготавливали цветы из  различных материалов. Данные поделки украшают стены нашей школы. 4.Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и  навыков, исследовательского мышления. Проект «История Отечества в истории моей семьи» является продолжением проекта   «Моя семья», над которым мы работали в первом классе. Детям было интересно  составить своё родословное древо, узнать имена своих предков и чем они занимались.  В 3 классе мы изучали блок по  окружающему миру «История Отечества» у детей  возник вопрос, а как  их предки переживали трудные времена в нашем Отечестве. Возникла проблема: могут  ли школьные  портфели влиять на осанку ученика? На эти  и другие вопросы мы ответили, работая над проектом «Сколько весит здоровье?» Группа детей искали информацию о том, как влияет тяжёлый ранец на растущий  организм. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца у ученика начальной школы 300гЭта работа позволяет формировать целый ряд компетенций Что позволяет включить в работу детей с разными возможностями. Новый стандарт  педагога обязывает учителя иметь навыки организации инклюзивного  образовательного пространства. Внедрение проектной методики расширяет такие  возможности.    Уже сегодня можно говорить о предметных достижениях обучающихся. Качество  знаний  за время реализации исследовательской методики  повысилось на 10­12%       Многогранными стали  личностные достижения учащихся и свидетельство тому  множество грамот в копилке нашего класса      Учебно­исследовательская деятельность – это средство повышения учебной  мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование  мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.