Исследование и поиск в образовательном процессе, как один из способов формирование УУД.
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
31.03.2018
Раньше в школе в основном преобладало традиционное обучение, которое строилось на репродуктивной деятельности, на основе готовых, кем-то добытых истин. Итогом становилось потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.
Именно поэтому подготовка учащихся к исследовательской деятельности, формирование обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного учителя.
Исследование и поиск в образовательном процессе.docx
Исследование и поиск в образовательном
процессе, как один из способов
формирования УУД.
Учитель начальных классов – Наталия Николаевна Супрякова 2017-
2018учебный год
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: "Как
делаются открытия?" Эйнштейн ответил: "А так: все знают, что вот
этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что
этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была лишь шутка. Но,
вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в
том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в том, чтобы "сомневаться", не
брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не
останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период
жизни младших школьников отличается огромным стремлением к
творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования ,нужно умное и умелое
руководство взрослых.
Исследовательское поведение один из важнейших источников
получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии
"исследовательским обучением" именуется подход к обучению,
построенный на основе естественного стремления ребенка к
самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения формирование
способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать
новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие
традиционного и исследовательского обучения. И попрежнему
традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на
методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже
готовых, кемто добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка
1
в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского
поведения поисковая активность. Итогом становится потеря
любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге
практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а,
следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской
деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского
поиска становится важнейшей задачей образования и современного
учителя.
Исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное и
непознанное.
Деятельность исследователя деятельность творческая, а сам
исследователь, безусловно, творец. И не имеет значения, чем он
занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины
или разрабатывает новые компьютеры.
Стремление и способности к исследовательскому поведению это
некая универсальная характеристика творца.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и
исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно
включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор
темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение
возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение
полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Многих педагогов мысль о том, что ребенок способен пройти через все
эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и
сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная
исследовательская работа с детьми. 2
Схема проведения исследования с младшими школьниками
выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить
направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные
вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том
числе должны быть высказаны и нереальные провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать
методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные
знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать
полученный материал, используя известные логические правила и
приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям,
подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и
взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы. 3
Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу
с детьми в направлении исследовательского обучения.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям,
умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также
методам обработки полученных материалов, не просто и практически не
рассматривается в специальной педагогической литературе. При
кажущемся обилии научного материала по развитию творческого
мышления учащихся, приходится признать, что конкретного
методического и дидактического материала, позволяющего строить
обучение младших школьников с учетом развития творческого
мышления нет. Существует множество методических пособий только
для средней и старшей школы.
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты
начального образования остаются прежними– формирование
общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у
детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение
для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты
второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам
обучающихся, закончивших начальную школу.
1.Предметные(знания о сущности и особенностях объектов и
явлений действительности, умение решать предметные задачи).
2.Личностные(формирование мотивации к обучению, способность к
саморазвитию, социальные компетенции ).
3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в
том числе коммуникативных, формирование информационной
компетенции ).
Я считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях
построения образовательного процесса, где можно организовать
познавательную деятельность учащихся, формировать и развивать
предметные и ключевые компетенции, применять современные
образовательные технологии, создавать«ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности
личности младших школьников.
4
Исследование и поиск в образовательном процессе, как один из способов формирование УУД.
Исследование и поиск в образовательном процессе, как один из способов формирование УУД.
Исследование и поиск в образовательном процессе, как один из способов формирование УУД.
Исследование и поиск в образовательном процессе, как один из способов формирование УУД.
Исследование и поиск в образовательном процессе, как один из способов формирование УУД.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.