Классификация подвижных игр для детей с нарушением интеллекта
Единой классификации подвижных игр нет даже для здоровых детей. В педагогической практике и научной литературе встречаются десятки признаков, по которым группируются подвижные игры:
- сюжетные;
- бессюжетные;
- игры-эстафеты;
- игровые упражнения;
- игровые композиции;
- имитационные игры;
- игры с предметами;
- игры с преимущественным использованием различных физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.п.), которые направлены на развитие физических качеств, различающиеся координационной сложностью и величиной нагрузки;
- подвижные игры, переходящие к спортивным;
- игры, основанные на межпредметных связях;
- "пальчиковые" игры;
- игры, систематизированные по педагогическим задачам;
- игры для детей с различными отклонениями и заболеваниями и многие другие.
Та же картина наблюдается и в подвижных играх, рекомендованных для детей с умственной отсталостью. Причем многие игры совпадают, и это естественно, потому, что главная функция игры - забава, развлечение - свойственна всем детям - как здоровым, так и с ограниченными возможностями, и достигается одними и теми же средствами. Просто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осваивают подвижные игры, как и любую другую деятельность, а некоторые им и вовсе недоступны. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей (Дмитриев А.А., 1989; Козленко Н.А., 1991; Ильин В.А., 1992; Гербцова Г.И., 1994; Воронкова В.В., 1994; Страковская В.Л., 1994; Рубцова Н.О., 1995; Черник Е.С., 1997; Дмитриев В.С. 1997; Катаева А.А., Стребелева К.А., 1998; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999 и др.).
Представленная классификация отражает общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятельность для умственно отсталого ребенка - не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития телесных, психических, интеллектуальных возможностей. Соединение в подвижной игре трех компонентов - физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, где все эти проявления реализуются комплексно.
Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности: например, в эстафете "Зайцы" развивается умение дифференцировать усилия в прыжках и метании, быстрота реакции. Закрепляются знания количественного счета, укрепляется сердечнососудистая и дыхательная системы, т.е. одна игра имеет несколько признаков для её соотнесения в разные группы.
Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выбрать те из них, которые направленно воздействуют именно на те, функции ребенка, которые отстают в развитии и нуждаются в коррекции. Такая группировка подвижных игр позволяет педагогам, родителям, учителям, воспитателям и другим заинтересованным лицам лучше ориентироваться в их назначении и целенаправленном выборе для практического применения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.