Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: анализ портретов героев как средство изображения их характеров. Задачи: помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать
Иконка файла материала лит ра 6 кл.doc

Тема:    Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Образы крестьянских мальчиков.

Цель: анализ портретов героев как средство изображения их характеров.

Задачи: помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать в

зведения.

За­да­чи:                                                                                                                                      закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям;                                                                      вы­яс­нить, как ис­то­ри­и,  рас­ска­зан­ные  маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их;                         раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

 

Оборудование урока:  презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners,  портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

 

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

 

Обучающие структуры (Educare): Corners, Single Round Robin, Mix Pair Share, билетик на выход.

 

Тип урока: комбинированный

 

                                       «Читая рассказ, словно наяву любуешься

                                        мальчишками- каждый из них – характер, в каждом  

                                       неповторимая душа…»

                                                  И. Смольников « Середина столетия»

 

                              Ход урока.

1.Организационный момент.                                                                                       Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Придумано кем-то просто, но мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

«Доброе утро» - солнцу и птицам,

«Доброе утро» -приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

 

 

2.Сообщение темы и цели урока.

Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь) (слайд 3)

Работа с текстом.

• Понравилось ли вам это произведение? Чем?

• О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

• Расскажите кратко содержание рассказа.

3. Работа со словарем.

 

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

- Что же вы услышали из уст мальчишек?

- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

 

 

3.Работа в группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное).

Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.

 

Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4.

 

Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.

1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

- Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление

автора

Мое мнение о мальчике

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спасибо за ответы.

 

4.Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

 Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

     - А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

     - Что можно узнать по портрету?

     - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

 

Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).

 

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).

 

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

 

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

 

 -Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

                                   

 

5. Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа)

 

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет  своего героя. Пройдите к нему.

 

    - Зачитайте  ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя?

  -  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

   - Почему?

 

-А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.

-А теперь работаем дальше. Вам дана таблица.  (приложение № 2)

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

 

 

6.Выступления (3 минуты)

 

7.Закрепление материала (микс-пэа-шэа).

 

Потанцуем!  Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

            Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):

1) Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

Отвечают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?

              (Федя.  По одёжде)

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

  3) Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10,  Ване -7.)

 Отвечают ученики, старшие по возрасту.

 

Музыка.

4)Что готовили мальчики? «Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

 

-Поблагодарим друг друга.

 

 

VI. Рефлексия.

Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ.

 

 

1. На уроке я работал

 

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой я

 

А) доволен

Б) не доволен

3. Урок для меня показался

 

А) коротким

Б) длинным

4. Моё настроение стало

А) лучше

Б) хуже

 

VII. Информация о домашнем задании:

1.Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

2.Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

 

9.      Подведём итоги урока.

    В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева  это даровитые, способные дети.  Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

  (Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

  Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

   Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

   Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

   Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

 

- Как вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 века? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

 (С од­ной  сто­ро­ны,  са­мо­стоя­тель­ные с пе­лё­нок впи­тав­шие всё рус­ское: от­но­ше­ние к при­ро­де,  по­ве­рья, при­ме­ты, жи­вой  ум. С другой  сто­ро­ны,  тя­жё­лый труд, от­сут­ст­вие воз­мож­но­сти учить­ся.)

 

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

 

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

 

Домашнее задание.  Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

10.Оценки за урок (приложение №4):

До свидания, ребята. Всего доброго!