Проект - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать - значит научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.Использование проектного метода на уроках
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Городнянской Татьяны Николаевны
по теме «Проектная деятельность на уроке»
Проект это исследование. Человек исследует, а это значит, что он
наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и
тайны языка, узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать
значит научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость
мысли, интерес к знаниям.
В своей педагогической практике при обучении русскому языку и
литературе я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные,
игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста
учащихся и темы. Достаточно упомянуть темы работ моих учеников, чтобы
убедиться в интегративной сущности проектной деятельности. Например,
«Изображение казачьего быта в романе Шолохова «Тихий Дон», «Воронежская
ссылка Мандельштама», «Улицы, названные именами героев». Приобретают
мастерство исследователя мои ученики постепенно, от простых заданий к всё
более сложным. Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в
урок фрагменты исследовательской работы Изучая повесть Гоголя «Ночь перед
Рождеством», ребята работают над проектом «Традиции малороссиян» . А при
изучении темы «Поэты Россошанского края» идёт работа над проектом «Поэты
земляки». Каждый школьник, исследуя творческий путь определённого поэта,
встретился и поговорил с ним, собрал фотодокументы. В итоге появились
проекты: «Творчество Раисы Ефремовны Дерикот», «Россошанский поэт Алексей
Шаповалов», «Творчество Леонида Южанинова», «Особенности лирики Светланы
Ляшовой»
В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта кгрупповому. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях
сводятся в коллективный труд «Родные поэты» .
Изучая «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, ребята делают диафильм и защищают
свой проект.
При изучении определённых тем по русскому языку ребята работали над
проектами: «Особенности разговорной речи», «Засорение русского языка»,
«Источники фразеологизмов». Некоторые проекты мои ученики защищали на
ежегодной районной научнопрактической конференции «Шаг в будущее».
Таким образом, если с раннего возраста детей включать в проектную
деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память,
способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие
качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти
качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами
личности человека. Эффективность формирования и развития творческих черт
личности во многом зависит от нашей способности организовать проектную
деятельность учащихся.
Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному
ребенку нужно лишь суметь вовремя раскрыть.