Технологическая карта урока изобразительного искусства
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 1 класс
Тема урока: Узоры на крыльях.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели деятельности педагога |
Создать условия для обучения детей приемам украшения крыльев бабочек; познакомить с линией симметрии, развивать творческое воображение учащихся; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе. |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты |
Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные – продолжить развитие умения сопоставлять и сравнивать, выделять главное, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; регулятивные – продолжить развитие умения определять цель и этапы своей работы; оценивать результат своего труда коммуникативные – продолжить развитие умения выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и вести диалог. Предметные: научить находить и использовать линию симметрии, украшать крылья бабочек; продолжить овладение элементарными практическими умениями и навыками в новом виде художественной деятельности – монотипия Личностные: продолжить развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, положительного отношения к процессу познания. |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия и термины |
Линия симметрии, монотипия, узор, крылья бабочки; акварель, гуашь, кисти, альбом. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Зрительный ряд: мультимедийная презентация « Узоры на крыльях», иллюстрации и цветные картинки с изображением бабочек, образец педагогического рисунка; литературный ряд: стихи и загадки. Музыкальный ряд: видео песни – Прекрасный мир бабочек; видеоролик «Бабочка» на одноименную детскую песенку в исполнении Ксении Кондратовой |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Художественные материалы: акварель, гуашь, кисти, салфетки, заготовки бабочек из белой бумаги и шаблоны бабочек |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации |
Универсальные учебные действия |
Формы контроля |
I. Организационный момент Организация начала урока.
|
Эмоциональная, психологическая подготовка к усвоению материала. Просмотр мультимедийной презентации |
- Я очень рада встрече с вами. Уверена, что вместе с красками и кисточками вы принесли на урок и хорошее настроение. - Покажите хорошее настроение (улыбка). Пальчиковая гимнастика - А ещё наши пальчики умеют превращаться в яркое солнышко: (слайд №2) Солнышко поскорей Всех ребяток обогрей! (Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок) Этот лучик золотой, (Показать большой пальчик) Этот тоже не простой, (Указательный) Этот теплый, (Средний) Этот светлый, (Безымянный) Этот самый маленький. (Мизинец) - Как много лучиков у нас получилось (слайд №3) |
Настраиваются на эмоциональное, позитивное настроение урока, которое создает учитель |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: ответственно относятся к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Наблюдение |
II. Введение в тему урока. Постановка и формулировка учебной задачи.
III. Сообщение темы и цели урока.
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.
Планирование деятельности
Словесно-иллюстрированный рассказ о бабочках. Просмотр мультимедийной презентации.
Просмотр видеофильма Прекрасные бабочки
Просмотр мультимедийной презентации. |
- Солнышко проснулось, улыбнулось и своими яркими лучами разбудило всех вокруг. - А это что за чудо проснулось? (слайд № 4) - Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Встрепенулся, всколыхнулся, взвился вверх и улетел…(это бабочка) (слайд № 4) - Действительно, это у бабочки на крыльях рисунок, похожий на глаза. (слайд № 5-6) - Для чего ей нужен такой яркий наряд? (высказывания детей) (слайд № 7) - Вы уже догадались, что мы сегодня будем рисовать? (бабочку) (слайд № 8) - А если точнее, узоры на крыльях бабочки. (- О ком мы сегодня узнаем на уроке? - Рассмотрим бабочек и узоры на крыльях. - Украсим кого?) - Кто из вас видел бабочек? Когда? Какие они? (красивые, яркие, легкие) - Правильно (слайд № 9) - В природе существует огромное количество видов бабочек. Все они разные и не похожи друг на друга. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Давайте вернемся с вами в теплый летний день и полюбуемся бабочками, их разноцветным узором на крыльях. -Ребята, вы заметили, какие удивительные и разные узоры можно увидеть на крыльях бабочек? Кто же рисует эти узоры? - На что похожи узоры? Давайте вместе ответим на этот вопрос! (Показывает изображение бабочки и задает вопрос. В результате появляется коллективное стихотворение «Что у бабочки на крыльях?») -Что у бабочки на крыльях? (слайд № 10) Там же солнце золотое -Что у бабочки на крыльях? (слайд № 11) Там же небо голубое. -Что у бабочки на крыльях? (слайд № 12) Там же радуга цветная. (слайд № 13) -Что
у бабочки на крыльях? (слайд № 14 -15) Шевелились у цветка все четыре лепестка, я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (слайд № 16) На цветок в саду присела Бабочка. Ты откуда прилетела, Бабочка? До чего же ты пригожа, Бабочка! На цветок сама похожа Бабочка! (С. Говил) (слайд № 17 - 21) |
Предположения, высказывания детей.
