Картотека приёмов активизации познавательной активности и самостоятельности обучающихся с ЗПР в урочной деятельности.
Учитель начальных классов ГБОУ ООШ №132 г. Санкт-Петербург
Розанова Т.Д
При построении современного урока одной из задач является активизация познавательной активности и самостоятельности учащихся с ЗПР. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям. Тормозит познавательную активность однообразная деятельность. Для учащихся с ЗПР, имеющих нестабильную динамику развития мыслительных процессов, снижение познавательного интереса, данная активизация очень важна. Можно выделить следующие приемы управления познавательной деятельностью и самостоятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
д) проблемный вопрос - проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону, ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение деятельностью, вызвать интерес к ней.
е) приём отбора ключевых понятий.
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу,обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
б) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
в) приём алгоритмизации будет служить учащимся образцом и помощником деятельности.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
а) Прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
б) приём построения структурно-логических схем, таблиц.
Применение следующих приёмов актуально на всех этапах урока, а именно:
- использование наглядности;
- использование дидактического материала;
- приём организации работы с источником;
- визуализация мыслительного процесса;
- приём драмматизации;
-сотрудничество, групповая работа, работа в парах ,такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию;
- ролевой приём ( учащиеся представляют себя в роли н-р, объясняющего);
- приём представления учебного материала с использованием современных средств обучения ( интерактивные доски, мультимедийные средства, презентации и т.д);
- игровые приёмы;
- приёмы для развития критического мышления: «Кластер», синквейн, «Инсайт».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.