Использование метода проектов с целью повышения познавательной активности обучающихся на уроках цикла.
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
биология
Взрослым
13.02.2017
Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка
выступление шмо 12.01.17.docx
Использование метода проектов с целью повышения познавательной
активности обучающихся на уроках цикла.
Постановка проблемы
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который
предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев
педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в
стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос,
каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
У Сухомлинского В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность это безделье за партой,
безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит
человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к
биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний.
Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ).
Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство обучающихся из
социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в возможности продолжения учебы
в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке они проявляют интеллектуальную
пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика
учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?
Причины появления проблемы
трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;
не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии;
слабая поддержка семьи.
Актуальность проекта
Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных
проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что процесс обучения
проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития
познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в
развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы
можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка,
тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная,
экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития
российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и
адаптироваться к новым условиям. Развитие познавательной активности является средством
достижения более глобальной цели развитие личности ребенка способной к творчеству и
самоопределению.
Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии
и во внеурочное время.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности учащихся на
уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения,
мотивирующих познавательную активность учащихся.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является повышение качества
обучения биологии путем применения современных педагогических технологий для активизации
познавательной деятельности учащихся.
Задачи проекта:
Изучить методологию проблемы.
Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в в
современном образовании.
Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку
деятельности, согласно полученным результатам.
Проанализировать как различные формы и методы обучения способствуют активизации
познавательной деятельности на практике.
Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования
интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности
обучающихся.
Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
биологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся через деятельностный
подход при использовании различных форм и методов обучения.
Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материальнотехнические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием
Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы,
раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные
презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес
школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей
учительской деятельности.
Этапы проекта:
Первый этап подготовительный (июльавгуст) – информационноаналитическая деятельность,
теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений,
определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.
Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2013г. март) практическая организация
работы по повышению познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное
время. Работа по плану реализации проекта.
Третий этап – итоги проекта (апрельмай) уточнение и обобщение результатов проекта,
анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.
Конечный продукт:
1. Повышение познавательной деятельности у учащихся.
2. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения,
повышающих познавательную деятельность
3. Наличие исследовательских работ учащихся.
4. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности,
овладение навыками саморефлексии.
5. устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
1. Увеличилась мотивация к обучению у обучающихся.
2. Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня.
3. Увеличилось оснащение учителя методической литературой.
Прогноз возможных трудностей
и их коррекция:
Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не
позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и
осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция:
стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ
найденного материала.
Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной,
недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического
отношения к получаемой информации.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении
материала учителем.
Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в
целом и на уроке в частности.
Список литературы:
1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. 2006. №2. с. 3436
2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка
уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение,
1983. – 96 с.
5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования. М., 2001
6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”
// Открыт. школа. – 1998.
7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. М.: АПН РСФСР,
1961. 93 с.
Использование метода проектов с целью повышения познавательной активности обучающихся на уроках цикла.
Использование метода проектов с целью повышения познавательной активности обучающихся на уроках цикла.
Использование метода проектов с целью повышения познавательной активности обучающихся на уроках цикла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.