Называют тему урока, формулируют цели и задачи урока
Внимательно слушают литературные произведения, смотрят презентацию
Смотрят видеофильм Высказывают предположения, свое мнение.
Совместное чтение стихотворения по опорным картинкам
Внимательно слушают литературные произведения, смотрят презентацию |
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других, формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируют умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы |
|
Физкультминутка |
(слайд № 22, 23) Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Наблюдение за выполнением упражнений |
IV. Изучение нового материала |
Словесный. Беседа |
Знакомство с новым понятием «симметрия» - Если согнуть бабочку вдоль туловища пополам, что произойдет? (половинки совпали, они одинаковые) Совпадает не только форма крыльев, но и узор. Симметрия - когда при делении пополам одна половина повторяет другую как в зеркале, зеркальное отражение. - Мы воспользовались одним важным законом, который называется «симметрия» (появляется на доске табличка со словом). Закрепление. Игра «Зеркальное отражение» (шаблон бабочки) - Совпадут ли крылья бабочки, если она их сложит? (шаблон бабочки сложить вдвое) Бабочка симметрична, так как крылья и узоры совпадают |
Внимательно слушают, запоминают
Принимают активное участие в игре
|
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная |
|
Устные ответы |
V. Творческая практическая деятельность учащихся. (Работа индивидуально и в парах).
|
Фронтальная, индивидуальная.
Педагогический рисунок.
|
Организация рабочего места. (слайд № 24 - 26) - Осталось выполнить самое важное задание – самостоятельно нарисовать узор на крыльях бабочки красками. - Чтобы бабочки порадовали нас своей красотой, давайте симметрично украсим их крылья, «оживим», нарядив в яркие, узорчатые платья. - Сначала я покажу вам один новый прием: монотипия (моно – один, типия – оттиск, то есть один оттиск) (показ учителя). Показ учителя. Возьмем бабочку и на одной половинке сделаем красками пятнышки и волнистые линии. Сложим бабочку очень аккуратно и прижмем, затем салфеткой разгладим. Раскроем и посмотрим, что у нас получилось. Если плохо отпечаталось – повторите. Рисовать будем только на одной половинке. (Каждому ученику выдается шаблон бабочки). - Представьте себе раннее утро. Кругом тишина. Все в природе отдыхает. Бабочки проснулись, полетели к солнышку, выше, выше. |
Дети выполняют узор на крыльях, используя технику монотипия |
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная |
Предметные: овладевают новым приемом работы с красками - монотипией, умениями применять цвет для достижения своего замысла, познавать мир через образы и формы изобразительного искусства |
|
VI. Итог урока. Рефлексия. |
Видеоролик «Бабочка». Выставка и презентация работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.
|
Выставка работ (слайд № 27) - Нравятся вам бабочки? - Какая больше всего нравится? Почему? - Каждая бабочка хороша по-своему. - Что нового научились делать? -Что больше всего понравилось на уроке? -Что показалось трудным? -Мне сегодня было приятно и радостно работать с вами. Когда я говорю слово «радость», то представляю светлое, улыбающееся солнышко, от которого становится тепло и хорошо (слайд № 28) Это солнышко дарит каждому из вас свою улыбку. И вы тоже чаще улыбайтесь друг другу и дарите свою радость окружающим. Спасибо за урок! (слайд № 29)
|
Встают и с порхающими бабочками в руках под музыку выстраиваются у доски. Рассматривают рисунки, представляют и оценивают их, слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.