Использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Оценка 4.7

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
биология
5 кл—11 кл
19.11.2018
Использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Применение ИКТ на уроках биологии является одной из форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное. В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано, на мой взгляд, использование компьютера.Широкое использование ИКТ делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
использование современных образовательных технологий на уроках биологии.docx
1 Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и   перспективным   потребностям   личности,   общества   и   государства   всегда   был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих воспитанников здоровыми, физически   развитыми,   умеющими   контролировать   свою   деятельность,   адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания. С   переходом   на   ФГОС   II   поколения     мною   была   определена   программа, реализованная в УМК « Сфера жизни», который   построен по концентрическому принципу  и  создан под редакцией Николая Ивановича Сонина. Сегодня я хочу поделиться опытом использования современных образовательных технологий   на   уроках   биологии,   но   в   большей   степени   хочу   рассказать   об использовании   ИКТ   в   учебном   процессе   в   соответствии   с   выбранной   мною программой. Применение   ИКТ   на   уроках   биологии   является   одной   из   форм   преподавания   в современном   образовании,   способствующих   не   только   развитию   личности,   но   и повышению   мотивации   учащихся   к   изучению   предмета.   Поэтому,   идя   в   ногу   со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своего предмета, реализуя  при этом следующие цели и задачи: 1. Развитие   личности   учащегося,   его творческого   мышления,   формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации                              2.   Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: готовить   учащихся   средствами   информационных   технологий   к самостоятельной познавательной деятельности  3.Мотивация учебно­воспитательного процесса: ­   повышение   качества   и   эффективности   процесса   обучения   за   счет   реализации возможностей информационных технологий,  выявление и использование стимулов активизации познавательной     деятельности.  Поставленные   цели   и   задачи   заставили   меня   изучать   методические  приемы применения   компьютерных   технологий   на   уроках,   которые  позволили   бы сохранить   увлекательную   форму   подачи   материала   и   одновременно   создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.                               Направления и возможности использования ИКТ Познакомившись   и   изучив   большое   количество   методического   материала,   в   том числе   и   помещенного   в   сети   ИНТЕРНЕТ я   пришла   к   выводу,   что   обучение   с помощью   ИКТ   —   это   не   только   сообщение   новой   информации,   но   и   обучение приемам   самостоятельной   работы,   самоконтролю,   взаимоконтролю,   приемам 2 исследовательской   деятельности,   умению   добывать   знания,   обобщать   и   делать выводы,  фиксировать главное.  В изучении школьного курса  биологии я   выделяю несколько основных направлений, где оправдано, на мой взгляд, использование компьютера: ­ наглядное представление объектов и явлений микромира; ­изучение биохимических процессов; ­изучение природных процессов и явлений; ­моделирование биологического эксперимента;   ­система тестового контроля; ­изучение   исторических   фактов,   связанных   с   великими   открытиями     ученых   в биологии; ­изучение биографии великих людей, внесших большой вклад в развитие биологии; ­знакомство   с   современными   достижениями   в   медицине,   сельском   хозяйстве, биотехнологии; ­формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни; ­ организация внеурочной деятельности по предмету; ­ подготовка к ГИА. Широкое   использование   ИКТ   делает   обучение   более   наглядным,   понятным   и запоминающимся. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды. Но   я   считаю,   что   главное   достоинство   компьютерного   проектирования   на   уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных  биологических  процессов, таких   как   фотосинтез,   биосинтез   белка,   митоз,   мейоз   и   других   сложных биохимических процессов, которые скрыты от глаз наблюдателя.  которые   картины,   анимации,  электронные   продукты, Формы использования ИКТ При подготовке и проведении занятий по биологии  на различных ступенях обучения я использую различные формы  ИКТ, а именно: готовые   позволяют   интенсифицировать деятельность преподавателя и учащегося,   позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. К ним относятся:  Мультимедийные учебники (демонстрационные средства (слайды, атласы, рисунки в   учебнике, ,энциклопедии,электронные справочники др. Мультимедийные   презентации,  использование   которых   позволяет   представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией ,что позволяет заложить информацию не только в фактографическом,   но   и   в   ассоциативном   виде   в   долговременную   память учащихся. Презентация ­ форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут   видеозаписи) 3   схемы,   рисунки,     аудио­   и   иллюстрации, быть   представлены   таблицы, видеоматериалы. Если   презентация   ­   творческая   работа   учащегося   или   группы   учеников,   то необходимо как можно более точно сформулировать ему цель работы, определить контекст   работы   в   структуре   урока,   обсудить   содержание   и   форму   презентации, время   на   ее   защиту.     