Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"
Оценка 5

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +2
5 кл—6 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"
Класс: 5-6 Вид: урок формирования умений и навыков. Тип: урок-творчество. Тема урока: “Осень в искусстве”. Эпиграф к уроку (записан на доске) Природа вся полна последней теплоты… А. Толстой Цели урока: создать единое представление об осени; Обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания; Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе. Оборудование: министенды с высказываниями о природе, выставка работ учащихся “Осень”, репродукции картин; магнитофон, аудиокассета “Сборник классической музыки”, аудиозапись песни (караоке) группы “ДДД” “Осень”, телевизор, видеокассета с кинозарисовками об осени.
Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки.doc
Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве" Класс: 5­6 Вид: урок формирования умений и навыков. Тип: урок­творчество. Тема урока: “Осень в искусстве”. Эпиграф к уроку (записан на доске) Природа вся полна последней теплоты… А. Толстой Цели урока: создать единое представление об осени; Обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания; Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе. Оборудование: министенды с высказываниями о природе, выставка работ учащихся “Осень”, репродукции  картин; магнитофон, аудиокассета “Сборник классической музыки”, аудиозапись песни (караоке) группы “ДДД”  “Осень”, телевизор, видеокассета с кинозарисовками об осени. План урока: Содержание этапов урока: Оргмомент Мотивационное начало урока. Постановка цели Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний Этап усвоения новых знаний (задания по группам): осень в лирике осень в музыке осень в живописи осень в кинематографии Задания творческого характера Итоги урока Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. Методы и формы работы: Приветствие Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся Работа со справочной литературой (подготовка сообщений) Индивидуальная форма работы Дифференцированный подход к работе с учащимися Творческие задания Подготовка к уроку: Учащиеся: Должны рассказать о творчестве одного из художников, композиторов, выучить наизусть стихотворение об  осени. Два ученика оформляют “раскладушку” со стихами и картинками об осени. Два ученика готовят выставку сборников стихотворений об осени. Выразительное чтение стихотворения М. Исаковского “Попрощаться с тёплым летом…” Учитель: Приготовить записи композиций о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о  природе. Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им,  рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства. Распределить учащихся заранее по творческим группам: 1­я группа – “лирики” – готовят выразительное чтение стихов об осени. На столе: таблица “Осень в искусстве”, книги о природе, листы бумаги, ручки. 2­я группа – “художники” – знакомят с биографией художников, пишущих о природе. На столе: таблица “Осень в искусстве”, листы бумаги, карандаши. 3­я группа – “композиторы” ­ знакомят с биографией композиторов, пишущих о природе. На столе: таблица “Осень в искусстве”, портреты композиторов, листы бумаги, ручки. Оформить класс: полукругом расставить парты для трех групп.  Оргмомент. Мотивационное начало урока. ХОД УРОКА Слово учителя: Осень, осень: “Что в ней хорошего?” ­ спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…  Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно  всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова? Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по­своему показал её в своих  произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе. В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке. В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная. Осень в искусстве Литература Живопись Музыка Осень в литературе ­ Ребята, какие стихи об осени вы знаете? Работа 1­ой группы. Чтение стихотворений. А. С. Пушкин “Унылая пора…” С. Есенин “Нивы сжаты, рощи голы…” Ф. И. Тютчев. “Но птички отпели, цветы отцвели…” И. А. Бунин “Лес, точно терем расписной…”. ­ Кто же “главный герой” в произведениях? Чем привлекает осень поэтов? Рекреационное занятие (физкультминутка). ­ Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу,  теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз  (садитесь на место). Осень в живописи ­ Есть ли связь между писателями и художниками? Можно ли проиллюстрировать природу? Как мы называем картины, на которых изображена природа? Работа 2­ой группы. Краткие сведения о Левитане, Саврасове, Грабаре, Волкове. Просмотр репродукций художников. ­ Посмотрите на репродукции с картин художников. Какие же основные цвета в пейзажах? Каким чувством наполнены картины? Какое настроение передают нам авторы? Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли. Наша группа художников также подготовила выставку картин об осени, обратите внимание на них. Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке. Осень в музыке ­ Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в  музыкальных циклах “Времена года”, Шопен и другие. Работа 3­ей группы. Краткие сведения о Чайковском, Вивальди, Шопене, Паганини, Моцарте. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. ­ Какое настроение вызывает данная музыка (А. Вивальди “Времена года”, Чайковский “Октябрь”)? Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё. ­ Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные. Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и  свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой. Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание. Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно. Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели. ­ Какие песни об осени вы знаете? Предлагаю спеть песню из репертуара группы “ДДД” “Осень”. ­ Спасибо за выступления. Оценка работ групп (оценивают сами ребята, поясняют ответ). Задания группам: 1. “Осенние листья”. (На столе учителя композиция из листьев, веток) ­ Осенью природа отдыхает, задумывается… Посмотрите на эти листья! “Лирики”, попытайтесь словесно нарисовать картину “Осенний букет”. “Художники”, зарисуйте листья с натуры. “Композиторы”, напишите, какая музыка звучала бы в произведении об осенних листьях? (Раздаются карточки с  заданиями). Во время выполнения задания звучит волшебная музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Октябрь”). Защита творческого проекта “Осенний букет”. 2. Анализ стихотворения М. Исаковского “Попрощаться с тёплым летом…” Выразительное чтение стихотворения. Анализ стихотворения по строфам. “Лирики” наблюдают, каким видится мир в стихотворении. “Художники”– цвет, свет. “Композиторы”– звуки, запахи. Анализ стихотворения. 1. Мир ­ чистое поле, овины, одинокий человек, вдали видны рябинки. Цвет ­ тёплые золотые с добавлением алого, сумерки. Звуки, запахи­ лёгкий ветерок, запах свежего сена. 2. Мир – день, земля, небо, дороги, стог сена, вдали деревенька. Цвет­ серый, голубой, желтый. Звуки, запахи­ тишина, запах хлеба, сена. 3. Мир – травы, хаты, рощи, небо, журавли. Цвет­ тускло­зелёный, серый, желтоватый.. Звуки, запахи­ звуки ближнего села, лай собак, курлыканье журавлей, запах дыма. 4. Мир – поздний вечер, почти ночь, река, герой, Цвет – темнота, свет звезд. Звуки, запахи – всплеск реки, запах реки. ­ Перечислите приметы осени, увиденные автором ­ Подчеркните в тексте наиболее выразительные, на ваш взгляд, эпитеты. Вывод: Меняет все в природе, хочется тишины, покоя. Герой прощается с осенью без сожаленья и печали.  Краски сгущаются, становится темнее, тише, печальнее. ­ Попробуйте описать, с чего для вас начинается осень. С какой картиной (находящейся в кабинете) перекликается данное стихотворение? (Е.Е. Волков “Октябрь”). 3. Осень в кинематографе. Скажите, ребята, а какой вид искусства вам еще знаком? Кино, кинематография. Посмотрите, пожалуйста, как изменилась природа, какими красками пестрит земля! Просмотрите телевизионные зарисовки “Осенняя сказка”. Задание: “Лирики” – какое стихотворение вы бы прочитали за кадром экрана? “Художники” – какие краски вы бы добавили в зарисовку природы? “Композиторы”– какая музыка могла бы быть за кадром, как она должна звучать? Итог урока: Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка  таблиц). Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, кинематографа в создании образа осени. Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что­нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя  людей прекрасным зрелищем. Оценки за работу выставляют, комментируя, руководители групп. Объяснение домашнего задания. Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о наблюдениях в  домашнем сочинении­миниатюре “Осенняя картина” (5­6 предложений). Спасибо за урок!

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018