Игра как фактор познавательной активности
Оценка 4.7

Игра как фактор познавательной активности

Оценка 4.7
Педсоветы
химия +1
5 кл—11 кл +1
04.02.2018
Игра как фактор познавательной активности
Игра как фактор развития познавательной активности. Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих тончайших задатков. Д. Дребель. Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к химии. Интерес к (химии) предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок- основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересными традиционные уроки все чаще проводятся в форме : уроки-игры, уроки- конкурсы, уроки-диспуты и т.д) Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Сегодня она особо значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности , но м самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. Ведущая деятельность школьника- учение. Именно эта деятельность оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психологическое и социальное развитие. Ее компоненты вырабатываются постепенно, поэтому важно использовать такие нормы, которые могли бы служить эмоциональной опорой в процессе обучения, облегчали адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм уже освоенных обучающимися, является игра. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать плен действия. Игра включает в себя все компоненты деятельности, здесь ребенок выступает как субъект, активный участник деятельности. Развлекающие возможности игры рассматривались О.С.Газмана, А.М. Матюшкина, С.А.Шмакова в основном как дидактические игры, что не позволяет максимально использовать возможности игровой среды в качестве фактора развития познавательной (деятельности) активности. Как организовывать игровую среду, которая способствовала бы развитию познавательной активности подростков? Одним из путей- развитие потребности обучающихся в познавательной деятельности. Возникновение потребности связано с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов (см. схему) В подростковом возрасте актуальны потребности в общении, самовыражении и самоутверждении, т.е признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно они должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула я выбрала игру, не как самостоятельный вид деятельности. Игра, подкрепленная проблемно-поисковым, эмоционально- образным и соревновательными стимулами, приобретает привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию резервов личности, развитие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально- ценностных стимулов в различных сочетаниях с обще педагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива. Игровую форму занятиям придает внедрение игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения. Стимулирование учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия: -2- - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В 7-9 классах при изучении и первичном закреплении новых знаний я провожу обучающие игры, в том числе тренинговые. При общении и систематизации знаний использую контролирующие и обобщающиеся как один из видов контроля и обобщения учащихся. Разрабатывая такие уроки необходимо: - продумать методику проведения игры ( это может быть урок полностью или фрагмент урока 10-15 мин.); - ввести в игру элемент соревнования; - уточнить цели проведения игры, составить руководство для ведущего, инструкцию для игроков, подобрать и оформить дидактические материалы; - разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности; - заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры; - создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение учащихся к занятиям и возможность неучастие кого-либо в уроке. В 9 классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными; сюжет- это форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у учащихся развивается воображение, позволяющее создать какой-либо проект и реализовать этот проект путем внешних действий. Интерес к таким играм свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, самопроверке интеллекта. Использую частично- поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач, применяю сюжетно- ролевые и деловые игры. При организации необходимо учитывать следующие условия: - предоставление учащимся инициативы и свободы творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления; - свободный выбор игровых ролей в соответствии с личными возможностями, создание обстановки творческого использования роли; - индивидуальная работа учителя со школьниками для достижения ими успехов в игре; - создание высокого эмоционального напряжения в ходе игры. С 7 по 9 класс использую тренинговые игры как метод эмоционального воздействия, участвуя в них, учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения. Такие педагогические игры требуют от школьников умений расшифровать, распутать, разгадать загадку, проявить смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать, сопоставлять скрытые причины явлений. Это и есть творчество, то что составляет явление познавательной активности. Игровая деятельность- это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Она является условием и средством психического развития индивида. На определенном этапе психического развития подобная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Развитие личности учащихся в учебно- воспитательном процессе происходит лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на их потребности. учителю необходимо знать мотивы учебной деятельности каждого школьника, его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь ввиду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов, склонностей, не даны человеку от рождения. -3- Опыт работы показывает, что на уроках, где используется игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем на уроках где игровая деятельность не вводится. Таким образом, можно сказать, что введение в учебно- воспитательный процесс игровой деятельности положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения. В процессе игры у учащихся формируется важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать и обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения школьников, поэтому недооценивать ее значение, по меньшей мере, нерационально и непродуктивно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018