С   презентацией,   созданной   учеником,   необходимо познакомиться  заранее, особенно если она играет большую роль в уроке. Учащиеся с интересом   включаются   в   такую   работу,   что   активизирует   их   познавательную деятельность. Электронные версии мультимедиа учебников  или электронные приложения  не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения. Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов; Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся; Игровые моменты пробуждают интерес к предмету; Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление; Мультимедиа   курс   даёт   представление   о   теме   в   целом,   расставляя   акценты   на основных элементах её содержания. Анимация позволяет смоделировать реальную биологическую  картину. Помимо   практикумов   к   каждой   теме   прилагаются   тесты,   позволяющие   оценить степень усвоения темы. Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, вебинары и видеоуроки) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно­значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно   находить   информацию   и   систематизировать   ее   по   заданным признакам; видеть   информацию   в   целом,   а   не   фрагментарно,   выделять   главное   в информационном   сообщении.  В   Интернете   представлена   Единая   Коллекция цифровых образовательных ресурсов(ЦОР). Ее адрес http://school­collection.edu.ru. В   коллекции   можно   найти   материалы,   относящиеся   к   конкретному   учебнику биологии, химии, географии. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Мне самой нравится   сотрудничество с             Корпорацией «Российский учебник» | Объединенная   издательская   группа   «ДРОФА­ВЕНТАНА»/   rosuchebnik.ru.   Можно получить   бесплатную     методическую     помощь   по   предмету,   посетить   онлайн­ мероприятия   ,посмотреть   и   послушать   полезную   и   интересную   информацию.   Я посетила  вебинары по многим темам:  ­Технология формирующего оценивания на уроках биологии ­ Современный урок биологии ­Реализация системно­деятельностного подхода в обучении биологии ­Организация проектной и исследовательской деятельности школьников по биологии 4 ­Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе. ­ЕГЭ 2019. Биология. Методика подготовки ­Подготовка к ОГЭ и ВПР по биологии 2019 ­ ЕГЭ по биологии: основные трудности ­ Готовимся к ЕГЭ. Часть 4. Задания линии 26 ­ Готовимся к ЕГЭ по биологии. Часть 3.  ­Задания линии 24 (текст с ошибками)  ­Готовимся к ЕГЭ по биологии. Часть 1, Информацию по подготовке к ГИА я донесла до своих учеников, и она оказалась для них очень полезной. Ведущий многих вебинаров, Лернер Георгий Исаакович кандидат педагогических  наук, профессор МИОО( Московского института открытого образования), автор  пособий по подготовке к ГИА, заместитель председателя  предметной комиссии ЕГЭ по биологии  во время своего выступления освещал  многие вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ по биологии, в ходе вебинаров им были    рассмотрены разные  виды практико­ориентированных заданий, встречавшиеся в  ЕГЭ по биологии. Он рекомендовал использовать для подготовки к сдаче ЕГЭ  следующие сборники и  учебные пособия. Особое   внимание   хотелось   бы   уделить   вопросу   использования   интерактивных плакатов по биологии.   «Интерактивный   плакат  –   электронное   образовательное   средство   нового   типа, которое   обеспечивает   высокий   уровень   задействования   информационных   каналов восприятия наглядности учебного процесса». Применение   интерактивных   плакатов   на   уроках   биологии   обеспечивает   наиболее полное   восприятие   получаемой   информации.   Интерактивные   плакаты   можно использовать при изучении разнообразных биологических объектов и явлений, так как   они   универсальны,   помогают   последовательно   изложить   учебный   материал, раскрывая ключевые моменты в более удобной форме за счет различных элементов управления. Используя ИКТ на своих уроках, я нахожу ряд преимуществ, которые помогают мне в работе, а именно: экономия времени на уроке; глубина погружения в материал; возможность   одновременного   использования   аудио­,   видео­,   мультимедиа­ материалов;возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся. Работа по этой технологии не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: способствует повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 5 способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. ИКТ   работает   на   конкретного   ребенка.   