Интегрированный урок "Женский и мужской образ в искусстве"
Ход урока
1. Представление темы
Человек, его деяния, мысли и чувства являются главной темой в искусстве. Сегодня мы поговорим о создании мужского и женского образов в художественном произведении.
Мы разные – мужчины и женщины. Взгляните на картину Пикассо «Девочка на шаре». Она как раз об этом.
Художник изображает бродячую труппу акробатов. Он сопоставляет две фигуры - хрупкую, балансирующей на шаре девочку и массивного, неподвижно сидящего на кубическом основании атлета. Они такие разные и в тоже время в картине явно звучит лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.[2]
2. Постановка цели урока (учитель ИЗО).
<Презентация. Слайд 2>
Наша цель разобраться, что означают понятия «женственность» и «мужественность», какие качества они в себя включают.
Как это отображается в искусстве, то есть какими художественными средствами создается образ мужчины и женщины?
Интегрированный урок "Женский и мужской образ в
искусстве"
1. Представление темы
Ход урока
Человек, его деяния, мысли и чувства являются главной темой в искусстве. Сегодня мы поговорим о создании
мужского и женского образов в художественном произведении.
Мы разные – мужчины и женщины. Взгляните на картину Пикассо «Девочка на шаре». Она как раз об этом.
Художник изображает бродячую труппу акробатов. Он сопоставляет две фигуры хрупкую, балансирующей на
шаре девочку и массивного, неподвижно сидящего на кубическом основании атлета. Они такие разные и в тоже
время в картине явно звучит лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает
тяжелый труд артиста.[2]
2. Постановка цели урока (учитель ИЗО).
<Презентация. Слайд 2>
Наша цель разобраться, что означают понятия «женственность» и «мужественность», какие качества они в
себя включают.
Как это отображается в искусстве, то есть какими художественными средствами создается образ мужчины и
женщины?
3. Определение понятия (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 3>
Русская литература создала удивительные образы женщин и мужчин. Знакомство с ними нам предстоит на всех
уроках. Но сегодня мы поговорим об истоках образов.
Что такое образ? Как вы понимаете это слово?
Образ в литературе, в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму
конкретного, индивидуального явления; в художественном произведении: тип, характер. [3]
4. Истоки (учитель литературы).
Славянская мифология, устное народное творчество, древнерусская литература.
Выразительное чтение славянского мифа «Люди»
5. Женщина (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 4>
Какие древние корни можно выделить в этом слове?
Жена и щи.
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово жена?
Жена
Семья
Дети
Понимание
Любовь
Дом.
Какие ассоциации возникнут, если вы слышите слово «щи»?
Щи
Дом
Уют
Счастье
Добро
Сытость.
6. Мужчина (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 5>Какие корни выделяются в этом слове?
Муж и чин.
Какие ассоциации будут возникать к первому корню?
Муж
Любовь
Поддержка
Опора
Защита.
А ко второму корню?
Чин
Деньги
Благополучие
Патриотизм
Мужество.
Итак, уже в самих словах заложена основа для понимания, что есть женщина и что есть мужчина.
7. Устное народное творчество (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 6>
Недавно мы с вами познакомились с русскими былинами. Сегодня мы вспомним фрагмент фильма «Садко». [4]
Задание: опираясь на материал фильма, определить, какими качествами характера обладали Садко и Лада.
Лада.
Любящая
Верная
Решительная
Поддерживает любимого
Дает мужчине уверенность в себе.
Садко.
Любящий
Мужественный
Целеустремленный
Умеющий держать слово
Верный в дружбе и в любви.
8. Живописные средства, помогающие создать художественный образ (учитель ИЗО).
Мы определили словесное содержание женского и мужского образов. А как художники создают мужской и
женский образ в своих произведениях? Какие живописные средства они используют?
Давайте посмотрим на картины художников, где создан яркий мужской или женский образ.
<Презентация. Слайд 7>
Перед вами картина Виктора Васнецова «Богатырский скок». Какие качества мужского характера отразил
художник?
(сила, храбрость, решительность…)
А что вам помогло определить замысел работы, только лишь грозное выражение лица, мужественная фигура и
богатырские доспехи? Какие средства использует художник для создания образа?
(тревожные краски неба;
конь, вставший на дыбы;
диагональное построение композиции, подчеркивающее неукротимое движение)
<Презентация. Слайд 8>
Михаил Врубель «Царевналебедь».
Картину «ЦаревнаЛебедь» очень любил Александр Блок. Он посвятил ей свои строки:
«Дали слепы, дни безгневны,
Cомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Что мгновенные бессилья?Время легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Cнова полетим!»
Таинственный, загадочный образ сказочной царевны. Какие средства живописи помогают создать этот образ?
(мерцающие, переливающиеся краски на переднем плане;
блики света на белоснежном оперении;
образ распахнутых крыльев – царевна вотвот улетит, исчезнет;
таинственные огни скалистого острова на дальнем плане)
<Презентация. Слайд 9>
Константин Васильев – советский художник конца 20 века. Художник театральный, поэтому все его работы
похожи на маленькую пьесу.
Как бы вы назвали эту картину?
«Ожидание»
Символом чего является свеча?
(надежда, душевный огонь, любовь)
9 . Нравственный идеал в древнерусской литературе (учитель литературы).
Древнерусская литература тоже создала нравственный идеал человека. «Повесть о Петре и Февронии
Муромских» является тому ярким доказательством.
Задание: у вас на столах лежат листочки с эпизодами древнерусского произведения. Ваша задача: прочитать
предложенные эпизоды и записать те черты характера героя, которые отражены в них.
Работа с эпизодами:
Княгиня Феврония.
1.Мудрость Февронии
2.Сама вершит свою судьбу.
3.Умеет противостоять сплетням, наветам. Сильная. Любовь творит чудеса.
4.Любящая.
5.Верна долгу.
Князь Петр
1.Защитник, патриот, мужественный.
2.Осторожный, хочет быть абсолютно уверенным в женщине.
3.Доверие к жене, любовь.
4.Любовь творит чудеса.
10. Итоги.
<Презентация. Слайд 10>
Какие черты характера ценили наши предки в женщине? А в мужчине?
Человек Древней Руси жил чувствами.
А какие черты характера женщины и мужчины современны сегодня? Какие черты вы хотели бы воспитать в
себе?