Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)
Оценка 4.6

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +2
6 кл
01.04.2017
Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)
Интегрированный урок «О красоте земной в творчестве П.И.Чайковского и М.М.Пришвина» проверяет, закрепляет и расширяет знания учащихся по творчеству М.М.Пришвина и П.И.Чайковского, способствует познанию природы детьми, вводит учащихся в мир образного языка искусства, показывает взаимосвязь природы и музыки, развивает наблюдательность и пытливость в отношении к родной природе.
Конспект урока.docx
Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО. Тема урока: «О красоте земной в творчестве П.И.Чайковского и М.М.Пришвина». Цели:  1.Обучающая:  проверить,   закрепить   и   расширить   знания   учащихся   по   творчеству М.М.Пришвина; способствовать познанию природы детьми;  ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;  2.Развивающая:   развивать   наблюдательность   и   пытливость   в   отношении   к   родной   природе; помочь   учащимся   почувствовать   музыку   природы,   внутренним   зрением   увидеть   природу   в музыке.  3.Воспитывающая:   воспитывать   бережное   и   заботливое   отношение   к   окружающему   миру, стремление защитить его. Оборудование:  компьютер, видеоаппаратура, видеокассета «Времена года» П.И.Чайковского, проигрыватель,   портреты   А.С.Пушкина,   П.И.Чайковского,   И.И.Левитана,   М.М.Пришвина, И.И.Шишкина,   выставка книг, тексты очерков, рисунки учащихся (иллюстрации к очеркам) и творческие работы (мини­сочинения). Подготовка учащихся к уроку: ­ прочитать миниатюры М.М.Пришвина из «Времён года»: «Голубые тени», «Красные шишки», «Осинкам холодно», «Поздняя осень», «Деревья в снегу»; ­   повторить   из   теории   литературы   изобразительно­выразительные   средства   языка   (что   такое метафора, сравнение, эпитеты, олицетворение); ­ создание мини­сочинений по собственным наблюдениям за природой в разные времена года; ­ подготовить небольшие сообщения о каждом месяце года (консультация учителя музыки); ­ выполнить зарисовки (рисунки) к миниатюрам М.М.Пришвина. Ход:                                                                                             Природа – вечный образец искусства. 1.Орг. момент. 2.Сообщение темы и целей урока. 3. Вступительное слово. Учитель   литературы:  Сегодня   у   нас   необычный   урок.   Наше   внимание   будет   обращено   к фортепианному   и   литературному   циклу   «Времена   года».   В   этих   миниатюрах   отражено настроение   сезона   –   весенняя   свежесть,   летнее   раздолье,   осенняя   грусть   и   зимние   грёзы. Композитор   П.И.Чайковский   и   писатель   М.М.Пришвин   вложили   в   них   всю   свою   огромную любовь   ко   всему   родному   –   к   русскому   человеку,   русской   природе,   русскому   складу   ума, русским обычаям. Михаил Пришвин  – тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени. На уроке мы обсудим и ваши творческие работы. Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны, наполнены звуками и ароматами, то есть   всё   многообразие   окружающего   мира   писатель   переносит   средствами   языка   в   свои небольшие   зарисовки.   Но   этим   не   ограничивается   богатство   его   очерков.   Они   насыщены чувством и мыслью автора и, следовательно, носят лирико­философский характер. Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, – самое любимое время года   для   М.М. Пришвина.   Он   даже   придумал   образное   выражение   –   весна   света,   – символизирующее радость жизни. 4.Работа по теме урока. Раздел «Весна». Миниатюра «Голубые тени» ­ Что описал Пришвин? ­ Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые? (цветовые) ­ Назовите   их.   (пороша;   сверкающие   блёстки;   солнце;   сверкающая   пороша;   голубой   и прекрасный). ­ Какими красками наполнена картина? ­ «Перед нами во всём великолепии предстаёт солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег с полей и с лесных полян». Что вы можете сказать об авторе этих строк? (что он человек добрый и   любит   всё   живое   на   земле.   У   него   даже   кустик   старого   полынника,   репейника,   былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными). ­ Почему в тексте рядом стоят два слова: «голубой» и «прекрасный»?  ­ Давайте посмотрим, какие художественно­изобразительные средства использует писатель. ­ Какие сравнения и с какой целью приводит писатель? ­ Какого цвета бывают тени? От чего зависит их цвет? ­ Как относится автор к тому, что он видит?  Вывод:  в нескольких лирически окрашенных строчках Пришвин создаёт живописную картину весеннего дня, используя выразительные языковые средства. ­ А как вы описали в своих мини­зарисовках весну?                                 (дети зачитывают свои миниатюры о весне)  Учитель музыки: (читает стихотворение под звуки музыки) «Тихо, тихо, сядем рядом – Входит музыка в наш дом В удивительном наряде,  Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной,  Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки,  Тают в дымке голубой. Это ­ музыка торопит  И ведёт нас за собой». Музыка,   которая   сейчас   звучала   и   к   которой   мы   сегодня   пришли   в   гости,   написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло очень­очень давно. В Петербурге, где долгое время   жил   П.И.Чайковский   издавался   журнал,   который   назывался   «Новеллист»­   от   слова «новелла» ­ что значит  небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере   читателей   ждал   приятный   сюрприз:   ноты   музыкальных   пьес   для   рояля,   сочинённых П.