Ученик   берет   столько,   сколько   может усвоить,   работает   в   темпе   и   с   теми   нагрузками,   которые   оптимальны   для   него. Несомненно,   что   ИКТ   относятся   к   развивающимся   технологиям,  и   должны   шире внедряться в процесс обучения. Использование  ИКТ позволяет сохранять и распечатывать различные материалы, не затрачивая при этом много времени и сил, упрощает проверку усвоенного материала, вдохновляет   учителя   на   поиск   новых   подходов   к   обучению,   стимулирует профессиональный рост. ИКТ удачно  сочетаются с методом проектов. Проектная   и   исследовательская   деятельность   на   уроках   биологии,   а   так   же   во внеурочное время тоже является важным звеном в моей работе, которому я уделяю большое внимание. Без использования компьютера такая работа была бы ни совсем полноценной и наглядной. В свою очередь   учащиеся   при создании проекта намечают промежуточные задачи, ищут   пути   их   решения,   само   решение,   сравнивает   полученное   с   требуемым   и  корректирует деятельность. Интерактивная физкультминутка В современных условиях модернизации российского образования важно формировать ценностное отношение учащихся к собственному здоровью. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия школьников   и их высокой   активности   в   учебном   процессе   состоит   в   использовании   рационально подобранных игр оздоровительной направленности. Во время занятия у учащихся любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Утомление   может   проявляться   по­разному:   зевотой,   рассеянным   вниманием, отвлекаемостью,   раздражительностью,   появлением   непроизвольных   движений, нарушением осанки и координации движений. Одним   из   самых   эффективных   способов   предупреждения   утомления,   улучшения общего   состояния   детей,   смены   их   деятельности   считаются   кратковременные физические упражнения, так называемые физкультурные минутки (физкультминутки, физминутки). Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают   внимание   с   одной   деятельности   на   другую,   успокаивают   нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Каждая   физминутка   включает   комплекс   из   трех­четырех   правильно   подобранных упражнений, повторяемых 4­6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Мои дети любят 6 интерактивные физкультминутки, которые можно им показать лишь используя ИКТ технологии. Виды физминуток: физкультурные паузы. 1.  Физкультурные упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на занятии. Это мышцы спины, шеи, бедер. Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые   не   требуют   сложной   координации   движений   и   большого   пространства, которое можно выполнять в положении «сидя», и в положении «стоя» в медленном или среднем темпе. 2.гимнастика для глаз ­система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций,   сохраняет   зрение,   способствует   развитию   прослеживающей   функции глаз, повышает  мотивацию  детей  к выполнению  зрительной гимнастики, вызывает приятные   эмоции.   Методика   проведения   электронной   физминутки   проста   в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. 3. пальчиковая гимнастика   Пальчиковые игры — это инсценировка каких­либо рифмованных историй, сказок при   помощи   пальцев».   Пальчиковые   игры   как   бы   отображают   реальность окружающего   мира   –   предметы,   животных,   людей,   их   деятельность,   явления природы. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. 4. Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения, направленные на укрепление дыхательной мускулатуры улучшают умственную деятельность ребенка. Специалисты считают, что это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний. С   целью   правильного   обучения   носовому   дыханию   необходимо   использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох через нос и выдох через рот. . Упражнение № 1 •  Стать прямо, держа руки по сторонам тела. •  Сделать полный глубокий вдох через нос. •  Медленно   поднимать   руки,   держа   их   напряженными   до   тех   пор,   пока кисти рук не будут над головой. •  Задержать дыхание на 2­3 секунды, держа руки над головой. •  Медленно   опустить   руки   к   сторонам   тела,   так   же   медленно   выдыхая воздух через рот. Упражнение № 2 •  Стать прямо, держа руки прямо перед собой. •  Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2­3 секунды. 7 •  Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание. •  С силой выдохнуть воздух через рот.  Упражнение № 3 •  Стать прямо, руки вытянуть перед собой. •  Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2­3 секунды. •  Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание. •  С силой выдохнуть воздух через рот.  Упражнение № 4 •  Выполнить   упор   лежа   на   гимнастической   скамейке,   держа   руки   по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями. •  Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание. •  Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног. •  Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2­3 раза. •  С силой выдохнуть воздух через рот.  Упражнение № 5  Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони. •  Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание. •  Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках. •  Медленно   отодвинуться   назад,   делая   это   при   помощи   мускулов   рук   и держа все тело напряженным. •  С силой выдохнуть воздух через рот.

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018