И.Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов,   12   музыкальных   пьес.   Все   они   потом   были   объединены   в   альбом   красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой. (Сообщения учеников) «Март» Музыка первого месяца весны называется  «Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень   похожа   на   разливающиеся   над   полями   трели   жаворонков.   Сама   песня   светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. У   русского   художника   Левитана   есть   картина,   которая   называется  «Март».  Как удивительно   похожи   эти   произведения:   музыкальная   пьеса   П.   И.   Чайковского   и   картина Левитана.   Как   композитор   в   звуках,   художник   в   красках   постарался   передать   звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла,   которого   ещё   немного   в   этот   мартовский   день.   Но   уже   греют   солнечные   лучи,   уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны. «Апрель» Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой­то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. «Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,  И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь, правда, что это весна?». «Зелёная   ножка»,   ну   конечно,   это   цветок.   Первый   цветок   весны,   маленький   голубой подснежник.   О   нём   и   рассказывает   нам   музыка   «Апреля».   Вот   он   выглядывает   из   –   под тающего   снега,   качает   головкой   на   лёгком   весеннем   ветерке,   и   неяркое   весеннее   солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. «Май» Музыка   «Мая»   грустно   задумчивая.   Композитор   назвал   её  «Белые   ночи».   Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато­синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А.С.Пушкина есть такие   строки   о   времени   белых   ночей,   когда   сероватый,   волнующий   свет   наполняет   улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным. «Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный,  Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады,  И ясны спящие громады Пустынных улиц». Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П.И.Чайковского. Музыка «Мая» не рисует   никаких   изображений,   не   рассказывает   ни   о   чём   определённом.   Главное   в   ней   – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи. 5.Раздел «Лето». Миниатюра «Красные шишки». (Анализ миниатюры по вопросам учителя литературы: выявление образов, нахождение языковых средств, наблюдение за настроением очерка, слогом писателя, звуками и красками, которые использует автор и т.д.)                                        (Чтение творческих работ учащихся) Учитель музыки: (Сообщения учеников) «Июнь» Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», по­итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко­ далеко. Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу». Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и, кажется, что сам   сидишь   в   лодке,   а   она   плывёт,   чуть   качаясь,   то   ли   от   ровных   ударов   вёсел,   то   ли   от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето. «Июль» Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора. Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал   её  «Песня   косаря».   Она   мужественная   и   энергичная.   Идут   по   полю   косари. Ослепительно   вспыхивают   на   солнце   лезвия   из   кос.   А   шаг   под   песню   становится   особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей. «Август» Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатва» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка «Жатва» хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем «Песня косаря». Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых   колосьев   спелой   ржи,   слепящими   молниями   вспыхивают   на   солнце   косы   и   серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете. Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский. «Он желал бы всеми силами души,                                     Он хотел, чтоб музыка была                  Чтобы музыка его распространялась,                                    Утешеньем, радостью, подмогой. Чтоб она баюкала в тиши,                                                                      Пусть музыка всегда живёт, Чтобы с нею вместе улыбались,                                                      И радость всюду побеждает! Чтоб она печали отвела,                                                                           Пусть сердце русское поёт! Напоила путника в дороге                                                     Чайковского повсюду знают 6.Раздел «Осень». Миниатюра «Осинкам холодно». ­ Как Пришвин описывает наступление осени? (стало холодно и осинки вышли, как будто  погреться на опушку; сравнение) ­ Какие слова здесь являются ключевыми? (разноцветные, вышли погреться) ­ Пришвин рисует словами картину наступления изменений в природе – от тепла к похолоданию, и это всё заключено всего лишь в двух словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке елового   леса.   А   при   помощи   сравнения   (как   будто   им   там…)   усиливается   впечатление   от наступления осени. Образы очень яркие. Есть и второе сравнение. Какое? («как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках») ­ Создаётся ещё один сюжет, теперь из жизни людей. Миниатюра «Поздняя осень». ­ Какие образы мы может выделить в этой миниатюре? (берёзка с золотыми листиками, «как обмерла, так и осталась»; «рябина сморщится и станет «сладкой»», муравей, стрекоза). ­   Какое   сравнение   использует   писатель,   говоря   об   осени?   («…как   узкий   путь   с   крутыми поворотами»). ­ О чём говорит это сравнение? (о том, что осенью погода очень изменчива). ­ Как действует поздняя осень и ранняя весна на настроение человека? (осенью человек думает: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь». А ранней весной он получает радость без всяких заслуг: «...придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье»).                                      (Чтение мини­сочинений об осени) Учитель музыки:                                      (Сообщения учеников) «Сентябрь» Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого,   громкоголосого   рога.   И   сразу   же   за   этим   сигналом   в   музыке   слышится   скачка   ­ стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота» «Октябрь» Октябрь­это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая ­ невидная   собой,   в   лоскутьях   опадающей   листвы,   грустная,   с   тихим   плачем   мелкого   дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. Пьеса  «Октябрь» называется ещё  «Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт ­ и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают. «Унылая пора, очей очарованье», ­ писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников ­ краски, у поэтов ­ слово, у композитора – только звуки. Но ими   можно   прекрасно   рисовать   природу.   Так   же,   как   это   делает   в   своей   музыке   П.   И. Чайковский. «Ноябрь»  Хотя   ноябрь   ­   это   последний   месяц   осени,   в   России   в   это   время   приходит   зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке». Слушаешь её, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, ­ белые просторы, звенят   под   дугами   колокольчики,   и   раздаётся   протяжная   ямщицкая   песня.   Музыка   словно передаёт   нам   чувства,   которые   вызывает   у   путника   песня   ямщика,   его   грустные   думы   и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков. «Кто долго жил в глуши печальной  Друзья, тот, верно, знает сам, Как сильно колокольчик дальний Порой волнует сердце нам». Так писал А. С. Пушкин. 7.Раздел «Зима». Миниатюра «Деревья в снегу». ­ Какие образы использует писатель в этой миниатюре? ­ Назовите сравнения. ­ Назовите новый для вас образ. (тишина) ­ Почему вы так решили? (в зимнем лесу очень тихо: не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят, потому что на них много снега). ­  И   в   этой   тишине   у   человека   появляются   мысли,   уводящие   в   сказочный   мир.   Какие   же? («Отчего... они (фигуры из снега) ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» Так тихо, что, когда полетел снег, казалось, был слышен шёпот снежинок). ­ В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно весеннего, устанавливается таинственная, снежная тишина. Годовой круговорот завершился.                                                   (Чтение мини­сочинений) Учитель музыки:                                                      (Сообщения учеников) «Декабрь» Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется  «Святки». Святки ­ старинный   праздник   перед   Новым   годом.   Музыка   декабря,   не   рассказывает   нам   именно   о святках.   Это   просто   вальс.   Красивый   вальс,   который   можно   слушать,   а   можно   под   него   и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный.  расставаться ­ всегда грустно. А вальс этот в альбоме «Времена года» последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго­долго ещё звучать для каждого из нас. Ведь «Январь» Первой   пьесе   альбома   П.   И.   Чайковский   дал   ещё   одно   название  «У   камелька». «Камелёк» ­ уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой   огонь,   угасающий   в   камине   или   в   печке,   чувствуешь,   как   тепло   от   горячих   углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём­ то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно. Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней – Не спугнуть бы нам его. Что   нарушило   тёплый,   уютный   покой?   Может   быть,   в   сказке,   которую   бабушка рассказывает   в   сумерках   своим   внукам,   говорится   о   чём­   то   тревожном   и   таинственном? Затихает, успокаивается музыка ­ улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере. «Февраль» «И от грусти, и от скуки  Могут вылечить нас всех Озорных мелодий звуки,  Песни, пляски, шутки, смех. Золотой волшебной рыбкой Может музыка блеснуть И по­дружески, с улыбкой Вдруг в глаза нам заглянуть. Может песней – полусказкой Нас, шутя развеселить И рассыпаться вдруг пляской,  В хороводе закружить». Каждый   знает,   что   такое  масленица.   Это   весёлый,   яркий,   шумный   праздник.   Всюду слышны   песни,   пляски,   смех.   Народ   провожает   зиму.   Во   время   масленицы   пекли   румяные масленые блины ­ круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё ­ словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по­ настоящему весёлая пляска. 8.Итог урока. 9.Выставление оценок. 10.Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем: 1. Моё любимое произведение М.М.Пришвина. 2. Миниатюры «Времена года» и музыка. 3. Каким я представляю себе М.М.Пришвина. 4. Прогулка в лес (в поле, на речку...). (На основе личных наблюдений и впечатлений.). 5. Чем интересны «Времена года» Чайковского?

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017